Николай Некрасов ~ Краткое содержание «Русские женщины»

Некрасов Николай Алексеевич (1821-1878)
Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, писатель и публицист, классик русской литературы. Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, идиллии и трагедии крестьянства.
Некрасов Николай Алексеевич (1821-1878)

Русские женщины поэма

Краткое содержание «Русские женщины»
Николай Некрасов

О произведении

Поэма «Русские женщины» Некрасова посвящена женам декабристов, последовавшим вслед за ссыльными мужьями в Сибирь. Книга состоит из двух частей. Главной героиней первой части, написанной в 1871 году, является княгиня Екатерина Трубецкая. Вторая часть, в основу которой легли воспоминания княгини Марии Волконской, была завершена в 1872 году. Обе части были опубликованы в журнале «Отечественные записки» (1872, № 4 и 1873, том 206).

Место и время действия

События поэмы происходят в первой половине XIX столетия, после восстания декабристов 1825 года, в России: в Москве, по дороге в Сибирь, в Сибири.

Главные герои

Екатерина Ивановна Трубецкая – княгиня, супруга ссыльного декабриста князя Трубецкого.
Мария Николаевна Волконская – княгиня, супруга князя Волконского.

Другие персонажи

Николай Раевский – отец Марии Волконской, генерал, благородный и отважный человек.
Граф – отец Екатерины Трубецкой.
Губернатор Иркутска – чиновник, который по приказу императора пытается отговорить отважных женщин от решительного шага и вернуть их обратно в Петербург.

жены декабристов

трубецкая

Краткое содержание

Княгиня Трубецкая

Действие поэмы, посвящённой княгине Трубецкой, начинается в момент прощания Екатерины Ивановны с отцом. Граф Лаваль, расставаясь с дочерью, не может сдержать слёз. В пути княгиня вспоминает стоящий на берегу высокий дом, где прошло её детство, балы и праздники, встречу с избранником.

Через два месяца Екатерина Ивановна добирается до Иркутска, где её встречает сам губернатор. Княгиня ждёт, когда ей приготовят свежий экипаж; губернатор настоятельно просит её задержаться. Во время разговора он сообщает, что знако́м с графом Лавалем, после чего предлагает Екатерине Ивановне вернуться домой. Губернатор напоминает, что в тех краях, куда направляется Трубецкая, её будут окружать пять тысяч озлобленных каторжников, непрекращающиеся драки и разбой, короткое удушливое лето и долгая, длящаяся восемь месяцев зима.

Видя, что княгиня, несмотря ни на что, готова разделить участь своего мужа, губернатор приводит последний довод: если она поедет дальше, то лишится и дворянского титула, и прав на наследство. В этом случае к нерчинским рудникам она пойдёт по этапу под присмотром казаков. Услышав, что женщина готова двигаться вперёд даже с партией каторжников, губернатор признаётся, что получил приказ напугать как можно сильнее. Когда он понял, что никакие преграды её не остановят, то велел заложить для Трубецкой экипаж и пообещал лично доставить её к месту ссылки Сергея Петровича.

«Княгиня Трубецкая», написанная «быстрым, напряжённым ямбом», состоит из двух частей. Первая повествует о прощании героини с отцом, а также представляет собой череду воспоминаний о детстве, юности, балах, замужестве, путешествиях. Во второй части героиня, добравшаяся до Иркутска, демонстрирует волю и характер в противостоянии с губернатором. «Княгиня Трубецкая» создана методом «смежного изображения снов и яви»: во время долгой дороги Екатерина Ивановна то грезит наяву, то вновь погружается в сон, неотличимый от яви. По словам литературоведа Николая Скатова, фрагментарное строение первой части, являющейся «сплавом чередующихся картин» (реалистические воспоминания о жизни в Италии или восстании на Сенатской площади внезапно обрываются, переходя в романтические видения), применено автором сознательно: подобный калейдоскоп должен показать, что «героиня охвачена одним всепоглощающим порывом».

При создании образа Трубецкой Некрасов руководствовался теми сведениями, которые ему удалось почерпнуть из воспоминаний людей, знавших княгиню, а также из «Записок декабриста» Розена, рассказывавшего, что местное начальство получило специальное предписание использовать все возможности для «удержания жён государственных преступников от следования за мужьями»:
Он [губернатор] решился употребить последнее средство, уговаривал, упрашивал и, увидев все доводы и убеждения отринутыми, объявил, что не может иначе отправить её к мужу, как пешком с партией ссыльных по канату и по этапам. Она спокойно согласилась на это; тогда губернатор заплакал и сказал: «Вы поедете».

Часть первая

Старый граф, отец Екатерины Ивановны Трубецкой со слезами на глазах занимается последними приготовлениями – «княгиня-дочь… куда-то едет в эту ночь…». Она прощается с семьей и просит родительского благословения в дальнюю дорогу. Княгиня прекрасно понимает, что надежды на встречу в будущем практически нет, «но долг другой, и выше, и трудней» зовет ее в путь.
По дороге Екатерина Трубецкая вспоминает свое счастливое, беззаботное детство, стремительный калейдоскоп балов в роскошном родительском доме, на которые съезжались лишь сливки общества. Эти воспоминания сменяются яркими, солнечными картинами свадебного путешествия по Италии, когда Трубецкие бродили по Ватикану, по шумным городским площадям, посещали «дворец, развалины, музей», и высшим счастьем было затем «делиться мыслию своей с любимым существом».
Но счастливые воспоминания княгини нарушаются мрачной действительностью. В Сибири «на триста верст какой-нибудь убогий городок», из-за сильного мороза все сидят по домам, и даже собаки не лают. Этот край навевает у Трубецкой тяжелые мысли: «Зачем, проклятая страна, нашел тебя Ермак?..».

Ещё по теме:  Николай Некрасов ~ Краткое содержание «Кому на Руси жить хорошо»

Перед глазами Екатерины Ивановны встают сцены восстания декабристов, ее свидание с арестованным мужем, вызывающие в ней чувство острой безысходности.

Часть вторая

После двух месяцев утомительного пути княгиня прибывает в Иркутск. Ее встречает сам «начальник городской», давний знакомый отца княгини, который настойчиво отговаривает от дальнейшей поездки.
Он пугает ее невероятно опасной и тяжелой дорогой, взывает к дочерним чувствам, но все напрасно: княгиня Трубецкая видит свой долг только в том, чтобы поддержать супруга в тяжелый час. Ей не страшны все тяготы, что красочно описывает губернатор, она готова в чужом краю «близ мужа умереть».
На следующий день губернатор еще раз делает попытку отговорить княгиню от рокового шага, но она по-прежнему настаивает на своем. Тогда губернатор сообщает ей, что в этом случае она обязана «отреченье подписать» от всех своих прав, то есть «нищей стать и женщиной простой».
Напоследок губернатор пугает княгиню тем, что не даст ей лошадей, а отпустит ее этапом до Нерчинска, вместе с каторжниками. Однако и эта попытка сломить волю решительной женщины оказывается безуспешной. Пораженный мужеством княгини, старый генерал со слезами на глазах признается, что мучил ее по приказу царя. Он приказывает запрягать лошадей, и княгиня отправляется в Нерчинск.

Мария Волконская

Княгиня Волконская

Желая сохранить для своих потомков память о прожитых годах, княгиня Мария Николаевна Волконская пишет историю своей жизни.

Поэма представляет собой записки княгини Волконской, адресованные внукам. Воспоминания начинаются с рассказа о киевском детстве героини. Мария Раевская с юных лет была окружена поклонниками, однако когда настало время выбора, она прислушалась к советам отца — генерала Раевского — и согласилась стать женой князя Волконского, с которым была едва знакома.

Однажды ночью княгиню разбудил муж, попросивший срочно разжечь камин. Не задавая лишних вопросов, Мария Николаевна принялась вместе с Сергеем Григорьевичем сжигать бумаги и документы, лежавшие в ящиках стола. Затем князь отвёз жену в отцовскую усадьбу и уехал. Родные успокаивали взволнованную женщину, объясняли, что в жизни генерала бывают и дальние походы, и тайные поручения; ей же, ожидающей первенца, надлежит думать о себе и будущем ребёнке.

Близкие, оберегая Марию Николаевну, долго не решались сообщить ей о том, что Сергей арестован и приговорён к каторжным работам. Когда княгиня узнала о приговоре и объявила о своём решении ехать к мужу в Сибирь, родители и братья пытались её остановить. Тяжелее всего было расставаться с маленьким сыном; ночь перед отъездом Мария Николаевна провела с ребёнком, у которого просила прощения за вынужденную разлуку. В пути Мария Николаевна навестила родственницу — Зинаиду Волконскую. Та поддержала Волконскую в её «роковой решимости». Вечером в московский дом Зинаиды Волконской съехались гости. Среди них был и Пушкин, которого Мария Николаевна знала с отроческих лет. Поэт пожелал княгине терпения, сил и здоровья. Затем была долгая дорога, завершившаяся встречей с мужем. Прежде чем обнять Сергея, княгиня опустилась на колени и приложила к губам его оковы.

В «Княгине М. Н. Волконской» ямб сменяется «спокойным, разговорным амфибрахием»; темп и интонация тоже ломаются, переходя в лирическое повествование от первого лица. Здесь уже нет отрывочных впечатлений; всё действие представляет собой «семейные воспоминания» с точным соблюдением хронологии: детские годы, гордость за отца и фамилию, воспитание, выход в свет, замужество. В «Княгине М. Н. Волконской» автор неукоснительно следует композиции записок Марии Николаевны, сохранившихся в доме Михаила Сергеевича Волконского. Сами воспоминания достаточно подробно рассказывают о пребывании декабристов и их жён в Сибири, однако Некрасов взял из них лишь ту часть, в которой княгиня добирается до Нерчинска.
Тот факт, что в финале «Княгини Волконской» происходит встреча Волконской с Трубецкой и наконец свидание обеих с ссыльными, придаёт сюжетную завершённость обеим поэмам и произведению в целом.

Княгиня Волконская

Глава I

Родилась княгиня «под Киевом, в тихой деревне», в знатном уважаемом семействе. Ее отец, генерал Раевский, в войне с Наполеоном «мужеством добыл и лавры побед и почести, чтимые миром». Маша была любимицей всей семьи, и детские и юношеские годы синеглазой красавицы прошли мирно и беззаботно.
На балах, устраиваемых Раевскими, Маша была настоящей царицей. Она пленяла своей красотой гусаров и улан, но ее сердце оставалось холодным. За Машу сделал выбор ее отец, предложив в мужья князя Волконского – отважного генерала, любимца императора. На робкое возражение Маши о том, что жених гораздо старше ее, отец безапелляционно заявил: «Ты будешь с ним счастлива!».
После свадьбы супруги редко виделись друг с другом: Сергей Волконский постоянно был в разъездах. Однажды, когда он привез беременную Машу в Одессу, он разбудил ее посреди ночи с требованием разжечь камин, и затем всю ночь «бумаги сносил к камину — и жег торопливо». Затем он в срочном порядке отвез жену к отцу, в спешке простился с ней и ускакал.

Ещё по теме:  Николай Некрасов ~ Славная осень (+ Анализ)

Глава II

Молодая княгиня никак не могла понять причину такого поведения супруга, но чувствовала, что «недоброе что-то случилось». Родные всячески успокаивали Машу, напоминали ей о том, что она должна беречься из-за ребенка.
Рождение первенца оказалось серьезным испытанием для княгини Волконской, которая в течение двух месяцев серьезно болела. Все это время семья скрывала от нее тот факт, что князь оказался заговорщиком.
Княгине удалось добиться свидания с мужем, и, увидев его измученное лицо, Маша укрепилась в своем решении ехать за ним в Сибирь. Именно в тот момент она поняла, насколько сильно любит своего супруга.
Родители княгини умоляли ее одуматься, не ломать судьбу не только свою, но и ребенка. Но Маша настойчиво твердила только одно – «Поеду!».

Глава III

Молодой княгине тяжело принимать столь ответственное решение, поскольку до этого рокового момента за нее это делали другие. Только на двадцатом году жизни она «узнала, что жизнь не игрушка».
Княгине тяжело расставаться с сыном, но она надеется, что повзрослев, «он матери чувство поймет и в сердце ее оправдает». Маша уверена, что в глубине души ее поддерживает и отец, хотя никогда не признается в этом.
Мария Николаевна получает письмо от царя, в котором тот восхищается ее смелостью, но намекает «на то, что возврат безнадежен». Немедля, она собирается в дорогу, и напоследок отец под угрозой проклятия требует ее возвращения через год.

Глава IV

Княгиня держит путь в Москву, чтобы попрощаться с любимой сестрой Зинаидой. Чтобы поддержать Марию, она решает устроить пир, на который приглашает весь московский цвет общества: поэтов, артистов, певцов. Все стремятся выразить свое восхищение удивительной смелостью столь хрупкой женщины.
Среди гостей Мария Николаевна замечает Пушкина – старинного приятеля, с которым она была дружна в юности. Она вспоминает счастливые, безмятежные дни в Крыму, когда оба они были молоды, наивны и беспечны.

Глава V

По дороге в Сибирь перед Волконской раскрывается картина ничем не приукрашенной жизни обычных людей. Тяжелая дорога и сильная метель вынуждают княгиню сделать небольшой привал в сторожке лесника, где для защиты от медведей дверь подпирается камнями.
На одной из станций княгиня узнает от конвойного солдата, что все ссыльные декабристы живы и «живут в руднике Благодатском». В Иркутске Волконскую губернатор мучает точно так же, как и княгиню Трубецкую, но она проявляет настойчивость и держит свой путь далее. В Нерчинске ее ждет радостная встреча с Екатериной Трубецкой.

Н. Бестужев. «Волконский С. Г. с женой в камере в Петровской тюрьме». 1830Н. Бестужев. «Волконский С. Г. с женой в камере в Петровской тюрьме». 1830

Глава VI

Объединенные общим горем, женщины рады видеть друг друга. Они утешают себя тем, что станут «опорою гибнущим, слабым, больным» мужьям и достойно выдержат непростое испытание.
Узнав, куда узники отправляются на работу, Мария Николаевна спешит к руднику. Она умоляет часового пропустить ее к мужу, и тот уступает ее мольбам. Пробежав в полной темноте мимо опасных провалов и трещин, княгиня благополучно добирается к работающим узникам. Ее радостно встречают знакомые лица: «Сергей Трубецкой, Артамон Муравьев, Борисовы, князь Оболенской».
Княгиня видит супруга, на лице которого написаны все страдания, что ему довелось пережить. Мария Николаевна в слезах припадает к его оковам и целует их. В этот момент все чувствуют, как «тихого ангела бог ниспослал» – настолько волнующим и трепетным было свидание разлученных супругов.

 

И что в итоге?

Екатерина Ивановна Трубецкая — несмотря на попытки губернатора Иркутска отговорить её, добирается до рудника, где отбывает каторгу её муж.
Мария Николаевна Волконская — прибывает в Сибирь, проникает на рудник в Благодатске и наконец встречается с мужем.
Губернатор Иркутска — по приказу царя пытается отговорить жён декабристов ехать на рудник, но потом всё же помогает им добраться туда.

Ещё по теме:  Николай Некрасов ~ Кому на Руси жить хорошо (поэма)

Заключение

Авторская рукопись Некрасова имела иное название – «Декабристки», но писатель изменил его на «Русские женщины». Тем самым он хотел подчеркнуть, что главной является не сословная, а национальная принадлежность героинь, способных на великий подвиг самоотречения.
После краткого пересказа «Русских женщин» рекомендуем прочесть поэму Некрасова в полном варианте.

Русские женщины поэма

История создания поэмы

Созданию поэмы предшествовало знакомство Некрасова с сыном Сергея и Марии Волконских — Михаилом Сергеевичем, родившимся на Петровском заводе. Во время совместной охоты поэт расспрашивал Михаила Сергеевича о жизни декабристов в Забайкалье; тот, стараясь не касаться политической подоплёки, рассказывал о быте и нравах тех мест, где он вырос. Воспоминания Михаила Волконского, как и «Записки декабриста» Андрея Розена, были использованы в некрасовской поэме «Дедушка» (1870).

Выход «Дедушки» не погасил интереса поэта к теме русских женщин, добровольно последовавших за мужьями в Сибирь. Зимой 1871 года он приступил к сбору и детальному изучению доступных исторических материалов; лето провёл в Карабихе, работая над первой частью поэмы[3], которая в черновиках имела название «Декабристки»[4]. Основные проблемы, обозначенные поэтом уже после завершения «Княгини Трубецкой», были связаны, во-первых, с преодолением цензурных барьеров, «повелевающих касаться предмета только сторонкою»; во-вторых, «с крайней неподатливостью русских аристократов на сообщение фактов». Отсутствие фактов по делу Екатерины Трубецкой компенсировалось воображением автора, который «ясно представлял себе и отъезд Трубецкой, и бесконечно долгий зимний путь»[5].

Первая публикация «Княгини М. Н. Волконской» в журнале «Отечественные записки» (1873, том 206)
Лето следующего, 1872 года, Некрасов посвятил работе над второй частью. Если образ Екатерины Трубецкой из-за скудности найденного материала получился, по мнению исследователей, «весьма далёким от реального»[6], то характер Марии Волконской создавался на основе тех записок княгини, что хранились в доме её сына Михаила Сергеевича. Об этих воспоминаниях поэт узнал случайно; после долгих уговоров Михаил Волконский согласился прочитать их вслух, поставив в качестве обязательного условия познакомить его с предварительным — допечатным — вариантом будущей поэмы. Воспоминания были написаны по-французски. Сын декабриста, читавший и переводивший их в течение нескольких вечеров, впоследствии рассказывал о реакции Некрасова на некоторые эпизоды:
Вспоминаю, как при этом Николай Алексеевич по нескольку раз в вечер вскакивал со словами: «Довольно, не могу», бежал к камину, садился к нему и, схватясь руками за голову, плакал как ребёнок.

Интерес поэта к теме декабристок был настолько сильным, что после публикации первых двух частей он планировал приступить к третьей: в черновиках Некрасова, датированных мартом 1873 года, был найден план нового произведения с главной героиней Александрой Григорьевной Муравьёвой, скончавшейся на Петровском Заводе в 1832 году. Этот замысел остался неосуществлённым.

Образ Пушкина в поэме

Пушкина автор включает в действие второй части «Русских женщин» дважды. Вначале его образ возникает в тех воспоминаниях княгини Волконской, что относятся к беспечному периоду «проказ и кокетства». В ту пору поэт жил в доме генерала Раевского в Юрзуфе, затем вместе с его семьёй перебрался в Крым, где много общался с пятнадцатилетней Марией. Второй раз Пушкин появляется в поэме при драматических обстоятельствах: он приходит в салон к Зинаиде Волконской, чтобы проститься с уезжающей в Сибирь княгиней и дать ей напутствие в дорогу.

Обращаясь к Марии Николаевне, поэт произносит монолог, в котором напрочь отказывается от знакомого многим «привычного насмешливого тона»; в разговоре с Волконской он выступает как гуманист и радетель свободы, восхищающийся поступком княгини: «Поверьте, душевной такой чистоты / Не стоит сей свет ненавистный! / Блажен, кто меняет его суеты / На подвиг любви бескорыстной!» По мнению автора монографии «Мастерство Некрасова» Корнея Чуковского, адресованные Марии Николаевне слова Александра Сергеевича перекликаются со строфой из шестой главы «Евгения Онегина», не вошедшей в итоговую редакцию: «Среди бездушных гордецов, / Среди блистательных глупцов…/ В сем омуте, где с вами я / Купаюсь, милые друзья». Пушкинское напутствие в «Русских женщинах», согласно замыслу Некрасова, должно было завершиться словами:

Наталья ДолгоруковаНаталья Долгорукова

Пускай долговечнее мрамор могил,
Чем крест деревянный в пустыне,
Но свет Долгорукой ещё не забыл,
А Бирона нет и в помине.

Это четверостишие было изъято цензурой и не включалось в текст «Русских женщин» вплоть до 1949 года. Речь в нём идёт о юной Наталии Долгоруковой (Шереметевой), которая, став женой князя Ивана Долгорукова, через несколько дней после венчания отправилась вслед за мужем в ссылку в Берёзово. Отметив, что образ княгини Волконской близок характеру Наталии Долгоруковой, Чуковский уточнил, что в воспоминаниях Марии Николаевны рассказывается о Пушкине более сдержанно, чем в поэме; согласно её запискам, во время встречи в салоне Зинаиды Волконской поэт сообщил, что планирует завершить «Историю Пугачёва», а затем отправиться «в Нерчинские рудники просить пристанища». Однако до Нерчинска он не добрался.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа