Александр Пушкин ~ Кипренскому («Любимец моды легкокрылой…») (+ Анализ)

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)
Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, по-праву рассматривающийся как создатель современного русского литературного языка. Ещё при жизни поэта именовали гением, а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ.
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)

Пушкин - портрет Кипренского

«Кипренскому (Любимец моды легкокрылой…)»
Александр Пушкин

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,—
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

1827 г.
~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

Примечания

КИПРЕНСКОМУ. Любимец моды легкокрылой. При жизни Пушкина не печаталось. О. А. Кипренский написал в 1827 году известный портрет Пушкина и хотел взять этот портрет с собою за границу, где устраивал выставку своих произведений.

О книге

Читать стих “Кипренскому” Пушкина Александра Сергеевича нужно как искреннее выражение признательности и благодарности. Известно, что поэту не нравилась его внешность, поэтому и портретов своих он не любил. Полотно за автором Кипренского было едва ли не единственным, для которого Пушкин сделал исключение – и даже написал автору поэтические строки, которые сегодня изучаются на уроке литературы в классе. Написано произведение было в том же году, что и портрет – 1827-м.
В текст стихотворения Пушкина “Кипренскому” подчеркивается, что художник польстил поэту, но тот не счел это оскорблением. Если учить его полностью или прочесть в режиме онлайн, можно понять, что Пушкин был доволен тем, что живописец уловил главное – не его внешность, а его живость, любопытство к жизни и стремление творить, то есть, суть его личности.

Кипренский

Анализ стихотворения Пушкина «Кипренскому»

Автора, критически относившегося к своей внешности, редко устраивали собственные портреты. Исключение было сделано только для творения Кипренского, написанного в 1827 г. После кончины заказчика работы, «брата названого» Дельвига, поэт приобрел картину у вдовы. По воспоминаниям друзей, портрет хозяина дома выделялся на фоне остального интерьера последней петербургской квартиры Пушкина.

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Анчар (В пустыне чахлой и скупой...) (+ Анализ)

К указанному периоду относится поэтический отклик, в котором передана реакция портретируемого. Приятное удивление и благодарность, восхищение работой мастера — таковы эмоции, звучащие в анализируемом произведении.

Пушкинский текст интересен и тем, что отразил темы разговоров двух талантливых современников. Они касались прихотей светской моды в вопросах художественного творчества. Общество зачастую отдает предпочтение иностранцам, обходя вниманием российских мастеров, не менее достойных похвал. Эта мысль подчеркнута в зачине произведения: способности лирического адресата совершенствовались отечественной академической школой, и успехи живописца были достигнуты вопреки его «непрестижному» происхождению. «Волшебник», «любимец моды» — восхищенный субъект речи не скупится на комплименты одаренному исполнителю.

Выразив признательность мастеру, лирический герой обращается к впечатлениям, навеянным картиной, и этой теме посвящена остальная часть стихотворения. Модель вглядывается в холст, как в зеркало, видя в портрете и сходство, и различия. Размышления над последними порождают мотив лести. В этом фрагменте автор выражает общеизвестное мнение, что художник сгладил черты необычной внешности поэта, сконцентрировав внимание на глазах — живых, задумчивых, передающих ход возвышенной мысли.

Формулируется однозначный вывод: живописец создал образ истинного стихотворца, любимого «питомца муз». Изображение можно выставить на публичное обозрение: оно не оскорбит изысканных вкусов «важных» муз-покровительниц. Иными словами, работа согласуется с идеализированными представлениями о носителе поэтического дара.

Закономерно появление мотивов признания и бессмертия, которые усиливаются в концовке обоих шестистиший. Герой удовлетворен результатом: с помощью живописного двойника ему удастся избавиться от гнета «смертных уз», стать узнаваемым не только среди отечественных почитателей, но и за границей.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа