Александр Пушкин ~ Я памятник себе воздвиг нерукотворный…(+ Анализ)

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)
Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, по-праву рассматривающийся как создатель современного русского литературного языка. Ещё при жизни поэта именовали гением, а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ.
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)

Памятник Александру Пушкину

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Александр Пушкин
* * *
Exegi monumentum.

{См. перевод}
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.

Дата создания: 21 августа 1836 г.

Переводы иноязычных текстов
¹ Я воздвиг памятник (Латин.) 
Эпиграф взят из произведений Горация, знаменитого римского поэта (65-8 гг. до н. э.).

Памятник Александру Пушкину
Примечания

  1. Я ПАМЯТНИК СЕБЕ ВОЗДВИГ НЕРУКОТВОРНЫЙ. При жизни Пушкина не было напечатано. Написано 21 августа 1836 г., на Каменном острове в Петербурге. См. «Из ранних редакций».
  2. Эпиграф взят из Горация (кн. III, ода XXX).
  3. «И милость к падшим призывал».— В своих стихах Пушкин неоднократно писал о необходимости вернуть декабристов из Сибири.

Из ранних редакций

Четвертая строфа первоначально читалась:

И долго буду тем любезен я народу,
Что звуки новые для песен я обрел,
Что вслед Радищеву восславил я свободу
И милосердие воспел.

После трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина 29 января 1837 года среди его бумаг был обнаружен черновик стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», датированного 21 августа 1836 года. Оригинал произведения был передан поэту Василию Жуковскому, который внес в стихотворение литературную правку. Впоследствии стихи были включены в посмертный сборник произведений Пушкина, который увидел свет в 1841 году.

Существует ряд предположений, связанных с историей создания этого стихотворения. Исследователи творчества Пушкина утверждают, что произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» является подражанием творчеству других поэтов, которых Пушкин попросту перефразировал. К примеру, аналогичные «Памятники» можно найти у Гавриила Державина, Михаила Ломоносова, Александра Востокова и Василия Капниста – блистательных литераторов 17 века. Однако многие пушкинисты склонны считать, что основные идеи для этого стихотворения поэт почерпнул в оде Горация под названием «Exegi monumentum».

Что именно побудило Пушкина создать это произведение? Сегодня об этом можно лишь догадываться. Однако современники поэта довольно прохладно отнеслись к стихотворению, считая, что восхвалять свои литературные таланты, по меньшей мере, некорректно. Почитатели творчества Пушкина, наоборот, увидели в этом произведении гимн современной поэзии и победу духовного над материальным. Однако среди близких друзей Пушкина и вовсе бытовало мнение, что произведение преисполнено иронии и является эпиграммой, которую поэт адресовал самому себе. Тем самым он словно бы хотел подчеркнуть, что его творчество заслуживает гораздо более уважительного отношения соплеменников, которое должно быть подкреплено не только эфемерным восхищением, но и материальными благами.

В пользу «иронической» версии появления данного произведения говорят и заметки мемуариста Петра Вяземского, который поддерживал с Пушкиным дружеские отношения и утверждал, что у слова «нерукотворный» в контексте произведения совершенно иной смысл. В частности, Петр Вяземский неоднократно заявлял, что в стихотворении речь идет вовсе не о литературном и духовном наследии поэта, так как свои стихи «он писал не чем иным, как руками», а об его статусе в современном обществе. Ведь в высших кругах Пушкина недолюбливали, хотя и признавали за ним несомненный литературный талант. Но, в то же время, своим творчеством Пушкин, успевший при жизни получить всенародное признание, не мог заработать себе на жизнь и был вынужден постоянно закладывать имущество, чтобы хоть как-то обеспечить достойный уровень существования своей семьи. Это подтверждает и распоряжение царя Николая I, которое он отдал после смерти Пушкина, обязав из казны оплатить все долги поэта, а также назначить содержание его вдове и детям в размере 10 тысяч рублей.

