Николай Рубцов ~ Во время грозы (+ Анализ)

Рубцов Николай Михайлович (1936-1971)
Николай Михайлович Рубцов (3 января 1936, село Емецк, Северный край — 19 января 1971, Вологда) — русский лирический поэт. Николай Михайлович Рубцов, по словам современников, был блистательной надеждой русской поэзии. Стихи Николая Рубцова построены на лирических напевах и несут любовь к самобытности земли русской.
Рубцов Николай Михайлович (1936-1971)

Николай Рубцов

«Во время грозы»
Николай Рубцов

Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом!
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады за нашим домом.

Завеса мутная дождя
Заволокла лесные дали.
Кромсая мрак и бороздя,
На землю молнии слетали!

И туча шла, гора горой!
Кричал пастух, металось стадо,
И только церковь под грозой
Молчала набожно и свято.

Молчал, задумавшись, и я,
Привычным взглядом созерцая
Зловещий праздник бытия,
Смятенный вид родного края.

И все раскалывалась высь,
Плач раздавался колыбельный,
И стрелы молний все неслись
В простор тревожный, беспредельный.

Гроза, летом гроза

Анализ стихотворения Рубцова «Во время грозы»  
1 вариант

Рубцов – несомненно, один из лучших советских поэтов-пейзажистов. Среди многочисленных стихотворений Николая Михайловича, посвященных великолепию среднерусской природы, – «Во время грозы». Произведение избавлено от предисловий. Оно начинается столь же неожиданно, сколь гроза, описанная в нем. Недаром самое первое слово в тексте – наречие «внезапно». Рядовое природное явление у Николая Михайловича представляется едва ли не как масштабная катастрофа. Прорвалось небо, на землю обрушились гром и холодное пламя. Разгулялся ветер, вкривь и вкось качающий сады. Лирический герой предощущает опасность, чувство тревоги усиливается буквально с каждой строчкой. Во второй строфе Рубцов отдает предпочтение глаголам и деепричастиям, благодаря которым стремительно развивается действие. Лесные дали скрылись за мутной завесой дождя, молнии начали слетаться на землю, кромсая мрак.

Первая половина третьей строфы – продолжение усиления грозы. Изображение кричащего пастуха и мечущегося стада – кульминационная точка стихотворения. Далее следует момент успокоения. Рубцов упоминает церковь, молчащую набожно и свято, не боящуюся природных катаклизмов. Православные мотивы в той или иной степени нередко встречаются в произведениях поэта. Например, в стихотворении «Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны…» лирический герой признается, что жаль ему «разрушенных белых церквей». Мысль довольно смелая для человека, живущего в СССР, где официально провозглашен атеизм. По-видимому, Николай Михайлович был человеком верующим. Основное тому подтверждение – его лирика. Кроме того, известно об интересе, который Рубцов проявлял к храмам во время поездок по вологодской земле, о его беседах с православными батюшками.

Ещё по теме:  Николай Рубцов ~ Выпал снег — и всё забылось

В начале четвертой строфы стихотворения «Во время грозы» лирический герой сообщает, что разворачивающееся перед ним действо он наблюдает, молча, задумавшись. Кажется, ему удалось успокоиться, преодолеть тревогу. К сожалению, это не так. Далее грозу герой называет «зловещим праздником бытия», вид родного края – «смятенным». В финале и вовсе простор характеризуется как «тревожный, беспредельный». Есть в последней строфе и еще один чрезвычайно важный момент. Речь идет об упоминании раздающегося колыбельного плача. Для Рубцова неотделимы друг от друга гроза и продолжение жизни, вечный ее круговорот.

Анализ стихотворения «Во время грозы» Рубцова
2 вариант

Зрелая лирика Николая Михайловича Рубцова по своему мироощущению часто носит вневременной характер. «Во время грозы» из пейзажной зарисовки вырастает до трактовки метафизического смысла явлений.

Стихотворение издано в сборнике 1970 года «Сосен шум». Его автору в это время 34 года, его литературная судьба, кажется, начинает выправляться: дали квартиру в Вологде, активнее публикуют. Семейная жизнь его не сложилась, впрочем, до окончательного разрыва дело не доходило. По жанру – пейзажная лирика с мощным философским подтекстом, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 5 строф. Лирический герой – сам автор. Более определенно он себя обозначит в 4 строфе. Интонация напряженная, с предощущением катастрофы куда больше масштаба, чем просто гроза. Три восклицания в первой половине стихотворения. Чувствуется тютчевская нота. В первом четверостишии «внезапно» мир переворачивается, из безопасного, понятного, комфортного становится вдруг чужим и угрожающим. «Прорвалось»: метафора. Динамизм второй строфы подчеркнут глаголами и деепричастиями: заволокла, кромсая (это еще и яркое просторечие), бороздя. Описания поэта экспрессивны, полны детского изумления перед стихией, как человек, он чувствует свое ничтожество. «Гора горой»: сравнение фольклорного характера. По совместительству еще и лексический повтор и подобие фразеологического оборота. В 10 строке – сплошь инверсия. «Церковь набожно и свято»: молчание храма поэт связывает с его неотмирностью, неподвластностью земным стихиям. Действительно, храму в высшем смысле незачем бояться гнева природы. Хотя, конечно, бывают и грозные предупреждения людям с повреждением храмов как зданий. Молчит и лирический герой. «Зловещий праздник бытия»: гроза вдруг приоткрыла невидимые пласты бытия, его хрупкость и непостижимость. «Плач колыбельный»: над смятением «родного края» звучат пронзительные рыдания, всхлипы, завывания бури. Пространство стало беспредельным. Оксюморон: холодным пламенем. Олицетворения: качать сады, туча шла, молнии слетали. Эпитеты: зловещий, смятенный, тревожный. Созерцая: пример возвышенной лексики. Образ молний – один из основных в этом стихотворении. Анафора: молчала.

Ещё по теме:  Николай Рубцов ~ Зимним вечерком

Николай Рубцов – певец родного края, мастер лирических описаний русской природы. В стихотворении «Во время грозы» поэт изображает природу потрясенной, угрожающей.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа