Александр Пушкин ~ Деревня (Приветствую тебя, пустынный уголок…) + Анализ

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)
Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, по-праву рассматривающийся как создатель современного русского литературного языка. Ещё при жизни поэта именовали гением, а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ.
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)

Александр Пушкин

«Деревня»
Александр Пушкин

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой — я променял порочный двор Цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой — люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда…

Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить,
Свободною душой закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещенной,
Участьем отвечать застенчивой мольбе
И не завидывать судьбе
Злодея иль глупца — в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
В уединеньи величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Дата создания: июль 1819 г.

Александр Пушкин и крепостная Пушкина Ольга КалашниковаАлександр Пушкин и крепостная Пушкина Ольга Калашникова

Анализ стихотворения Пушкина «Деревня» 1 вариант

В 1819 году 20-летний Пушкин приехал ненадолго их Санкт-Петербурга в свое родовое поместье Михайловское. Именно здесь было написано его знаменитое стихотворение «Деревня», в котором автор анализирует не только собственную жизнь, но и дает оценку общественно-политическим событиям, которые происходят в России.

Стихотворение «Деревня» создано в форме элегии, однако его размеренный ритм, настраивающий на философский лад, весьма обманчив. Если в первой части произведения поэт признается в любви к своей родине, подчеркивая, что именно в Михайловском он был когда-то безмятежно счастлив, то во второй части «мысль ужасная здесь душу омрачает».

Столь пессимистичное настроение Пушкина объясняется достаточно просто. Еще подростком поэт неоднократно задумывался над тем, как несовершенно и несправедливо устроен мир. Люди, которые вынуждены с утра до ночи трудиться на земле, влачат нищенское существование. А те, кто привык проводить свои дни в праздном увеселении, ни в чем себе не отказывают. Однако более четко эти мысли сформировались у поэта несколько позже, когда в Санкт-Петербурге он довольно близко сошелся с будущими декабристами, проникнувшись их передовыми на то время идеями братства и равенства. Именно поэтому в первых строчках стихотворения «Деревня» поэт как бы невзначай упоминает о том, что он «променял порочный двор цирцей» на «мирный шум дубров, на тишину полей». Это противопоставление используется автором отнюдь не случайно. Пушкин, обращаясь к родной земле, признается: «Я твой». Он отождествляет себя не с высшим светом, от которого, по сути, зависит его судьба и блестящее будущее, а с обычными крестьянами, которые по духу поэту гораздо ближе и понятнее, чем графы и князья, считающие, что миром правят исключительно деньги. Поэтому, вернувшись в Михайловское, Пушкин отмечает, что «я здесь, от суетных оков освобожденный, учуся в истине блаженство находить».

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ И с каждой осенью я расцветаю вновь… (Отрывок из «Осень») (+ Анализ)

Тем не менее, деятельная и бурная натура поэта не может долго наслаждаться тишиной и спокойствием сельской жизни в то время, как мир катится в пропасть. Поэта угнетает тот факт, что люди его круга предпочитает не замечать нищету и убогость быта крепостных крестьян и не считают их за людей. На фоне слез и страданий тысяч угнетенных царит «барство дикое, без чувства, без закона», благодаря которому труд рабов присваивают себе другие. И при этом считают, что это вполне справедливо, потому как они – почти боги, которые пришли в эту жизнь исключительно для того, чтобы получать все мыслимые и немыслимые наслаждения.

В противовес «хозяевам жизни» поэт очень образно и емко воспроизводит быт тех, кто тащит на себе «тягостный ярем до гроба». Этим людям чужды такие понятия, как справедливость и свобода, так как они не знают, что подобное, в принципе, возможно. Ведь испокон веков «здесь девы юные цвету для прихоти бесчувственной злодеев», а юноши, которые должны стать надежной опорой своих отцов, «идут собой умножить дворовые толпы измученных рабов».

Обращаясь к своему народу, забитому и угнетенному, поэт мечтает о том, чтобы его голос «умел сердца тревожить». Тогда бы автор смог своими стихами изменить мир к лучшему и восстановить справедливость. Однако Пушкин понимает, что сделать это, даже обладая огромным поэтическим даром, практически невозможно. Поэтому в последних строчках стихотворения поэт задается вопросом, доведется ли ему увидеть «рабство, павшее по манию царя». Пушкин пока еще верит в нерушимость самодержавия и надеется, что здравомыслие августейшей особы сможет положить конец страданиям сотен тысяч русских крепостных, которые по воле судьбы родились рабами.

Имение Михайловское ПушкинИмение Михайловское 

Анализ стихотворения «Деревня» Пушкина 2 вариант

Деревенская атмосфера дарила душе А. С. Пушкина умиротворение, в то же время поэта угнетало бесправие крестьян. Эти смешанные чувства отразились в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Школьники изучают его в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Деревня» по плану.

Краткий анализ

История создания – над стихотворением поэт начал работать в 1819 г. в Михайловском, а завершил его в Петербурге. Опубликовали “Деревню” лишь в 1826 г. под названием «Уединение».

Тема стихотворения – красота деревенской природы и угнетение народа.
Композиция – Анализируемое произведение – монолог лирического героя, который делится на две части, контрастные по настроению: обращение к сельской природе – рассказ о бесправии крестьян.
Стихотворение состоит из пяти строф с разным количеством строк.
Стихотворный размер – шестистопный ямб, в произведении использованы все виды рифмовки.
Жанр – элегия.
Метафоры«приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (о деревне), «лоно счастья и забвенья», «барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца».
Эпитеты«роскошные пиры», «темный сад», «душистые скирды», «лазурные равнины», «нивы полосаты», «уединенье величавое», «мельницы крылаты», «прихоть бесчувственная».

История создания

В начале XIX века в России активно обсуждался крестьянский вопрос. Власти получали сведения об обстоятельствах жизни простого народа, литература пополнилась произведениями, раскрывающими проблему угнетения крестьян, а цензура усилила надзор. В таких условиях в 1819 г. появилось стихотворение «Деревня».

Александр Сергеевич начал работать над произведением в Михайловском. Первоначальная его версия попала в руки Александра I. Император положительно отзывался о стихах и даже выразил благодарность молодому поэту. Но в это время Пушкин не опубликовал «Деревню». В 1825 г. после восстания декабристов усилился контроль со стороны цензуры. В стихотворение пришлось вносить правки, чтобы его напечатали. Первую часть текста с коррективами напечатали в 1826 г. под названием «Уединение». Полный текст увидел мир лишь в 1829 г. Название «Деревня» использовали в более поздних публикациях.

Тема

В произведении автор раскрывает две темы: деревенская атмосфера и угнетение крестьян. Контрастные по настроению, они взаимодополняются, придают друг другу выразительности. Обе проблемы передаются сквозь призму восприятия лирического героя.

Первые четыре строфы стихотворения посвящены сельской атмосфере. В них изображены прекрасные пейзажи, отображаются эмоции лирического «Я». Герой обращается к «пустынному уголку», наслаждаясь его умиротворенностью. Он признается, что ради этих ощущений покинул забавы и пиры. Здесь он ощущает, как мысли сами рождаются в его голове.

Далее лирический герой воссоздает привольные пейзажи. Особенность картин природы в том, что при помощи их выражается «любовь» к деревенской атмосфере. Пейзажные зарисовки очень красочные. Они охватывают все: луга со скирдами, ручьи озера, холмы и нивы. Вдали лирический герой видит стада, хаты и мельницы. От картин природы веет спокойствием, в то же время они динамичные. В четвертой строфе лирический герой рассказывает, что лоно природы – лучшее место для творчества.

После идиллических картин появляются строки, выражающие угнетенное состояние лирического героя. Все дело в том, что пейзажи – лишь прекрасная оболочка, изнанка которой – несчастливая жизнь крестьян. Барство позволило забрать у людей все: труд, время, собственность. Александр Сергеевич открыто говорит, что сделано все это незаконно, насильственным путем. В последних строках лирический герой выражает надежду, что когда-то народ освободиться.

Композиция

По смыслу стихотворение делится на две части: обращение лирического героя к деревне, включающее пейзажные зарисовки и рассказ о жизни народа. Формальная композиция не соответствует смысловой. Стихотворение состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий.

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Евгений Онегин. Глава пятая

Стихотворный размер – шестистопный ямб. А. С. Пушкин использовал все виды рифмовки: перекрестную АВАВ, кольцевую АВВА и парную ААВВ.

Жанр

Жанр произведения – элегия. Автор описывает пейзажи, переплетая их с грустными раздумьями о судьбе простого народа. В последних строках ярко проявляются разочарование и грусть. Грустью наполнены не только размышления лирического героя о бесправии крестьян, но и описания природы.

Средства выразительности

В произведении поэт использует средства выразительности. При помощи их он создает панорамную картину деревни, передает эмоции, переполняющие лирического героя.

В тексте часто встречаются метафоры: «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (о деревне), «лоно счастья и забвенья», «барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца».

Дополняются пейзажи и размышления эпитетами«роскошные пиры», «темный сад», «душистые скирды», «лазурные равнины», «нивы полосаты», «уединенье величавое», «мельницы крылаты»,«прихоть бесчувственная», «измученные рабы».

Александр Пушкин

Анализ стихотворения «Деревня» Пушкина 3 вариант

Пушкин еще в самом раннем возрасте ощущал несправедливость окружающего мира. Эти убеждения подкреплялись свободолюбивым общением с лицейскими друзьями. Постепенно у поэта складываются прочные взгляды, составляющие основу его мировоззрения. Они заключаются в признании высшей ценности свободы. Самодержавную власть Пушкин считает жестокой тиранией, а главным препятствием России на пути к справедливости – сохранение крепостного права. Эти взгляды разделяли декабристы. В 1819 г. Пушкин ненадолго посещает с. Михайловское, где пишет стихотворение «Деревня». В нем он прямо заявляет о вреде крепостничества, которое превращает большинство населения страны в рабов. Произведение написано в жанре элегии, но во второй части появляются элементы гражданской лирики.

Поэт описывает реальный пейзаж с. Михайловское («двух озер… равнины» — Маленец и Кучане). Он не жалеет красок в описании великолепного поэтического уголка. Автор противопоставляет «тишину полей» «роскошным пирам», безмятежному покою на лоне природы суете столичной жизни. Первый восторженный взгляд ценителя искусства отмечает только положительные моменты. Картина патриархальной идиллии ничем не нарушена. На фоне великолепного пейзажа повсюду видны «следы довольства и труда».

В этом райском саду поэт отдыхает от всех забот и волнений, связанных со столичным обществом. Его посещает настоящее вдохновение. Душа лирического героя открыта для постижения высшей «Истины».

Вторая часть нарушает сложившуюся гармонию. Поэт не остается праздным наблюдателем. Спокойное размышление приводит его к «ужасной мысли» о том, что скрыто за картиной благополучия. Пушкин осознает, что вся идиллия основана на беззаконии. Власть помещиков является грубым произволом по отношению к простым крестьянам. Свобода личности втоптана в грязь. Простой народ не вправе распоряжаться не только своим трудом, но и своей судьбой. Вся жизнь крестьянина направлена на удовлетворение потребностей своего хозяина. Юное поколение, которое исполнено радужных надежд, не имеет будущего. Прекрасные девушки становятся жертвами разврата, а юноши пополняют ряды «измученных рабов».

Произведение написано «высоким стилем». Автор применяет множество торжественных слов и выражений («оракулы веков», «роптанью», «внемля»). Особую выразительность стихотворению придает использование заглавной буквы для придания слову большего значения («Закон», «Судьбой», «Владельца»).

В финале Пушкин выражает надежду на то, что сможет своими глазами увидеть отмену крепостного права, совершенную «по манию царя», а не в результате кровавого восстания.

Пушкин в Болдино

Краткий анализ стихотворения «Деревня» («Вновь я посетил…») по плану 
(4 вариант)

1. История создания
Стихотворение «Деревня» Александр Сергеевич начал писать в 1819 году, будучи еще совсем юным. Тогда он находился в Михайловском – материнском родовом имении, где и наблюдал двоякую картину.

С одной стороны, пасторальное уединение, поля, красота природы. С другой – непосильный крестьянский труд, позорное ярмо рабства. Переживания, чувства, искреннее негодование автора отразились в произведении.
Опубликовано оно было только в 1826 году, и то лишь первая, «пейзажная» часть, слегка подкорректированная.
Полный вариант предстал перед публикой лишь в 1829 году. Автор указал другое название: «Уединение», а более привычное современному читателю «Деревня» появилось позже.

2. Литературное направление
Стихотворение относится к двум литературным направлениям.
В нем явно просматриваются черты реализма: описание тяжелого быта крестьян, например.
Однако лирический герой, яро противостоящий сложившемуся жизненному укладу, полностью соответствует требованиям романтизма.

3. Род
По роду это гражданская лирика.

4. Жанр
Жанровая принадлежность «Деревни» – ораторское выступление, рассчитанное на публичное чтение. Но также можно увидеть черты элегии, характерные признаки послания. Одним словом, происходит частое для пушкинской лирики жанровое смешение.

5. Проблематика
Автор затрагивает очень серьезные, глобальные для общества того времени проблемы. Он обращает внимание прогрессивной публики на рабское, невыносимое положение крестьянства и явно осуждает барство.

6. Тематика
В стихотворении мы наблюдаем смешение разнообразных тем. Тут есть описание прекрасной природы. Автор красноречиво рисует умиротворенные пейзажи и признается в своей любви к деревенскому уединению, тишине, создающей атмосферу, идеально подходящую для раздумий, неторопливых размышлений. 
На этом фоне особенно страшно и чужеродно выступает тема порабощения народа, барского самодурства и беззакония по отношению к крепостным крестьянам.

7. Идея
Пушкин написал это стихотворение, чтобы в ярких красках нарисовать деревенский быт, отобразить неспешно текущее время, но вместе с тем и привлечь внимание к животрепещущему социальному вопросу. Только через шесть лет, зимой 1825 года, на Сенатскую площадь выйдут декабристы, чтобы требовать отмены крепостного права. Пушкин же поднял эту тему в своем литературном творчестве гораздо раньше.
На молодого поэта во многом повлияли взгляды общественно-политических тайных обществ и кружков, в которые он вступал, еще учась в Лицее. В этом смысле Пушкина смело можно назвать голосом прогрессивной молодежи своего времени.

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Ночь (Мой голос для тебя и ласковый и томный...) + Анализ

8. Пафос
Стихотворение сообщает противоречивые эмоции.
С одной стороны – умиротворение, наслаждение мирными пейзажами, спокойствие и ощущение тихого счастья на лоне природы.
С другой – отчаянье, бессильная злоба, гнев, все те негативные чувства, которые вызывает барское отношение к крепостным.
Вообще, «Деревня» представляет собой одну большую, развернутую, мастерски исполненную антитезу. В ней читатель видит четкое противопоставление прекрасного мира, в котором живут крестьяне, их невыносимому существованию. Так сталкиваются романтизм и реализм в пушкинском творчестве.

9. Система образов
Автор строит свое произведение на явном противопоставлении, что отражается в системе образов. Сначала перед мысленным взором восхищенного читателя предстает деревенский пейзаж. Здесь царит природная красота, умиротворение, покой. На таком фоне особенно уродливо выглядит реальность крепостничества:

Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.

Читатель как будто получает пощечину, от которой невозможно отмахнуться. Его глаза раскрываются, и эффект от такого резкого перехода получается поразительный: мало кто не задумается над поднятым Пушкиным вопросом, мало кто не обратит внимание.
Именно так и работает гениальная литература: поэт становится пророком, голосом народа, проводником истины и правды. Рисуя яркие художественные образ, он добивается невероятной силы и мощи слова. Барство предстает чем-то диким, страшным, ужасающим. Оно довлеет над крестьянами, делая их жизнь невыносимой.

10. Центральные персонажи
Как таковых, центральных персонажей нет, потому что все образы обобщены, что характерно для ораторских выступлений. Пушкин поднимает проблему и привлекает к ней внимание, но не вводит конкретных действующих героев.

11. Лирический герой
Лирический герой «Деревни» – своеобразная художественная проекция личности Пушкина. Это его глазами мы наблюдаем печальную и одновременно пугающую, дикую картину, это он передает нам противоречивые, сильные чувства.

12. Сюжет
Сюжетная линия, как таковая, отсутствует. Автор дает сначала описание деревенского пейзажа, тишины, спокойствия. Рассказывает, как ему тут хорошо, и что он с удовольствием променял свет на такое уединение. Однако потом резко возникают картины невыносимого положения крестьянства и гневно звучат осуждающие слова по отношению к барству и рабству.

13. Композиция
Композиция явно двухчастная, условно ее можно назвать зеркальной. 
В первой части поэт рисует прекрасные пейзажи, наслаждается тишиной и простотой деревенской жизни. Он использует красивые эпитеты, множество прилагательных. Создается статичная картина, в которой будто замерло время: луга, поля, дубравы, «праздная вольность».
Вторая часть дается в резких, яростных лексических конструкциях. Пушкин изображает невыносимый быт крепостных крестьян, их порабощение самодурами-дворянами.
Создается невероятно живой, сильный эффект «кривого зеркала»: прекрасный мир отражается своей ужасной стороной, от которой читатель уже не может отмахнуться, так ярко и резко она представлена.
Используя такой контраст, Пушкин гениально воплощает цель любого ораторского произведения: обратить внимание на существующую проблему и подтолкнуть к действию, вызвать нужные чувства у слушателей.

14. Художественное своеобразие произведения
Язык произведения точный, выразительный, эмоциональный. 
Рисуя уединенные пейзажи, автор использует много прилагательных, существительных, тем самым создавая спокойную картину деревенского умиротворения.
Но во второй части лексика резко меняется. Появляются слова с выраженным отрицательным значением («рабство», «невежество», «убийственный позор»).
Кроме того, язык наполняется глаголами, и перед читателем предстает совсем другая, динамичная картина истязания народа, происходящего с попустительства правящей власти.

15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано катренами (четверостишиями), всего их пять. Размер – шестистопный ямб.
В тексте встречаются все возможные виды рифмовки:

перекрестная (АБАБ),
опоясывающая (ВГГВ),
парная (ДДЕЕ).

16. Средства художественной выразительности
Пушкин использовал множество эпитетов: «невидимый поток», «порочный двор», «мирный шум» и т.д. Встречается много олицетворений: «приветствую тебя, пустынный уголок», «барство дикое, без чувства, без закона, присвоило себе насильственной лозой», «рабство тощее влачится по браздам».
Кроме того, текст наполнен метафорами: «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «лоно счастья и забвенья».А вообще, весь текст построен на приеме антитезы: противопоставление прекрасной природы и ужасающего барства.

17. Значение произведения
Произведение стало одним из первых, отражающих политические взгляды юного поэта. Оно имеет огромное значение для понимания всего творчества Пушкина.

18. Актуальность
Стихотворение актуально, потому что вопрос свободы человека поднимается даже в современном обществе, пусть и в других аспектах.

19. Моё отношение
Мне нравится «Деревня», потому что в этом произведении Пушкин красочно изобразил природные картины и вложил целую гамму разнообразных чувств.

20. Чему учит
Оно учит уважительному отношению к свободе другого человека, а также умению наслаждаться спокойствием и уединением. Кроме того, он учит видеть обратную сторону любого явления.

Деревня

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа