Александр Пушкин ~ Анчар (В пустыне чахлой и скупой…) (+ Анализ)

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)
Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, по-праву рассматривающийся как создатель современного русского литературного языка. Ещё при жизни поэта именовали гением, а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ.
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)

Анчар

«Анчар»
Александр Пушкин

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар¹, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы

Дата создания: 1828 г.

¹ Древо яда. (Прим. Пушкина.)

Примечания

АНЧАР. Напечатано в «Северных цветах» на 1832 год. Написано 9 ноября 1828 г. в Малинниках. В рукописи эпиграф:
It is a poison-tree that pierced to the inmost
Weeps only tears of poison.
Coleridge.
Перевод: Это — это ядовитое дерево, которое, пронзенное до сердцевины, плачет только ядовитыми слезами. Кольридж. (Англ.)
Эпиграф взят из трагедии Кольриджа «Раскаяние» (д. I, явл.1).
В «Северных цветах» в последней строфе вместо «князь» было напечатано «царь». Это насторожило Бенкендорфа, заподозрившего в стихотворении какое-то иносказание. Пушкину пришлось давать объяснения. См. его письма Бенкендорфу от 7 февраля 1832 г. и 18—24 февраля (черновое).

Из ранних редакций

В черновой рукописи две первые строки четвертой строфы читаются:

Кругом нет жизни, все молчит,
Недвижно все, лишь вихорь черный
В другой рукописи после пятой строфы зачеркнута следующая:

И тигр, в пустыню забежав,
В мученьях быстрых издыхает,
Паря над ней, орел стремглав,
Кружась, безжизненный, спадает.

Дерево Анчар

Анчар:
главные герои, жанр, художественные средства

Произведение «Анчар» – экзотическая, аллегорическая зарисовка, проникнутая свободолюбивым духом. Стихотворение написано 9 ноября 1828 года в Малинниках, поместье друзей поэта. Опубликовано через 4 года в альманахе «Северные цветы».

По жанру – легенда, притча с сюжетом. Главные герои: царь (решивший, что он всевластен) и раб. Тема зла, жизни и смерти, свободы. Основная мысль: губительность неограниченной власти. Размер: четырехстопный ямб, состоит из 9 катренов (четверостиший), рифмовка перекрестная, рифмы открытые и закрытые, мужские и женские. По композиции в стихе 2 части: рассказ о дереве, о приказе.

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ К Чаадаеву («Любви, надежды, тихой славы…») (+ Анализ)

Символ власти и зла: и анчар, и царь. Эпитеты: чахлой, скупой, грозный. Метонимия: птица не летит. Сравнение: как часовой. Метафора: в день гнева. Инверсия: вихорь черный. Противопоставление (антитеза): владыка и раб. Оксюморон: зелень мертвая. Анафора: принес. Архаизмы: вихорь, потек, горючий, тлетворный (т.е. разрушающий, губящий). Аллитерация: 1 строфа (на звук «ч»). Много глаголов, союзов. Эмоциональная окраска: трагическая, гневная, горькая. «Растопясь от зною»: смола из-за жары становится жидкой. На самом деле тропический анчар в природе не так ядовит (его яд надо смешивать с другими), птицы могут сидеть в ветвях, плоды съедобны, корни – лечебны.

В своем «Анчаре» поэт напоминает о равенстве всех людей, ценности каждой человеческой жизни. Он осуждает всех, кто участвует в злых делах, но, конечно, могущественного царя больше, чем раба-исполнителя.

Анчар

Анализ стихотворения «Анчар» Пушкина 
1 вариант

Пристальное внимание цензуры к произведениям Пушкина заставляло его высказывать свои мысли в аллегорической форме. Тем самым он мог доносить свои взгляды до читателя, ищущего тайный смысл между строк. Примером такого стихотворения является «Анчар», написанный в 1828 г.

Публикация произведения все же вызвала подозрения у графа Бенкендорфа, зловещего начальника III Отделения. Пушкин был вызван для дачи объяснений. Следует заметить, что царская цензура не отличалась проницательностью. Завуалированные запретные мысли часто так и не были разгаданы государственными чиновниками. Стихотворение было одобрено для печати с условием изменения «царя» на «князя».

Произведение основано на легенде о дереве анчар, которое якобы является источником сильнейшего яда. Пушкин изображает яркую картину выжженной солнцем пустыни. Только в такой безрадостной местности «в день гнева» могло появиться зловещее дерево. Оно целиком пропитано ядом и не приносит никакой пользы. Не только животные, но даже природные явления обходят его стороной. Малейшее прикосновение к анчару передает убийственную отраву.

Только человек, обладающий безжалостным характером, мог додуматься извлечь из ядовитого дерева пользу. Здесь Пушкин обвиняет высшую власть в том, что она использует любые средства для достижения собственной цели. Царь, пославший верного раба на неминуемую смерть, виновен в двух преступлениях. Во-первых, он погубил человека, который был послушным орудием в его руках. Раб не мог ослушаться приказания, но он даже не сделал попытки спастись. В этом заключается ужасное следствие неограниченной власти, которая меняет сознание людей, превращая их в бессловесных рабов. Во-вторых, царь не просто ведет завоевательные войны, а превращает убийство неприятелей в мучительную пытку и страдания от смертельного яда.

Стих содержит скрытые намеки на самодержавие. Реакционный режим Николая I безжалостно подавлял все проявления свободы и независимости. При этом совершенно не учитывалась воля отдельного человека. Власть пыталась поставить под государственный контроль все сферы общественной деятельности. И это ей во многом удалось. Высшим благом страны объявлялось желание императора, который признавался «помазанником Божьим». Его решения должны были неукоснительно исполняться.

Величие Пушкина заключается не только в его художественном таланте, но и в обращении к острейшим общественным проблемам. Стихотворение «Анчар» — достойный вклад поэта в обличение тирании.

Александр Пушкин

Анализ стихотворения Пушкина «Анчар» 
2 вариант

Александр Пушкин по праву считается одним из выдающихся русских поэтов. Причем, его талант был по достоинству оценен еще при жизни автора, что в литературных кругах 19 века являлось редкостью. Однако у Пушкина было достаточно много врагов, и среди них – правящая элита царской России, к которой поэт также испытывал далеко не самые теплые чувства. Однако, наученный горьким опытом и не желающий вновь оказаться в изгнании, Александр Пушкин в своем творчестве более позднего периода воздержался от открытого обличения властей, завуалировав его тонкими аллегорическими образами.

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Зимний вечер (Буря мглою небо кроет...) (+ Анализ)

Стихотворение «Анчар», созданное в 1828 году, является одним из таких произведений. Его конечный вариант вполне благопристоен и напоминает средневековую балладу. Однако до наших дней дошли черновики этого стихотворения, где недвусмысленно проводится параллель между российским царем и грозным восточным правителем, который отправляет на смерть ни в чем не повинного раба.

Анчар — смертельно опасное дерево, сок которого с незапамятных времен использовался для смазывания наконечников стрел, которым восточные воины поражали врага. Возле ядовитого анчара ничего не растет, а звери стараются обходить стороной место, где расположено это дерево. Однако это не останавливает могущественного воина, желающего добыть сок анчара. Одним взглядом он направляет в гиблое место своего слугу, заранее зная, что ему суждено умереть. Но что значит жизнь раба, когда на карту поставлен успех военной операции?

Такое поведение характерно не только для восточных владык, но и для русских самодержцев. Однако обличать в открытую российского царя, для которого жизнь простого крестьянина или же солдата не стоит и гроша, Александр Пушкин все же не рискнул. В итоге стихотворение «Анчар», если не пытаться проводить параллель с действительностью, можно отнести к разряду красивой и мрачной былины. Тем не менее, черновые варианты этого произведения недвусмысленно свидетельствуют о том, что автор на самом деле имел ввиду, когда создавал это эпическое произведение, наполненное безысходностью, жестокостью и неотвратимостью происходящего.

Исследователи творчества поэта проводят еще одну параллель между стихотворением «Анчар» и политической ситуацией в России первой половины 19 века. По их мнению, грозный восточный правитель отождествляет собой не столько царя, сколько всю страну, которая готова рассылать «послушливые стрелы», отравленные ядом, в различные страны мира. Иными словами, Россия стремится развязывать войны, чтобы упрочить мировое господство. И при этом не намерена считаться с жизнями тысяч солдат, которых отправляет на верную гибель ради осуществления своих захватнических планов.

Однако если в черновом варианте «Анчара» поэт выражает надежду на то, что мгла отступит, и грозный восточный правитель все же потерпит поражение, то в окончательной версии предугадывать ход развития событий Пушкин предоставляет самим читателям. И дело не только в том, что автор не хочет в очередной раз дразнить цензуру, которая и без того весьма придирчиво относится к каждому его произведению. Вероятно, Александр Пушкин осознает, что свергнуть самодержавие нынешнему поколению еще не под силу, и подобная идея нежизнеспособна хотя бы потому, что Россия еще не готова к столь кардинальным переменам. При этом любые попытки изменить ситуацию будут тут же пресекаться, а самым ярым патриотам и реформаторам страны предстоит пасть от стрел, отравленных соком анчара. А попросту – быть сосланными в Сибирь, невзирая на титулы, звания и благородное происхождение.

Александр Пушкин

Анализ стихотворения «Анчар» Пушкина
3 вариант

“Анчар” – одно из самых известных стихотворений Пушкина. Это аллегорическое произведение, в котором поэт воплотил собственные горькие мысли об устройстве современного ему общества – краткий анализ “Анчар” по плану показывает это очень явно.

Краткий анализ

История создания стихотворения – произведение написано в 1828 году, когда прошло два года, как Пушкину было позволено вернуться из ссылки. Поэту стало ясно, что его идеям о творчестве без ограничений не суждено сбыться, и он излил свою печаль в тексте этого произведения.
Тема стихотворения – гибельность власти, у которой нет ограничений. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение необыкновенно убедительным и эмоционально глубоким.
Композиция – произведение состоит из двух частей: в первой говорится о дереве, источающем яд, во второй – о человеке, который, повинуясь приказу своего господина, принёс “смертельную смолу” и умер, сам отравленный ею.
Жанр – лирическое стихотворение с элементами баллады.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.
Метафоры“природа жаждущих степей его в день гнева породила“, “вихорь черный на древо смерти набежит“, “послушно в путь потек“.
Эпитеты“в пустыне чахлой и скупой“, “зелень мёртвую“, “устой прозрачною смолою“.
Сравнения“анчар, как грозный часовой“.
Инверсии“зелень мёртвую“, “вихорь чёрный”.

История создания

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Поэт и толпа (+ Анализ)

Замысел для написания “Анчара”, очевидно, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание “Гаврилиады” и “Андре Шенье”. Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в этом произведении, написанном в 1828 году.
Что касается сюжетной основы, то его история создания интересна тем, что вдохновили поэта сразу два источника: одна из старых легенд о ядовитом растении и заметки некоего доктора Фуше, который рассказывал о якобы растущем на Яве дереве, к которому посылали преступников, наказанием для которых была смерть, чтобы те принесли яд вождю племени. Пушкин вдохновился этим сюжетом, но переделал его в соответствии со своим художественным замыслом.

Тема

Основная тема стихотворения – пагубность неограниченной власти одного человека, для усиления этой мысли Пушкин использует антитезу – противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает этот закон природы.

Таким образом, идея заключается в том, что “непобедимый владыка”, который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево. Такова главная мысль произведения.

Композиция

Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре. Сначала Пушкин описывает источающее яд дерево, которое в данном случае символизирует зло. Даже движение, которое обычно символизирует жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него тлетворным, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок уже ядом.
Во второй части стиха поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть необходимый для дальнейших завоеваний яд, причём раб подчиняется ему беспрекословно.
Использованный для написания стихотворный размер – четырёхстопный ямб – позволяет одинаково хорошо передать как ощущения от смерти в природе, так и проявления зла в человеческих отношениях. Поэт использовал перекрестную рифму.

Жанр

Обычно жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря тому, что в нём есть сюжет, также присутствует некая тайна.

Средства выразительности

Поэт использовал всё богатство русского языка, чтобы передать как психологический, так и идейный посыл стихотворения. Так, при его создании использованы следующие художественные средства:

  • метафоры“природа жаждущих степей его в день гнева породила“, “вихорь чёрный на древо смерти набежит“, “послушно в путь потек“
  • эпитеты“в пустыне чахлой и скупой“, “зелень мёртвую“, “густой прозрачною смолою“
  • сравнения“анчар, как грозный часовой“;
  • инверсии“зелень мёртвую“, “вихорь чёрный”

В нём также легко проследить антитезу “царь – раб”. Для её создания автор использует не только эпитеты (“бедный раб” – “непобедимый владыка”), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причём во втором случае глагол усиливается словом “послушно”. При этом царь и анчар, напротив, описываются как одинаково смертоносные явления.
С помощью ярких выразительных средств Пушкин создал мрачное, эмоционально насыщенное произведение с ясно выраженной мыслью.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа