Александр Пушкин ~ Унылая пора! Очей очарованье! (Отрывок из «Осень») (+ Анализ)

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)
Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, по-праву рассматривающийся как создатель современного русского литературного языка. Ещё при жизни поэта именовали гением, а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ.
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)

Александр Пушкин

Александр Пушкин
Осень

(Отрывок из «Осени» А.С. Пушкина)

VII

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Александр Пушкин

Анализ стихотворения «Унылая пора…»

Отрывок «Унылая пора! Очей очарованье!» вовсе не самостоятельное произведение – оно является VII октавой стихотворения «Осень» и написано А. С. Пушкиным осенью в 1833 года по приезде в знаменитое Болдино, «место силы» поэта… Приезд в дорогие ему места совпал с наступлением осени – любимой поры поэта, сезона, вдохновляющего его в течение всей жизни. Оно является ярчайшим образчиком пейзажной лирики А. С. Пушкина.

Миниатюрный отрывок из восьми строк содержит множество художественных средств, украшающих стихотворение, среди них:

  • эпитеты«унылая пора», «прощальная краса», «пышное увяданье», «свежее дыханье», «волнистая мгла (облачность)», «седая зима», «редкий луч» – каждый из который одним штрихом позволяет охарактеризовать явление;
  • метонимия«в багрец и в золото одетые» – отсылка к ярко-желтому, напоминающему золото, и багряному (ярко-красному) цвету осенней листвы;
  • архаизм «очи» придает стихотворению патетический тон;
  • лексика высокого стиля«краса» – традиционный поэтический прием, позволяющий автору придать изложению торжественность, подчеркнуть значение описываемого явления – поэт таким образом одухотворяет природу, отражает поклонение ей, уподобляет храму;
  • перифраз«сени лесов (в их сенях)» – таким образом поэт обозначает лесные опушки – автор уподобляет лес сеням опустевшего дома;
  • синекдоха«очей очарованье» – представляет собой подмену понятия по принципу «целое – часть»: красота природы, конечно, очаровывает не глаза, а смотрящего человека;
  • многосоюзие«и … луч, и … морозы, и … угрозы» – оформляющее ряд однородных членов предложения;
  • инверсии«очей очарованье», «приятна мне», «люблю я», «природы увяданье», «седой зимы угрозы», «солнца луч», «в багрец и в золото одетые», – поэт таким образом делает акцент на начальном слове каждого словосочетания;
  • олицетворения«угрозы зимы», «увяданье природы», «одетые леса», «дыханье ветра» – помогают автору сделать явления природы ближе, понятнее читателю, создать зрительные образы.
Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Вот север, тучи нагоняя... (Отрывок из романа «Евгений Онегин») (+ Анализ)

Стоящие в первой строке рядом назывные предложения – «Унылая пора! очей очарованье!» – очень напоминающие обращения, задают антитезу: тоскливая, упадочная пора года волшебным образом (недаром поэтом использовано существительное «очарованье») чарует, околдовывает автора, несмотря на налет грусти, мотивирует его жить и творить.

Скамейка в осеннем саду

Осень красивая, осенний пруд

Осень красивая, лодка, пруд или река осенью

Осень красивая

Осень золотая, красивый осенний пейзажПриятна мне твоя прощальная краса…Осень. Очей очарованье...

Осень, Золотая Осень

Осень, Золотая Осень

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа