Николай Некрасов ~ Железная дорога (+ Анализ)

Некрасов Николай Алексеевич (1821-1878)
Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, писатель и публицист, классик русской литературы. Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, идиллии и трагедии крестьянства.
Некрасов Николай Алексеевич (1821-1878)

Железная дорога

«Железная дорога»
Николай Некрасов

В а н я (в кучерском армячке).
Папаша! кто строил эту дорогу?
П а п а ш а (в пальто на красной подкладке),
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Разговор в вагоне

1

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни –

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

2

«Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден, –
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные.
Многие – в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные…
Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение?.. „В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!

Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено…
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?..“

Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого –
Это всё братья твои – мужики!

Стыдно робеть, закрываться перчаткою.
Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый, больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет всё, что господь ни пошлет!

Вынесет всё – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только – жить в эту пору прекрасную
Уж не придется – ни мне, ни тебе».

3

В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул – исчезла толпа мертвецов!
«Видел, папаша, я сон удивительный, –
Ваня сказал, – тысяч пять мужиков,

Русских племен и пород представители
Вдруг появились – и он мне сказал:
„Вот они – нашей дороги строители!..“»
‎ Захохотал генерал!

– Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же… всё это народ сотворил?

Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?

Вот ваш народ – эти термы и бани,
Чудо искусства – он всё растаскал! –
«Я говорю не для вас, а для Вани…»
Но генерал возражать не давал:

– Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать – разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!..
Впрочем, Ванюшей заняться пора;

Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону… –

4

«Рад показать!
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены – немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался…
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!

Всё заносили десятники в книжку –
Брал ли на баню, лежал ли больной:
„Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот поди ты!..“ Махнули рукой…

В синем кафтане – почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно…
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
„Ладно… нешто… молодца!.. молодца!..

Ещё по теме:  Николай Некрасов ~ Мужичок с ноготок (Однажды, в студеную зимнюю пору…) (+ Анализ)

С богом, теперь по домам, – проздравляю!
(Шапки долой – коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И – недоимку дарю!..“

Кто-то „ура“ закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:
С песней десятники бочку катили…
Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей – и купчину
С криком „ура!“ по дороге помчал…
Кажется, трудно отрадней картину
‎ Нарисовать, генерал?..»

Стихи «Железная дорога» русского поэта Николая Некрасова,
написанные в 1864 году.

Железная дорога

Анализ стихотворения Некрасова «Железная дорога»
1 вариант

Поэт Николай Некрасов является одним из основоположников так называемого гражданского направления в русской литературе. Его произведения лишены каких-либо приукрашиваний и характеризуются необыкновенной реалистичностью, которая подчас вызывает улыбку, но в большинстве случаев является прекрасным поводом для переосмысления окружающей нас действительности.

К таким глубинным произведениям относится стихотворение «Железная дорога», написанное в 1864 году, спустя несколько месяцев после отмены крепостного права. В ней автор пытается показать обратную сторону медали строительства путепровода между Москвой и Петербургом, который для многих рабочих стал огромной братской могилой.

Стихотворение состоит из четырех частей. Первая из них носит романтический и умиротворенный характер. В ней Некрасов рассказывает о своем железнодорожном путешествии, не забывая отдать должного красоте русской природы и восхитительным пейзажам, которые открываются за окном поезда, проплывающего по лугам, полям и лесам. Восхищаясь открывающейся картиной, автор становится невольным свидетелем разговора между отцом-генералом и его сыном-подростком, который интересуется, кто же построил железную дорогу. Следует отметить, что эта тема во второй половине 19 века была особой актуальной и животрепещущей, так как железнодорожное сообщение открывало поистине неограниченные возможности для путешествий. Если на почтовой карете из Москвы в Петербург можно было добраться примерно за неделю, то путешествие на поезде позволяло сократить время в дороге до одних суток.

Однако мало кто задумывался над тем, какую цену пришлось заплатить за то, чтобы Россия, наконец, превратилась из отсталой аграрной страны в развитую европейскую державу. Символом преображения в данном случае выступила железная дорога, которая была призвана подчеркнуть новый статус русской империи. Строили ее бывшие крепостные крестьяне, которые, получив долгожданную свободу, попросту не знали, как распорядиться этим бесценным даром. На стройку века их гнало не столько любопытство и желание в полной мере вкусить прелести вольной жизни, сколько банальный голод, который Некрасов в своем стихотворении именует не иначе, как «царем», который правит миром. В итоге на строительстве железной дороги погибло несколько тысяч человек, и об этом поэт посчитал нужным рассказать не только своему юному спутнику, но и читателям.

Последующие части стихотворения «Железная дорога» посвящены спору между автором и генералом, который пытается уверить поэта в том, что русский мужик, тупо и бесправный, не в состоянии построить ничего более стоящего, чем деревянная сельская изба, убогая и перекошенная. По мнению оппонента Некрасова, лишь образованные и благородные люди имеют право считать себя гениями прогресса, им принадлежат великие открытия в области науки культуры и искусства. При этом генерал настаивает на том, что безрадостная картина, которую нарисовал поэт, вредит неокрепшему юношескому разуму его сына. И Некрасов берет на себя смелость показать ситуацию с другой стороны, рассказав о том, как были завершены строительные работы, и на празднике по этому поводу с барского плеча лабазника рабочие получили бочку вина и – списание долгов, которые накопили во время возведения железной дороги. Попросту говоря, поэт прямо указал на тот факт, что вчерашние рабы вновь оказались обманутыми, а результаты их труда присвоили себе те, кто является хозяином жизни и может позволить себе распоряжаться жизнью других по собственному усмотрению.

Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова
2 вариант

“Железная дорога” – это стихотворение Н. А. Некрасова. Оно было написано в 1864 году и стало воплощением размышлений поэта о тяжёлой участи русского народа, несправедливости и тех условиях, в которых оказывались люди, строившие железные дороги.

Краткий анализ

История создания – стихотворение появилось в 1864 году и стало одним из произведений Некрасова, посвящённых народу, повествующих о его нелёгкой жизни.
Тема – стихотворение о страданиях простых людей при строительстве железных дорог в России XIX века, безрассудстве чиновничества, жёстокой эксплуатации народа.
Композиция – линейная, стихотворение состоит из четырёх частей: первая – описание природы, а следующие – живое описание страшных картин, которые имели место быть при строительстве железной дороги.
Жанр – лирическое стихотворение, некоторые исследователи называют поэмой. Вид лирики – гражданская.
Стихотворный размер – стихотворение написано четырёхстопным дактилем, используется точная и неточная, женская и мужская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.
Эпитеты“Здоровый, ядрёный воздух“, “славная осень”, “труд страшно громаден”.
Сравнения“Лёд… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковёр”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”.
Синекдоха “А по бокам-то всё косточки русские”.
Олицетворение “Свисток оглушительный взвизгнул”.

История создания

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на путях, находились в тяжёлых условиях, голодали, болели, умирали. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в данном стихотворении.

Ещё по теме:  Николай Некрасов ~ Краткое содержание «Дед Мазай и зайцы»

Тема

Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики,– это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые управляли этими работами. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих целей.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.
Описание построено на антитезе: в первой части мы видим осенние пейзажи, тонкий лёд на речке, лес, жёлтые листья, лунный свет. Автор говорит, что “нет безобразья в природе”. Далее нам представляются совсем другие картины: это и голод, и смерть, и жуткие условия труда людей. Там “стоит, изможден лихорадкою… больной белорус: губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…”. Тут же мы видим и руководителей работы: “в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик”.

Жанр

Жанр – лирическое стихотворение, впрочем некоторые литературоведы склонны его считать поэмой, что небезосновательно: есть сюжет, есть лирические отступления. Вид данного стихотворения определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чём не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.
Стих написан трехсложным размером – четырёхстопным дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковёр, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.

Средства выразительности

В стихотворении “Железная дорога” использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения: “Лёд… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковер”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”. Также автор применяет эпитеты: “Здоровый, ядреный воздух”, “славная осень”, “труд страшно громаден”.
Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, синекдоху: “А по бокам-то всё косточки русские”, олицетворение: “Свисток оглушительный взвизгнул”.
Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину современной поэту действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.

Железная дорога

Анализ поэмы «Железная дорога» Некрасова
3 вариант

Подавляющая часть творчества Некрасова посвящена простому русскому народу, описанию его бед и страданий. Он считал, что настоящий поэт не должен уходить от действительности в романтические иллюзии. Стихотворение «Железная дорога» — яркий пример гражданской лирики поэта. Оно было написано в 1864 г. и посвящено строительству Николаевской железной дороги (1843-1851 гг.).

Железная дорога между Петербургом и Москвой стало грандиозным проектом. Он значительно поднимал авторитет России, сокращал отрыв от развитых европейских стран.

При этом строительство велось отсталыми методами. Труд государственных и крепостных крестьян был фактически рабским. Государство не считалось с жертвами, на тяжелой физической работе в невыносимых условиях погибло множество людей.

Вступление к произведению – тонкая ирония Некрасова. Строителем железной дороги генерал называет не бесправную массу рабочих, а графа Клейнмихеля, прославившегося своей жестокостью.

Первая часть поэмы – лирическое описание прекрасного вида, открывающегося перед глазами пассажиров поезда. Некрасов с любовью изображает пейзаж «родимой Руси». Во второй части происходит резкая перемена. Рассказчик показывает сыну генерала страшную картину строительства железной дороги, которую предпочитает не видеть высшее общество. За движением к прогрессу стоят тысячи крестьянских жизней. Со всех концов необъятной Руси крестьян собрал здесь «настоящий царь» — голод. Титанический труд, как и многие масштабные российские проекты, буквально устлан костями людей.

Третья часть – мнение самоуверенного генерала, символизирующего собой тупость и ограниченность высшего общества. Он считает, что безграмотные и вечно пьяные мужики не имеют никакой ценности. Важны лишь высшие творения человеческого искусства. В этой мысли легко угадываются оппоненты взглядам Некрасова на роль творца в жизни общества.

По просьбе генерала рассказчик показывает Ване «светлую сторону» строительства. Работы закончены, погибшие похоронены, время подводить итоги. Россия доказывает миру свое прогрессивное развитие. Император и высшее общество торжествуют. Начальники строительных участков и купцы получили значительную прибыль. Рабочие награждены… бочкой вина и прощением накопленных штрафов. Робкий возглас «ура!» подхвачен толпой.

Картина всеобщего финального ликования невероятно горька и печальна. Многострадальный российский народ опять обманут. Символическая цена грандиозной стройки (треть годового бюджета Российской империи), унесшей тысячи жизней, выразилось для простых рабочих в бочке водки. Они не могут оценить настоящее значение своей работы, и поэтому благодарны и счастливы.

Анализ стихотворения «Железная дорога»
4 вариант

Современники крайне ценят стихотворения и прозу, которая и спустя века отражает социальные проблемы в обществе.

Можно только удивляться, как спустя века эти темы сохраняют свою актуальность.

История создания

Стихотворение впервые появилось на бумаге в 1864 году и посвящается непростой истории прокладки первого железнодорожного полотна в Российской Федерации.

Примечательно, что указ о закладке нового типа сообщения между Москвой и Петербургом было подписано императором Николаем I в 1842 году.

Ещё по теме:  Николай Некрасов ~ Крестьянские дети (поэма) (+ Анализ)

Доподлинно известно, что строительство пути было поручено графу Клейнмихеля. Все работы были завершены за рекордные 10 лет.

Стихотворение Некрасова было опубликовано в 1864 году (журнал «Современник»). После «выхода в свет», это произведение стало самым знаковым в гражданской лирике поэта.

Автора крайне интересовали не блага, которые получило царское семейство и граждане России, а та цена, которую заплатили крестьяне.

Краткий анализ темы произведения

Главная тема произведения – это жестокая эксплуатация простого народа чиновниками, а также страдания рабочих на строительных подрядах.

Некрасов прекрасно показывает Россию в виде двух сторон медали – на одной элита и весь цвет общества, а на другой – простые крестьяне, вынужденные обслуживать правящую верхушку и дворянство.

Примечательно, что автор показывает вечную параллельность двух плоскостей, которые никогда не пересекутся. Некрасов крайне остро воспринимал социальную несправедливость, которая вылилась в революцию и гражданскую войну.

В произведении очевидно поднимается тема расслоения общества и неравенства между ними.

Мы видим простых граждан России, которые противопоставляются господскому классу. Они никогда не смогут понять друг друга, потому что живут на разных уровнях, и не стремятся к сближению.

Автор нам показывает Ванечку, судьба которого уже положительно определена и будет беззаботной.

А дети простых крестьян с рождения обречены на тяжкий труд, нищенское положение и раннюю смерть. Самое печальное то, что такой порядок вещей никак не изменить при существующем общественном строе.

Также Некрасов поднимает тему бегства от реальности. Это выражается в том, что дворяне привыкли считать, что что-то появляется магическим образом, когда они этого не видят. Например, за десять лет построена новенькая железная дорога.

Однако за этим стоит колоссальный труд, который не только не ценится, но и попросту не замечается сливками общества.

Настроение в произведении смешанное, так как автор показывает ужасы, которыми сопровождалась постройка железной дороги, несмотря на то, что теперь по ней шустро бегают поезда, упрощая жизнь людей. Отсюда вытекает следующая проблематика стихотворения:

  • Судьба народа – это главная проблема, показывающая те усилия, которые нужны, чтобы прокормить свои семьи. При этом за выполненную работу им еще и не заплатят.
  • Бесправие – люди попросту не могут никуда пожаловаться и подать в суд на чиновников, которые их обкрадывают, унижают и забивают.
  • Коррупция – в правительстве было закреплено достойное жалование для выплаты рабочим, занятым на стройках. Однако подрядчики разворовали бюджет, и многим крестьянам попросту не платили заработную плату.
  • Историческая память – высшее общество охотно и громко рассказывает о победах, забывая рассказать о том, какими усилиями и жертвами такие результаты были рассчитаны.
  • Невежество и рабское положение народа – строители железной дороги и попросту не знали, как отстоять свои права и свободы. Однако они об этом тут же забыли, когда им выдали бочки с вином.

Образы и символы

Центральный образ произведения – это железная дорога. Она показана, как средоточие боли и страдания сотен крестьян, которых мучали в процессе строительства, и замучили до смерти. Поэтому генерал и Ванечка видят их мертвые лики, следующие за поездом.

Несчастный белорус – это собирательный образ простого крестьянства, который с самого своего рождения обречен на жизнь в землянке, тяжелый труд и страшную смерть. Автор восхищается стойкостью и желанием русского человека работать.

Поэтому первые три главы произведения у Некрасова посвящены деталям строительства железной дороги. Когда же один из персонажей стихотворения просит рассказать и что-то хорошее, то автор с иронией и удовольствием говорит о купце.

Он показывает себя в роли «благодетеля», который простил рабочим недоимки и дал бочку вина на ватагу.

Однако на самом деле лавочник попросту ненавидит простой народ и считает себя в праве эксплуатировать невежественных, но трудолюбивых граждан России.

Композиция

Композиция произведения линейная, то есть сюжет развивается постепенно. «Железную дорогу» можно разделить на 4 части.

В первой рассказывается о красоте природы, а вот все остальные показывают ужасные картины строительства железнодорожного полотна.

Жанр, направление и размер

Произведение явно относится к гражданской лирике, Некрасов выбрал направление реализм. Это видно по ритмичному повествованию.

Поэт одной строкой дает характеристику тысяч работников, которых только освободили от крепостничества, но заставили в поте лица “батрачить”на стройке.

При мизерной оплате труда, они еще каким-то образом оставались должны вышестоящему руководству.

Исследователи отмечают, что Некрасов написал чуть ли не единственное стихотворение социальной направленности в XIX веке с явным сочувствием к доле простого крестьянина. Для написания автор выбрал дактиль и перекрестную рифмовку.

Средства выразительности

Некрасов использует следующие средства выразительности для более точного и реалистичного описания ужасов, сопровождающих строительства железной дороги.

Например, эпитеты (славная осень, ядреный воздух), сравнения (листья желты и свежи, как ковер), гиперболы (труд этот, Ваня, был страшно громаден), метафоры (чудо искусства, скопище пьяниц).

Вывод при анализе стихотворения

«Железная дорога» – это реалистическое произведение, в котором Некрасов затрагивает массу социально-политических проблем Российской империи, которые привели к революции 1917 года. Поэт показывает огромную пропасть между сливками общества и крестьянско-рабочим классом.

Автор уверен, что это расстояние невозможно будет преодолеть, так как высшее общество не видит в «низших» братьев и таких же граждан России.

Более того, они считают, что железная дорога и другие объекты инфраструктуры создаются, как по волшебству, не учитывая колоссальный труд рабочих и крестьян.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа