Михаил Зощенко ~ Бабушкин подарок (+ Анализ)

Зощенко Михаил Михайлович (1894-1958)
Зощенко Михаил Михайлович (годы жизни 1894 — 1958), русский (советский) писатель сатирик, мастер коротких юмористических рассказов.
Зощенко Михаил Михайлович (1894-1958)
Зощенко Михаил Михайлович (1894-1958) недавно публиковал (посмотреть все)
Бабушкин подарок — рассказ Михаила Зощенко, над которым задумаются как взрослые, так и дети. В нем описывается, как семья с двумя детьми живёт на даче. Их раз в месяц там навещает бабушка с гостинцами и сладостями для детей.

Иллюстрация к рассказу Зощенко Бабушкин подарок

Читать рассказ Михаила Зощенко «Бабушкин подарок»

У меня была бабушка. И она меня очень горячо любила.

Она каждый месяц приезжала к нам в гости и дарила нам игрушки. И вдобавок приносила с собой целую корзинку пирожных.

Из всех пирожных она позволяла мне выбрать то, которое мне нравится.

А мою старшую сестрёнку Лелю бабушка не очень любила. И не позволяла ей выбирать пирожные. Она сама давала ей какое придётся. И от этого моя сестрёнка Леля всякий раз хныкала и сердилась больше на меня, чем на бабушку.

В один прекрасный летний день бабушка приехала к нам на дачу.

Она приехала на дачу и идёт по саду. В одной руке у неё корзинка с пирожными, в другой — сумочка.

И мы с Лелей подбежали к бабушке и с ней поздоровались. И с грустью увидели, что на этот раз, кроме пирожных, бабушка нам ничего не принесла.

И тогда моя сестрёнка Леля сказала бабушке:

— Бабушка, а кроме пирожных ты разве нам сегодня ничего не принесла?

И моя бабушка рассердилась на Лелю и так ей ответила:

— Принесла. Но только не дам невоспитанной особе, которая так откровенно об этом спрашивает. Подарок получит благовоспитанный мальчик Миня, который лучше всех на свете благодаря своему тактичному молчанию.

И с этими словами бабушка велела мне протянуть руку. И на мою ладонь она положила десять новеньких монеток по десять копеек.

И вот я стою как дурачок и с восторгом смотрю на новенькие монеты, которые лежат у меня на ладони. И Леля тоже смотрит на эти монеты. И ничего не говорит. Только у неё глазёнки сверкают недобрым огоньком.

Бабушка полюбовалась на меня и пошла пить чай.

И тогда Леля с силой ударила меня по руке снизу вверх, так что все мои монеты подпрыгнули на ладони и попадали в траву и в канаву.

И я так громко зарыдал, что сбежались все взрослые — папа, мама и бабушка. И все они моментально нагнулись и стали разыскивать упавшие мои монетки.

Иллюстрация к рассказу Зощенко Бабушкин подарок

И когда были собраны все монетки, кроме одной, бабушка сказала:

— Видите, как правильно я поступила, что не дала Лельке ни одной монеты! Вот она какая завистливая особа. «Если,— думает,— не мне,— так и не ему!» Где, кстати, эта злодейка в настоящий момент?

Чтобы избежать трёпки, Леля, оказывается, влезла на дерево и, сидя на дереве, дразнила меня и бабушку языком.

Соседский мальчик Павлик хотел стрельнуть в Лелю из рогатки, чтоб снять её с дерева. Но бабушка не позволила ему это сделать, потому что Леля могла упасть и сломать себе ногу. Бабушка не пошла на эту крайность и даже хотела отобрать у мальчика его рогатку.

И тогда мальчик рассердился на всех нас и на бабушку в том числе и издали стрельнул в неё из рогатки.

Бабушка, ахнув, сказала:

— Как это вам нравится? Из-за этой злодейки меня из рогатки подбили. Нет, я не буду к вам больше приезжать, чтоб не иметь подобных историй. Лучше вы привозите ко мне моего славного мальчика Миню. И я всякий раз, в пику Лельке, буду дарить ему подарки.

Ещё по теме:  Михаил Зощенко ~ Через тридцать лет (+ Анализ)

Папа сказал:

— Хорошо. Я так и сделаю. Но только вы, мамаша, напрасно хвалите Миньку! Конечно, Леля поступила нехорошо. Но и Минька тоже не из лучших мальчиков на свете. Лучший мальчик на свете тот, который отдал бы своей сестрёнке несколько монеток, видя, что у неё ничего нет. И этим он не довёл бы свою сестрёнку до злобы и зависти.

Сидя на своём дереве, Лелька сказала:

— А лучшая бабушка на свете та, которая всем детям что-нибудь дарит, а не только Миньке, который по своей глупости или хитрости молчит и поэтому получает подарки и пирожные.

Иллюстрация к рассказу Зощенко Бабушкин подарок

Бабушка не пожелала больше оставаться в саду.

И все взрослые ушли пить чай на балкон.

Тогда я сказал Леле:

— Леля, слезь с дерева! Я подарю тебе две монетки.

Леля слезла с дерева, и я подарил ей две монетки. И в хорошем настроении пошёл на балкон и сказал взрослым:

— Всё-таки бабушка оказалась права. Я лучший мальчик на свете — я сейчас подарил Леле две монетки.

Бабушка ахнула от восторга. И мама тоже ахнула. Но папа, нахмурившись, сказал:

— Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться.

И тогда я побежал в сад, нашёл свою сестру и дал ей ещё монетку. И ничего об этом не сказал взрослым.

Итого, у Лельки стало три монеты, и четвёртую монетку она нашла в траве, где она меня ударила по руке.

И на все эти четыре монеты Лелька купила мороженое. И она два часа его ела, наелась, и ещё у неё осталось.

А к вечеру у неё заболел живот, и Лелька целую неделю пролежала в кровати.

И вот, ребята, прошло с тех пор много лет. И до сих пор я отлично помню папины слова.

Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.

И то хорошо.

Анализ рассказа Михаила Зощенко «Бабушкин подарок»

История создания произведения

Прежде чем говорить об истории создания рассказа М.М.Зощенко «Бабушкин подарок» хотелось бы немного рассказать о жизни этого удивительного человека и писателя. Родился он в Санкт-Петербурге, учился в гимназии №8, учился плохо, однажды на экзамене по русскому языку он получил единицу, но уже тогда хотел быть писателем. Затем – Петербургский институт, юридический факультет, откуда через год был отчислен из-за неуплаты. Начал трудиться. В 1914, когда началась Первая мировая война, решил поступить на военную службу. Воевал, участвовал во многих сражениях, был отравлен газами, получил ранения, награждён четырьмя орденами за боевые заслуги. После революции – Красная Армия. Сердечный приступ. Демобилизация. Петроград. С 1918 по 1921 год сменил 10-12 профессий, был даже агентом уголовного розыска. Пишет сатирические рассказы. В 1939-1940 годах Михаил Зощенко создал серию произведений для детей под названием «Лёля и Минька», в которую, кроме рассказа «Бабушкин подарок», включены рассказы «Золотые слова», «Ёлка» и другие. Их объединяет образы главных героев. Это маленький Минька и Лёля, его сестра.

Повествование ведется от лица рассказчика. Это взрослый человек, который вспоминает поучительные и комические эпизоды из своего детства. Автор и рассказчик похожи друг на друга, но полного совпадения нет. Речь рассказчика отличается от авторской. Такая форма повествования называется литературным сказом.
Трудно в это поверить, но написаны были эти рассказы человеком, который постоянно подвергался гонениям: сатирические журналы, с которыми он сотрудничал, закрывали. Его исключили из Союза советских писателе, в котором он восстановился только после смерти Сталина. Особенно тяжелым был для Зощенко 1946 год, когда вышло постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград», поводом к которому … детский рассказ «Приключения обезьяны» (власти увидели намёк на то, что в советской стране люди живут хуже обезьяны).

Но самое страшное случилось 5 мая 1954 года: на встрече с английскими студентами М.Зощенко открыто заявил, что не согласен с обвинениями в свой адрес. После этого имя писателя перестало упоминаться. За него вступились К. Чуковский, Каверин, В.С.Иванов, Н.Тихонов. Зощенко удалось выпустить в 1957 году сборник «Избранные рассказы и повести». Но здоровье было подорвано, и 22 июля 1958 года писателя не стало. Даже тело его после смерти подверглось опале: не разрешили хоронить в Ленинграде. Прах писателя покоится в Сестрорецке.

Ещё по теме:  Михаил Зощенко ~ Вот какие бывают мышки

Я всегда удивлялась тому, как удалось Зощенко сохранить чистоту и доброту души в то трудное время. Эти качества необходимы, чтобы писать для детей. Цикл рассказов «Лёля и Минька» (именно в него входит «Бабушкин подарок») появился в 1937-1940 гг. Автор обращается к детской аудитории, восприимчивой, впечатлительной. Разумеется, для своих рассказов Зощенко привлёк собственные воспоминания детства. На это указывает и название, и время, и характерные черты его детства и жизни семьи. Рассказчик взрослый, говорящий о своём детстве в прошедшем времени и обращающийся к детской аудитории. Автор надеется, что его опыт научит маленьких читателей, как стать в будущем добрыми, правдивыми и нравственно здоровыми. Главная цель: желание преподать юным читателям основные правила жизни.

Символика названия

Рассказ носит, на первый взгляд, очень простое название: «Бабушкин подарок». Но если вдуматься, окажется, что не всё так однозначно.

Зощенко всегда с особенным психологизмом обращался к детству и молодости. Детство в представлении Зощенко – это выбор пути:

  • В каком направлении будет развиваться человек?
  • Что станет ориентиром для чуткой души ребёнка в таком впечатлительном и ранимом возрасте?
  • Как сохранить детскую непосредственность и непредвзятость на протяжении всей жизни?

Ответ на эти и другие вопросы содержат в себе рассказы для детей Михаила Зощенко.

Но вернемся к рассказу «Бабушкин подарок». Бабушка – самый близкий после родителей человек. И так уж устроена жизнь, что бабушки балуют своих внуков. Бабушка Мини и Лёли тоже никогда не приезжает с пустыми руками. Но почему-то (может быть, не совсем справедливо) она больше любит Миньку. Может быть, потому, что Лёля всегда говорит то, что думает, а Минька благоразумно (или из хитрости) молчит. Конечно, у бабушки намерения самые добрые: она хочет видеть Лёлю воспитанной особой.

Подарок – это вещь, которую подарили. Вспоминается пословица «Дарённому коню в зубы не смотрят». Но это не о Лёле, которая в отличие от Миньки, получающего то, что хочет, всегда недовольна подарками.

Случай, описанный в этом рассказе, несомненно оставил глубокий след в жизни рассказчика: он понял, что нельзя быть жадным, завистливым, нельзя кричать всему миру о совершённых добрых поступках. То же самое, наверно, поняла и Лёля. И всё это произошло благодаря бабушкиному подарку.

Композиция рассказа

Композиционное построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его содержание.

Композицию рассказа Михаила Зощенко «Бабушкин подарок» можно назвать событийной. Писатель рассказывает о ряде событий, в результате которых герой – рассказчик стал другим человеком. Завязка рассказа – приезд бабушки с подарками. Далее события развиваются таким образом, что конфликт между Лёлей и Минькой обостряется. Кульминацией же рассказа, наверно, можно назвать эпизод, когда Минька отдал монетку Лёле и ничего не сказал об этом взрослым. Все эти события стали хорошим уроком и для Миньки, и для Лёли.

В рассказе автор использует диалог, чтобы через реплики героев ярче показать их характеры: Бабушка – строгая, может быть, не всегда справедливая, но любящая своих внуков; Лёля – лидер, искусительница, подстрекательница, подруга; рассказчик – добрый, но иногда хвастливы, но стремящийся быть хорошим.

Этот рассказ – воспоминание по композиции можно назвать совершённым, так как в нём ничего лишнего. Автор ненавязчиво говорит о том, каким нужно быть, к чему надо стремиться. Это рассказ для детей, и дети, прочитав его, поймут, что хотел донести автор.

Система образов: мир взрослых и детей в произведении

В рассказе М.Зощенко два мира: мир взрослых (бабушка, мама, папа) и мир детей (Лёля, герой-рассказчик, соседский мальчик Павлик). Но по мути это один мир, так как между героями существует тесная связь, и не только родственная.

Бабушка – старая, но добрая, особенно к герою-рассказчику, но и Лёлю она любит (например, она не позволила соседскому мальчику Павлику «стрельнуть из рогатки» в Лёлю).

Папа – справедливый, строгий, не умиляется поступкам детей, а объясняет, как надо поступать.

Мама занимает пассивную позицию 6 помогает искать рассыпавшиеся монетки и «ахнула», когда Минька подарил Лёле две монетки.

Главный герой – рассказчик, от лица которого ведётся повествование, его зовут Минька. Мальчик, любящий подарки (да и кто их не любит), сначала он ведёт себя эгоистично, но в конце рассказа, благодаря своевременному наставлению отца, меняется в лучшую сторону.

Ещё по теме:  Михаил Зощенко ~ Трусишка Вася

Лёля – сестра Миньки, очень непосредственная девочка, никогда не притворяется, всегда говорит правду, делает то, что хочет, искренняя. А то, что она завидует Миньки, так это можно понять, ведь бабушка не очень-то её любит (или хочет, чтобы Лёля стала другой).

Есть еще Павлик, соседский мальчик, эпизодический образ. Когда ему не разрешили стрельнуть в Лёлю из рогатки, он рассердился на всех и стрельнул из рогатки в бабушку. Видно, что мальчик невоспитанный.

Героев, как видим, немного. Но именно это делает рассказ прозрачным и действующим для понимания.

Речь героев, её особенности

М.Зощенко был материалистом в области сказа. Это такие повествования, когда рассказчик обычно – участник событий, такая манера помогает точно передать индивидуальную характеристику героем, их речь, жесты. В рассказе «Бабушкин подарок» рассказчик — мальчик Минька, но уже ставший взрослым. Но поскольку речь идёт о детских годах, то автор использует и просторечные, разговорные слова: «стою как дурачок», «стрельнуть», потому что именно так рассказывал бы мальчик.

Лёля – старшая сестра, и речь у неё рассудительная, серьезная. Показано, что она обижена на бабушку, которая обделяет её подарками.

Речь бабушки – речь образованного, пожившего жизнь человека, правильная речь. Она любит Миньку («славный мальчик Миня»), но недолюбливает Лёлю («завистливая особа», «злодейка»).

Папа, судя по речи, человек строгий, серьезный, заинтересован в том, чтобы его дети выросли достойными людьми. Он не поддерживает бабушку, когда она с матерью восхищается поступкам Миньки, и говорит: «Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться». И эти слова Минька запомнил на всю жизнь. Как это важно: сказать вовремя нужные слова!

Последние шесть предложений звучат из уст уже взрослого человека. В них – мораль, нравоучение о том, что нужно стремиться стать хорошим.

Средства художественной выразительности, их роль в произведении

Из средств художественной выразительности прежде всего хотелось бы отметить парцелляцию – намеренное разделение предложения на несколько отдельных частей. Ведь рассказывает мальчик-подросток, а для них и характерна такая манера речи: «У меня была бабушка. И она меня очень горячо любила.»

Использовано многосоюзие (часто повторяется союз И) – тоже характерная черта речи детей: «И мы с Лёлей…», «И тогда моя сестренка…»

В речи бабушки встречаются антонимы: невоспитанный-благовоспитанный, чтобы показать, что она по-разному относится к Лёле и Миньке.

В тексте несколько раз встречается слово «лучший» (лексический повтор), чтобы показать, что и родители хотят, чтобы дети у них были хорошие, и Минька к этому стремится.

Много предложений с однородными членами, например, «И тогда я побежал в сад, нашёл свою сестру и дал ей ещё монетку», которое показывает разнообразие действий. В тексте много глаголов которые придают тексту динамичность: принадлежала, дарила, приносила, подпрыгнули…

Благодаря этим средствам художественной выразительности текст рассказа М.Зощенко получился ярким, динамичным, убедительным.

Авторская позиция и способы её выражения в рассказе

Авторская позиция – авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображаемых характеров. Существуют разные способы выражения авторской позиции.

В рассказе М.Зощенко авторская позиция уже выражена в заглавии, ведь именно подарок бабушки привёл к тому, что герой стремился стать очень хорошим. К тому же заглавие создает интригу: ждёшь чего-то интересного, необычного.

Рассказ написан чётко, ясно, чтобы он был понятен детям, с использованием в основном коротких, легких предложений.

В конце рассказа автор напрямую обращается к юным читателям, как бы ведя с ними беседу, призывая их к хорошим поступкам и делам, а также показывая, какая расплата бывает за дурные вещи (вспомним Лёльку, которая неделю пролежала в постели). Зощенко напоминает о важных нравственных истинах:

Не нужно хвастаться, не надо быть жадным.

Так как Зощенко был писателем не только о детях, но и для детей, то авторская позиция в его рассказе выражена ясно, чётко, конкретно: «Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно, но к этому, дети, я всегда стремился».

Стремитесь и вы.

Поделитесь с друзьями
На волнах позитива