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Клеветникам России (+ Анализ)

Кроме этого, существует и «мистическая» версия создания стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», сторонники которой убеждены, что Пушкин предчувствовал свою гибель. Именно поэтому за полгода до смерти он написал это произведение, которое, если отбросить иронический контекст, можно расценивать, как духовное завещание поэта. Более того, Пушкин знал, что его творчество станет образцом для подражания не только в русской, но и в зарубежной литературе. Существует легенда о том, что гибель на дуэли Пушкину от руки красавца-блондина предсказала гадалка, и поэт знал не только точную дату, но и время своей смерти. Поэтому позаботился о том, чтобы в стихотворной форме подвести итог собственной жизни.

Памятник Александру Пушкину

Анализ стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»  1 вариант

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» опубликовано уже после смерти поэта. Чтобы получить такую возможность, В. А. Жуковский был вынужден внести некоторые в него некоторые правки, смягчая, например, политически окрашенные строки о жестоком веке.

Хотя некоторые современники ставили А. С. Пушкину в упрек излишнее самомнение, но время убедительно показало, что стихотворение, как и многие произведения поэта, является пророческим. Пушкинские гуманистические идеи, красота и чистота языка обеспечили великому поэту вечную славу у тех, кто говорит на русском языке либо способен оценить его живую прелесть.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • лексику высокого стиля – «лира (струнный музыкальный инструмент как символ поэтического творчества и вдохновения)», «муза (богиня-покровительница искусства», «воздвиг», «восславил», «вознесся» – придающую произведению особую торжественность;
  • архаизмы«приемли», «глава», «столп», «пиит (устаревшее название поэта)», «доколь» – усеченное «доколе» в значении «до тех пор», «пока»;
  • эпитеты«народная тропа», «непокорная глава», «заветная (особо ценимая, оберегаемая) лира», «великая Русь», «гордый внук», «добрые чувства», «жестокий век», «божие веленье (отсылка к высокому, божественному предназначению поэта)», «подлунный (земной) мир», причем употребление старинного названия России – Русь – отсылка к древней истории нашего государства и искусства, а эпитет «непокорная» зримо создает образ памятника, превышающего по высоте реально существующий Александрийский столп;
  • обращение «о муза» – это фактически обращение поэта к себе и всем поэтам: автор призывает не бояться критики, не быть ангажированными властью, призывает к бескорыстию, призывает писать так, как велит сердце, работать, не покладая рук и не размениваться на бесплодные споры с людьми, не способными оценить масштаб поэтического творчества;
  • метафору«друг степей»;
  • инверсию«памятник себе», «вознесся … он», «назовет язык», «славен (известен) буду я», «по Руси великой» – гармоничную, но оправданную необходимостью рифмовки;
  • синекдохи – «вознесся главою (возвысился)», «пробуждал лирой (поэтическим творчеством)», «требуя венца (в контексте стихотворения – награды, славы)», «оспоривать (вступать в спор, пререкаться) глупца», «переживет прах (в значении смерть)», «всяк … язык назовет (то есть А. С. Пушкин провидел, что его стихи будут интересны людям всех национальностей)» – выделяя главную черту явления, удивительно метко его характеризуют;
  • ряды однородных членов предложения«внук, финн, тунгус, калмык», «будь послушна, приемли (прими), не оспоривай» – позволяют всестороннее описать явления и события;
  • олицетворения«душа переживет», «слух пройдет»;
  • антитезу«век жестокий – милость призывал»;
  • антонимы«хвала – клевета»;
  • аллегорию – оборот «народная тропа» подразумевает множество людей, проложивших путь к значимому для всех месту, некоей святыне, аллюзия на духовный путь.
Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Евгений Онегин. Глава десятая (расшифровка)

Некоторые понятия требуют объяснения. Эпитет «нерукотворный» означает сотворенный не человеческими руками, а духовный, нематериальный. Оборот «душа в заветной лире (творчестве)» отражает тот факт, что стихи пишутся по велению души, а не холодного рассудка.

Оборот «милость к падшим (в контексте стихотворения слово означает «преследуемым, обездоленным») призывал» – означает, что поэт поднимал голос в защиту таких людей; «тленья (в контексте стихотворения – забвенья, духовной смерти) убежит (избежит)», «внук (потомок) славян» – обобщенное название всех славянских народов – русских, украинцев и белорусов.

Александрийский столп – это огромная гранитная колонна, стоящая на бывшей Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, которая была сооружена в память императора Александра I. Надо сказать, что поэт в 1934 году уехал из города специально, чтобы не присутствовать на торжествах по случаю ее «освящения».

Памятник Александру Пушкину

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина   
2 вариант

Черновик стихотворения был обнаружен Жуковским уже после смерти Пушкина. Оно датируется 1836 г. Впервые было опубликовано в посмертном издании произведений поэта (1841 г.).

Стихотворение положило начало продолжающимся до сих пор спорам. Первый вопрос касается источника, вдохновившего Пушкина. Многие считали произведение простым подражанием многочисленным одам русских поэтов на тему памятника. Более распространена версия о том, что Пушкин взял основные идеи из оды Горация, откуда и взят эпиграф к стихотворению.

Более серьезным камнем преткновения стали смысл и значение произведения. Прижизненное восхваление своих заслуг, убежденность автора в своей будущей славе вызывали нарекания и недоумение. В глазах современников это, как минимум, представлялось чрезмерным самомнением и дерзостью. Даже те, кто признавал огромные заслуги поэта перед русской литературой, не могли потерпеть подобной наглости.

Пушкин сравнивает свою славу с «нерукотворным памятником», который превышает «Александрийский столп» (памятник Александру I). Более того, поэт утверждает, что его душа будет существовать вечно, а творчество распространится по всей многонациональной России. Произойдет это потому, что на протяжении всей жизни автор нес людям идеи добра и справедливости. Он всегда защищал свободу и «милость к падшим призывал» (вероятно, к декабристам). После таких заявлений Пушкин еще и бросает упрек тем, кто не понимает ценность его творчества («не оспоривай глупца»).

Оправдывая поэта, некоторые исследователи заявляли, что стих является тонкой сатирой автора над самим собой. Его утверждения считали шуткой над своим непростым положением в высшем обществе.

Спустя почти два столетия произведение можно оценить по достоинству. Годы показали гениальное предвидение поэтом своего будущего. Стихотворения Пушкина известны по всему миру, переведены на большинство языков. Поэт считается величайшим классиком русской литературы, одним из основателей современного русского языка. Высказывание «весь я не умру» полностью подтвердилось. Имя Пушкина живет не только в его произведениях, но и в бесчисленных улицах, площадях, проспектах и во многом другом. Поэт стал одним из символов России. Стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» — заслуженное признание поэта, не дождавшегося этого от современников.

Памятник Александру Пушкину

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина  3 вариант

Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” примечательно тем, что написано оно всего за несколько месяцев до трагической гибели Пушкина. Его называют духовным завещанием поэта и краткий анализ “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” по плану поможет понять, почему. Его можно использовать на уроках литературы в 8 классе.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной. Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

История создания – стих написан в 1836 году и опубликовано в первом посмертном сборнике пушкинских стихов в 1841 году. Небольшие правки в него внёс Жуковский.

Тема стихотворения – роль поэта и его произведений в общественной жизни, их важное предназначение.
Композиция – классическая пятистрофная. Первая строфа возносит поэта над обществом и временем, последняя – говорит о его божественном предназначении, таким образом, мысль развивается последовательно.
Жанр – ода.
Стихотворный размер – ямб, но ритмика строится также на анафорах.
Метафоры – “не зарастет народная тропа“.
Эпитеты – “памятник нерукотворный“, народная тропа“, “гордый внук славян“.
Инверсии – “главою непокорной“, “и славен буду я…“
Анафора – “что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу“.

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Сказка о царе Салтане (+ Анализ)

История создания

Это произведение, с одной стороны, перекликается с “Памятником” Гавриила Романовича Державина, с другой, – является ответом на стихотворение, написанное Дельвигом, другом Пушкина ещё со времён лицея. Спустя год после его написания поэт умрёт от раны, полученной на дуэли с Дантесом, поэтому данное стихотворение называют духовным завещанием “солнца русской поэзии”. Считается, что он предчувствовал гибель и знал, что этот момент наступит скоро, так что изложил свои взгляды на поэзию, какими они были на тот момент.

При жизни Пушкина стихотворение так и не было опубликовано – оно увидело свет только в 1841 году, отредактированное Василием Андреевичем Жуковским. Напечатали его не в журнале, а в сборнике стихов – первом, изданном уже после гибели поэта.

Тема

Главная проблема, которую поставил поэт, – это роль творца и поэзии в общественной жизни, то, как слово влияет на людей и вытекающая из этого ответственность поэта. Пушкин считал, что творец должен быть гражданином, потому что он может и должен изменять мир к лучшему.

Лирический герой этого произведения – поэт, который с самого начала стоит не только над окружающими его людьми, но и над самим временем, он бессмертен благодаря душе, заключённой в “заветной лире”. Пушкин рассказывает, что даже после смерти все будут помнить его и его стихи, а в конце дает наставление всем, кто решил связать свою жизнь с изменчивой музой: нужно быть послушным только Богу, одинаково равнодушно принимать как хвалу, так и клевету, а также не оспаривать глупых людей. Очень важная строка – “обиды не страшась, не требуя венца”, которая учит поэта не обращать внимания на неприязнь и, что самое важное, – не требовать признания своих заслуг.

Такова основная идея произведения, тема которого – предназначение поэта и поэзии.

Композиция

Мысль в стихотворении логично развивается от первой до последней строфы, причём для дополнительного выделения последней строки в строфе Пушкин использовал интересный прием: первые три строки в строфе написаны шестистопным ямбом, четвёртая же – четырёхстопным.

Сначала поэт говорит о том, что творец выше своего времени, потом мысль переходит на его назначение – пробуждение добра в людях, восславление свободы, проявление милосердия. Завершающая, пятая строфа, наставляет “музу”, то есть тех, кого она посещает, быть равнодушными к земному признанию, слушаясь только бога.

Жанр

Это ода, наполненная торжественностью и высоким пафосом, что ещё больше подчеркивается использованием разнообразных славянизмов. Поэт-гражданин произносит свою торжественную речь, демонстрируя твёрдую творческую и человеческую позицию, поэтому такой жанр подходит лучше всего.

Средства выразительности

Пушкин использовал для выражения своей мысли широкий поэтический арсенал. В этом произведении очень много метафор – “памятник воздвиг нерукотворный”, “не зарастёт народная тропа”, много и других выразительных средств и образов. Так, в произведении есть такие стилистические фигуры, как антитеза – “хвалу и клевету” – и анафора – “что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу”; инверсии – “главою непокорной”, “и славен буду я…”; есть такие тропы, как эпитеты – “памятник нерукотворный”, “народная тропа”, “гордый внук славян”, “жестокий век”.

Четвертая строфа, очень важная для понимания того, какую роль в русской поэзии отводил себе Пушкин, выделяется именно за счёт анафоры, в то время как последняя выделяется с помощью обращения “о муза” – на самом деле поэт обращается не к самой музе, а к тем, кто творит с её помощью. Он показывает, какой видит идеальную поэзию: свободной от человеческих слабостей и повинующейся только высшему суду, то есть Богу.

Памятник Александру ПушкинуПамятник Александру ПушкинуПамятник Александру ПушкинуПамятник А.С.Пушкину в Пушкинских горах напротив Святогорского Успенского монастыря

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа