- Иван Тургенев ~ «Бирюк» (+ Анализ) - 24.01.2025
- Иван Тургенев ~ «Муму» (+ Анализ и краткое содержание) - 23.01.2025
- Иван Тургенев ~ В дороге (Утро туманное, утро седое) (+ Анализ) - 28.09.2024
Рассказ Ивана Тургенева «Бирюк» повествует о встрече писателя с простым крестьянином, который, несмотря на свою тяжелую долю, сохраняет стойкость и благородство духа. В центре сюжета — отзывчивый и добрый человек, его разговоры о жизни и трудностях раскрывают глубокие философские размышления о человеческой природе, страданиях и поиске счастья, подчеркивая моральную силу простоты и истинного богатства души.
«Бирюк» — Иван Тургенев, читать онлайн
Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому еще было верст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозинками, поднялся в гору и въехал в лес. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперед с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины — следы тележных колес; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. Кое-как приютился я к широкому кусту. Сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца ненастья, как вдруг, при блеске молнии, на дороге почудилась мне высокая фигура. Я стал пристально глядеть в ту сторону — та же фигура словно выросла из земли подле моих дрожек.
— Кто это? — спросил звучный голос.
— А ты кто сам?
— Я здешний лесник.
Я назвал себя.
— А, знаю! Вы домой едете?
— Домой. Да видишь, какая гроза…
— Да, гроза, — отвечал голос.
Белая молния озарила лесника с головы до ног; трескучий и короткий удар грома раздался тотчас вслед за нею. Дождик хлынул с удвоенной силой.
— Не скоро пройдет, — продолжал лесник.
— Что делать!
— Я вас, пожалуй, в свою избу проведу, — отрывисто проговорил он.
— Сделай одолжение.
— Извольте сидеть.
Он подошел к голове лошади, взял ее за узду и сдернул с места. Мы тронулись. Я держался за подушку дрожек, которые колыхались, «как в море челнок», и кликал собаку. Бедная моя кобыла тяжко шлепала ногами по грязи, скользила, спотыкалась; лесник покачивался перед оглоблями направо и налево, словно привиденье. Мы ехали довольно долго; наконец мой проводник остановился: «Вот мы и дома, барин», — промолвил он спокойным голосом. Калитка заскрыпела, несколько щенков дружно залаяло. Я поднял голову и при свете молнии увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем. Из одного окошечка тускло светил огонек. Лесник довел лошадь до крыльца и застучал в дверь. «Сичас, сичас!» — раздался тоненький голосок, послышался топот босых ног, засов заскрыпел, и девочка лет двенадцати, в рубашонке, подпоясанная покромкой, с фонарем в руке, показалась на пороге.
— Посвети барину, — сказал он ей, — а я ваши дрожки под навес поставлю.
Девочка глянула на меня и пошла в избу. Я отправился вслед за ней.
Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро.
— Ты разве одна здесь? — спросил я девочку.
— Одна, — произнесла она едва внятно.
— Ты лесникова дочь?
— Лесникова, — прошептала она.
Дверь заскрыпела, и лесник шагнул, нагнув голову, через порог. Он поднял фонарь с полу, подошел к столу и зажег светильню.
— Чай, не привыкли к лучине? — проговорил он и тряхнул кудрями.
Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною.
Я поблагодарил его и спросил его имя.
— Меня зовут Фомой, — отвечал он, — а по прозвищу Бирюк.
— А, ты Бирюк?
Я с удвоенным любопытством посмотрел на него. От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, — силен, дескать, и ловок как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет — не дается».
Вот как отзывались соседние мужики о Бирюке.
— Так ты Бирюк, — повторил я, — я, брат, слыхал про тебя. Говорят, ты никому спуску не даешь.
— Должность свою справляю, — отвечал он угрюмо, — даром господский хлеб есть не приходится.
Он достал из-за пояса топор, присел на пол и начал колоть лучину.
— Аль у тебя хозяйки нет? — спросил я его.
— Нет, — отвечая он и сильно махнул топором.
— Умерла, знать?
— Нет… да… умерла, — прибавил он и отвернулся.
Я замолчал; он поднял глаза и посмотрел на меня.
— С прохожим мещанином сбежала, — произнес он с жестокой улыбкой. Девочка потупилась; ребенок проснулся и закричал; девочка подошла к люльке. — На, дай ему, — проговорил Бирюк, сунув ей в руку запачканный рожок. — Вот и его бросила, — продолжал он вполголоса, указывая на ребенка. Он подошел к двери, остановился и обернулся.
— Вы, чай, барин, — начал он, — нашего хлеба есть не станете, а у меня окромя хлеба…
— Я не голоден.
— Ну, как знаете. Самовар бы я вам поставил, да чаю у меня нету… Пойду посмотрю, что ваша лошадь.
Он вышел и хлопнул дверью. Я в другой раз осмотрелся. Изба показалась мне еще печальнее прежнего. Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание. Девочка не трогалась с места и не поднимала глаз; изредка поталкивала она люльку, робко наводила на плечо спускавшуюся рубашку; ее голые ноги висели, не шевелясь.
— Как тебя зовут? — спросил я.
— Улитой, — проговорила она, еще более понурив свое печальное личико.
Лесник вошел и сел на лавку.
— Гроза проходит, — заметил он после небольшого молчанья, — коли прикажете, я вас из лесу провожу.
Я встал. Бирюк взял ружье и осмотрел полку.
— Это зачем? — спросил я.
— А в лесу шалят… У Кобыльего Верху[2] дерево рубят, — прибавил он в ответ на мой вопрошающий взор.
— Будто отсюда слышно?
— Со двора слышно.
Мы вышли вместе. Дождик перестал. В отдалении еще толпились тяжелые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где темно-синее небо, звездочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака. Мы стали прислушиваться. Лесник снял шапку и потупился. «Во… вот, — проговорил он вдруг и протянул руку, — вишь какую ночку выбрал». Я ничего не слышал, кроме шума листьев. Бирюк вывел лошадь из-под навеса. «А этак я, пожалуй, — прибавил он вслух, — и прозеваю его». — «Я с тобой пойду… хочешь?» — «Ладно, — отвечал он и попятил лошадь назад, — мы его духом поймаем, а там я вас провожу. Пойдемте».
Мы пошли: Бирюк впереди, я за ним. Бог его знает, как он узнавал дорогу, но он останавливался только изредка, и то для того чтобы прислушиваться к стуку топора. «Вишь, — бормотал он сквозь зубы, — слышите? слышите?» — «Да где?» Бирюк пожимал плечами. Мы спустились в овраг, ветер затих на мгновенье — мерные удары ясно достигли до моего слуха. Бирюк глянул на меня и качнул головой. Мы пошли далее по мокрому папоротнику и крапиве. Глухой и продолжительный гул раздался.
— Повалил… — пробормотал Бирюк.
Между тем небо продолжало расчищаться; в лесу чуть-чуть светлело. Мы выбрались наконец из оврага. Подождите здесь», — шепнул мне лесник, нагнулся и, подняв ружье кверху, исчез между кустами. Я стал прислушиваться с напряжением. Сквозь постоянный шум ветра чудились мне невдалеке слабые звуки: топор осторожно стучал по сучьям, колеса скрыпели, лошадь фыркала… «Куда? стой!» — загремел вдруг железный голос Бирюка. Другой голос закричал жалобно, по-заячьи… Началась борьба. «Вре-ешь, вре-ешь, — твердил, задыхаясь, Бирюк, — не уйдешь…» Я бросился в направлении шума и прибежал, спотыкаясь на каждом шагу, на место битвы. У срубленного дерева, на земле, копошился лесник; он держал под собою вора и закручивал ему кушаком руки на спину. Я подошел. Бирюк поднялся и поставил его на ноги. Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой. Дрянная лошаденка, до половины закрытая угловатой рогожкой, стояла тут же вместе с тележным ходом. Лесник не говорил ни слова; мужик тоже молчал и только головой потряхивал.
— Отпусти его, — шепнул я на ухо Бирюку, — я заплачу за дерево.
Бирюк молча взял лошадь за холку левой рукой; правой он держал вора за пояс: «Ну, поворачивайся, ворона!» — промолвил он сурово. «Топорик-то вон возьмите», — пробормотал мужик. «Зачем ему пропадать!» — сказал лесник и поднял топор. Мы отправились. Я шел позади… Дождик начал опять накрапывать и скоро полил ручьями. С трудом добрались мы до избы. Бирюк бросил пойманную лошаденку посреди двора, ввел мужика в комнату, ослабил узел кушака и посадил его в угол. Девочка, которая заснула было возле печки, вскочила и с молчаливым испугом стала глядеть на нас. Я сел на лавку.
— Эк его, какой полил, — заметил лесник, — переждать придется. Не хотите ли прилечь?
— Спасибо.
— Я бы его, для вашей милости, в чуланчик запер, — продолжал он, указывая на мужика — да вишь, засов…
— Оставь его тут, не трогай, — перебил я Бирюка.
Мужик глянул на меня исподлобья. Я внутренне дал себе слово во что бы то ни стало освободить бедняка. Он сидел неподвижно на лавке. При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены… Девочка улеглась на полу у самых его ног и опять заснула. Бирюк сидел возле стола, опершись головою на руки. Кузнечик кричал в углу… дождик стучал по крыше и скользил по окнам; мы все молчали.
— Фома Кузьмич, — заговорил вдруг мужик голосом глухим и разбитым, — а, Фома Кузьмич.
— Чего тебе?
— Отпусти.
Бирюк не отвечал.
— Отпусти… с голодухи… отпусти.
— Знаю я вас, — угрюмо возразил лесник, — ваша вся слобода такая — вор на воре.
— Отпусти, — твердил мужик, — приказчик… разорены, во как… отпусти!
— Разорены!.. Воровать никому не след.
— Отпусти, Фома Кузьмич… не погуби. Ваш-то, сам знаешь, заест, во как.
Бирюк отвернулся. Мужика подергивало, словно лихорадка его колотила. Он встряхивал головой и дышал неровно.
— Отпусти, — повторил он с унылым отчаяньем, — отпусти, ей-Богу, отпусти! Я заплачу, во как, ей-Богу. Ей-Богу, с голодухи… детки, пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится.
— А ты все-таки воровать не ходи.
— Лошаденку, — продолжал мужик, — лошаденку-то, хоть ее-то… один живот и есть… отпусти!
— Говорят, нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут. Вас баловать тоже не приходится.
— Отпусти! Нужда, Фома Кузьмич, нужда, как есть того… отпусти!
— Знаю я вас!
— Да отпусти!
— Э, да что с тобой толковать; сиди смирно, а то у меня, знаешь? Не видишь, что ли, барина?
Бедняк потупился… Бирюк зевнул и положил голову на стол. Дождик все не переставал. Я ждал, что будет.
Мужик внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска. «Ну на, ешь, на, подавись, на, — начал он, прищурив глаза и опустив углы губ, — на, душегубец окаянный: пей христианскую кровь, пей…»
Лесник обернулся.
— Тебе говорю, тебе, азиат, кровопийца, тебе!
— Пьян ты, что ли, что ругаться вздумал? — заговорил с изумлением лесник. — С ума сошел, что ли?
— Пьян!.. не на твои ли деньги, душегубец окаянный, зверь, зверь, зверь!
— Ах ты… да я тебя!..
— А мне что? Все едино — пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби — один конец; что с голоду, что так — все едино. Пропадай все: жена, дети — околевай все… А до тебя, погоди, доберемся!
Бирюк приподнялся.
— Бей, бей, — подхватил мужик свирепым голосом, — бей, на, на, бей… (Девочка торопливо вскочила с полу и уставилась на него.) Бей! бей!
— Молчать! — загремел лесник и шагнул два раза.
— Полно, полно, Фома, — закричали, — оставь его… Бог с ним.
— Не стану я молчать, — продолжал несчастный. — Все едино — околевать-то. Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету… Да постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой!
Бирюк схватил его за плечо… Я бросился на помощь мужику…
— Не троньте, барин! — крикнул на меня лесник.
Я бы не побоялся его угрозы и уже протянул было руку; но, к крайнему моему изумлению, он одним поворотом сдернул с локтей мужика кушак, схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза, растворил дверь и вытолкнул его вон.
— Убирайся к черту с своей лошадью, — закричал он ему вслед, — да смотри, в другой раз у меня!..
Он вернулся в избу и стал копаться в углу.
— Ну, Бирюк, — промолвил я наконец, — удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый.
— Э, полноте, барин, — перебил он меня с досадой, — не извольте только сказывать. Да уж я лучше вас провожу, — прибавил он, — знать, дождика-то вам не переждать…
На дворе застучали колеса мужицкой телеги.
— Вишь, поплелся! — пробормотал он, — да я его!..
Через полчаса он простился со мной на опушке леса.
Анализ рассказа Ивана Тургенева «Бирюк»
В сборнике «Записки охотника» И. С. Тургенев изобразил целую галерею ярких народных характеров. Одним из них стал лесник Бирюк, своим образом напоминающий честного и великодушного богатыря из народных былин. Многомудрый Литрекон подготовил подробный анализ рассказа «Бирюк» по плану, который поможет увидеть все своеобразие и красоту этого небольшого произведения.
История создания
«Бирюк» входит в сборник рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника». Все рассказы цикла объединены образом Петра Петровича – дворянина, который рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты. При их создании писатель во многом опирался на собственные наблюдения за жизнью крестьян Орловской губернии, где располагалось его имение. Тургенева живо интересовали яркие характеры и необыкновенные истории окружавших его людей, которые он переносил на страницы своих произведений.
Один из бывших крепостных И. С. Тургенева вспоминал, что почти все лица «Записок охотника» имели реальных прототипов, часто даже с теми же именами. Так, по его словам, был у них лесник Бирюк, которого убили в лесу свои же крестьяне. Именно его характер писатель положил в основу одноименного рассказа.
Рассказ «Бирюк» был написан И. С. Тургеневым в 1847 году и годом позднее был опубликован в журнале «Современник».
Жанр, направление
«Бирюк» представляет собой рассказ. Это небольшое по объему и емкое по содержанию прозаическое произведение, в центре которого находятся всего несколько основных персонажей: рассказчик, лесник Бирюк и его дети, а также пойманный им за вырубку леса крестьянин. Весь сюжет строится вокруг одного небольшого эпизода из их жизни.
Сборник «Записки охотника» наглядно демонстрирует реалистическую направленность творчества писателя. В нем перед читателем предстает целая галерея человеческих типов, многие из которых очень неоднозначны. Тургенев мастерски описывает внешность, жилище и речь Бирюка, так как именно это формирует неповторимый характер героя и диктует его поведение. В этом контексте можно говорить и о тонком психологизме писателя.
Суть: о чем рассказ?
В центре рассказа Тургенева оказывается образ лесника, за суровый и одинокий образ жизни прозванного крестьянами Бирюком. Короткое знакомство с ним производит на рассказчика неоднозначное впечатление. Фома Кузьмич, как зовут лесника, честно и добросовестно выполняет свою работу по охране господского леса, однако пойманный им крестьянин рассказывает, что ворует «с голодухи» и умоляет отпустить его. На глазах у рассказчика происходит столкновение двух разных мировоззрений: способности к честному труду даже в самых суровых обстоятельствах и стремления любой ценой облегчить свою долю.
И автор, и Бирюк по-человечески жалеют неудавшегося вора. После самых суровых обвинений в «душегубстве» лесник неожиданно отпускает мужика, хотя сам рискует получить за это наказание. Тургенев говорит о сложной человеческой природе, когда для настоящего человека на первом месте оказывается желание быть честным перед самим собой.
Главные герои и их характеристика
Бирюк (Фома Кузьмич)
Рассказ назван Тургеневым по прозвищу главного героя повествования. Бирюком в Орловской губернии называли одинокого и угрюмого человека, поэтому такое прозвище сразу указывает на образ жизни лесника. Прежде всего, персонаж предстает могучим хозяином и защитником леса. Его фигура «словно выросла из земли» перед заблудившимся во время грозы охотником. Лесник отлично знает вверенную ему территорию, он способен услышать, как рубят лес в далеком овраге, в то время как его собеседник слышит только шум дождя. Все окрестные крестьяне «боялись его как огня», то есть Бирюк не только хорошо чувствует лес, но и ревностно следит за порядком и наказывает нарушителей. Рассказчику выпадает возможность увидеть, как живет этот человек. В его маленькой и пустой избе нет почти ничего, кроме печи, лавки, ружья, горы тряпья и висящей посередине детской люльки. Оказывается, жена лесника сбежала «с прохожим мещанином», бросив двоих маленьких детей. Жилище Бирюка представляется охотнику серым и безрадостным, он жалеет лесника и отчасти понимает его суровость. Главным для Бирюка становится честное выполнение своего долга, но при этом он способен чувствовать горе других людей и понимает, что часто крестьяне воруют лес не от хорошей жизни. Внутри героя идет тяжелая борьба и в порыве милосердия он отпускает пойманного мужика, который клянет его «душегубцем» и «кровопийцей».
Вор
Еще один герой рассказа – мужик, который пытался рубить лес и был пойман лесником. Крестьянин оправдывается, что пошел на это «с голодухи», рассказывает про «пищащих деток» и свою непростую жизнь. Он загнан в непосильные для него условия существования и, с человеческой точки зрения, его можно понять и пожалеть. Так, рассказчик просит отпустить несчастного человека и даже предлагает заплатить за срубленное дерево.
Рассказчик
Сам рассказчик – это дворянин, который любит охотиться и с большим интересом наблюдает за жизнью природы и людей. Этот образ для Тургенева во многом автобиографичен.
Темы
Тематика рассказа «Бирюк» может быть расширена, если в этом есть необходимость у читателя. Для этого необходимо написать в комментариях, чего не хватает.
Почти в каждом рассказе своего сборника Тургенев поднимает тему народа. Он замечает среди представителей народа сильные и яркие характеры, способные в полной мере раскрыться в трудных жизненных обстоятельствах, как это происходит с героями «Бирюка».
Одна из основных тем рассказа – чувство долга и то, как оно понимается разными людьми. Для лесника Фомы Кузьмича долг заключается в честном служении своему делу. Он привык к одинокой жизни в лесу, хорошо понимает природу. Кроме того, работа лесником – это его доход, а ему нужно кормить и растить двоих маленьких детей. Бирюк понимает, что обстоятельства могут быть самые разные, но сурово замечает пойманному мужику: «Воровать никому не след». Другого мнения придерживается сам крестьянин, уверенный в оправданности своего поведения желанием облегчить положение своей семьи.
Так, в рассказ входит семейная тема. Автором осуждается жена лесника, бросившая мужа и детей и этим сделавшая их жизнь еще более беспросветной и тоскливой. С другой стороны, именно забота о детях, возможно, дает Бирюку силы исправно заниматься своим делом. Если одного героя любовь к семье заставляет честно работать, то другого, как пойманного крестьянина, толкает на преступление.
Проблемы
Проблематика рассказа «Бирюк» незнакома в основе своей современному читателю, так как век крепостного права минул.
Основная проблема — крестьянская доля. Тургенев отчетливо видел, какой тяжелой и часто невыносимой оказывалась жизнь крестьян. В своем рассказе он поднимает проблему трудной народной доли. Нередко загнанному в невыносимые условия, голодающему и бесправному крестьянину не оставалось возможности накормить семью, не нарушив закона. Рассказчик не может осуждать пойманного за вырубку леса мужика, когда тот начинает рассказывать о своей несчастной жизни. Жалеет и отпускает его в финале рассказа и Бирюк.
Конфликт долга и человечности — это тоже проблема, поднятая в рассказе, но она уже относится к разряду вечных. Отдельный описанный случай показывает человеческие взаимоотношения и способность к состраданию, однако проблема остается на месте: либо честный лесник, либо голодный крестьянин обречены нести наказание за желание помощь ближнему.
Основная идея
Главная мысль рассказа Тургенева «Бирюк» заключена в финале, когда рассказчик удивляется поступку лесника и называет его «славным малым». Это мысль о способности человека к состраданию и о том, что важнее всего оставаться честным перед самим собой.
Можно предположить, что во время сцены с пойманным мужиком в душе Бирюка разворачивается настоящая борьба. Единственно правильным путем для него кажется честное служение делу, однако внезапно он проявляет сочувствие и не желает быть «душегубцем» — прежде всего, в своих собственных глазах. Таков смысл рассказа «Бирюк».
Художественные особенности
Повествование в рассказе ведется ярко и образно. Основным средством художественной выразительности становится использование пейзажа, который позволяет точнее передать образ и эмоции центрального персонажа. Охотник знакомится с лесником во время грозы, дождь и громовые раскаты не утихают на протяжении всего действия. Сам Бирюк впервые возникает перед рассказчиком в блеске молнии как суровый страж и защитник леса. Фигура и жилище лесника в грозу кажутся особенно серыми и одинокими, такая же буря творится в душе героя, когда пойманный мужик рассказывает о своей нелегкой доле.
Придать тексту особенную выразительность писателю помогает использование эпитетов и метафор в рассказе «Бирюк»: он отмечает «суровое и мужественное лицо» лесника, а его избу описывает как «закоптелую, низкую и пустую».
Литературоведы неоднократно замечали, что Тургеневу в рассказе «Бирюк» удалось изобразить сильную, «чисто русскую натуру». При всей суровости внешнего облика и поведения честного лесника он оказался обладателем доброго и великодушного сердца.
В рассказе «Бирюк» И. С. Тургенев поднял важные проблемы нелегкой народной доли, служения долгу и великодушия. Яркие образы героев и ситуация, в которую они попали, позволили писателю показать, что, несмотря на любые трудности, главными человеческими ценностями остаются семья и возможность быть честным перед самим собой.
Автор анализа произведения: Юлия Филипская