- Алексей Толстой ~ Садко (Сидит у царя водяного Садко…) - 08.08.2024
- Алексей Толстой ~ Когда кругом безмолвен лес дремучий… - 09.09.2023
- Алексей Толстой ~ Пантелей-целитель - 09.08.2023
Краткий анализ «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» Алексея Толстого
Небольшая занимательная поэма Алексея Константиновича Толстого «История государства российского от Гостомысла до Тимашева» — интересная, оригинальная и весёлая. При этом автор сохранил верность историческим фактам, но интерпретировал их очень своеобразно, совершенно необычно.
Стиль поэмы, состоящей ровно из 83-х частей-четверостиший, кажется очень лёгким, незамысловатым, а своим юмором и простотой напоминает русские народные частушки. Только речь здесь идёт не о делах житейских, а о некоторых моментах русской истории, в частности — о правлении на Руси известных князей и царей.
В поэме постоянным рефреном звучат строки о том, что на богатой и обильной русской земле порядка отродясь не бывало. А ведь это актуально и по сей день!
Первое четверостишие гласит: «Послушайте, ребята, что вам расскажет дед. Земля наша богата, порядка в ней лишь нет». И, разумеется, стихотворное повествование начинается с приглашения варягов на Русь, дабы они, наконец, навели здесь порядок. Смешно было читать о том, как долго варяги упирались, опасаясь браться за столь неблагодарное дело: «Варягам стало жутко, но думают: «Что ж тут? Попытка ведь не шутка – пойдём, коли зовут!». Во всей этой варяжской истории мне не понравилось только то, что автор использовал слишком много немецких выражений, срифмованных с русскими. И, разумеется, тот, кто не знает немецкого языка, спотыкается на этих фразах, записанных латинскими буквами, лезет в сноски-переводы, и при этом музыка стиха теряется. К счастью, когда повествование о варягах закончилось, исчезли из поэмы и немецкие фразы. Потому как настало время рассказывать о русских князьях и княгинях – Игоре, Олеге, Ольге, Святославе, Владимире, Ярославе и прочих.
Без должного почтения и с изрядным юмором Алексей Константинович описал крещение Руси князем Владимиром. Я не думаю, что клирикам это особо понравилось. Судите сами: «Послал он за попами в Афины и Царьград, попы пришли толпами, крестятся и кадят».
Про монголо-татарское нашествие автор тоже изрядно пошутил. Татары проведали о феодальной раздробленности древнерусского государства и отсутствии порядка на наших землях, и вот что из этого получилось: «Узнали то татары: «Ну, — думают, — не трусь!». Надели шаровары, приехали на Русь».
В таком же духе Толстой описал и разгром Золотой Орды, и царствие Ивана Третьего, затем – Грозного. Уделил внимание смутному времени, а особо много места отвёл Петру Первому и его реформам. Прочие цари тоже получили толику внимания автора. Закончил Алексей Константинович свою поэму деяниями Александра Первого, скромно заметив потом: «Итак, о том, что близко, мы лучше умолчим». И то правда – описывать царей-современников несколько опасно, это уже не история, а политика.
Себя же писатель сравнил с иноком-летописцем, излагающим по своему усмотрению историю государства Российского. Так что читайте, люди добрые, и наслаждайтесь этим занимательным творением известного русского писателя, который в заключительных строках своей поэмы величал себя так: «Составил от былинок рассказ немудрый сей худый смиренный инок, раб божий Алексей».