Николай Некрасов ~ Несжатая полоса (+ Анализ)

Некрасов Николай Алексеевич (1821-1878)

Несжатая полоса

«Несжатая полоса»
Николай Некрасов

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?
Или не дружно цвели-колосплись?

Нет! мы не хуже других – и давно
В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял,
Чтобы нас ветер осенний развеял?..»

Ветер несет им печальный ответ:
– Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге – не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли как плети,

Очи потускли и голос пропал,
Что заунывную песню певал,

Как, на соху налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою.

Дата написания: 2 — 25 ноября 1854 г.

Примечания

  • Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 137-138.
  • Впервые опубликовано: С, 1855, No 1 (ценз. разр. — 31 дек. 1854 г.), с. 27-28, с подписью: «Н. Некрасов».
  • В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».
  • Автограф не найден. Авторизованная копия — ГБЛ (Солд. тетр., л. 106-107).
  • В Р. б-ке датировано: «1855», но, очевидно, было написано раньше (см. дату ценз. разр. первой публикации в С). В Ст 1879 отнесено (вероятно, по указанию автора) к 1854 г. Более точная дата сообщена в авторизованной копии ГБЛ: «22-25 ноября».
  • Образ несжатой полосы, возможно, был подсказан Некрасову известным зачином народной песни: «Полоса ль моя, да полосонька, Полоса ль моя, да не паханая…» и т. д. (Соболевский А. И. Великорусские народные песни, т. 3. СПб., 1897, с. 51).
  • Стихотворение воспринималось некоторыми читателями как аллегорическое: в образе пахаря, который «не по силам работу затеял», вероятно, усматривали намек на Николая I, приведшего страну к военной катастрофе и умершего во время Крымской войны (см.: Гаркави А. М. Н. А. Некрасов в борьбе с царской цензурой. Калининград, 1966, с. 135). Это толкование произвольно, тем более что стихотворение написано до смерти Николая I (ср. комментарий к стихотворению «В деревне»). К. И. Чуковский считал, что «Несжатая полоса» имеет автобиографическую основу и написана «под влиянием тяжелой болезни, которой Некрасов заболел в 1853 г.» (ПСС, т. I, с. 550). Косвенные подтверждения тому: в Ст 1856 «Несжатая полоса» включена в 4-й отдел, составленный из лирических произведений; в одном из последних своих стихотворений «Сон» (1877) Некрасов писал о себе как о сеятеле, который сбирает «колос с своей несжатой полосы».
  • Влияние «Несжатой полосы» ощущается в стихотворении В. В. Крестовского «Полоса» (1861).
  • Многократно положено на музыку (Н. Я. Афанасьев, 1877; В. И. Ребиков, 1900; И. С. Ходоровский, 1902; А. Т. Гречанинов, 1903; А. А. Спендиаров, 1903; П. Г. Чесноков, 1904; В. П. Адамов, 1910; А. Е. Лозовой, 1913; А. П. Максимов, 1913; Р. С. Бунин, 1961; Т. Н. Хренников, 1971).
  • Станица — Директор Киевской военной гимназии П. Н. Юшенов обратился к Некрасову с просьбой разъяснить смысл этого слова. В письме от 31 марта 1874 г. Некрасов отвечал: «Я <…> употребил слово «станица» потому, что с детства слышал его в народе, между прочим, в этом смысле: птицы летают станицами; воробьев станичка перелетела и т. п. <…> Слова: группа, партия, даже стая, которыми можно было бы заменить его в «Несжатой полосе», кроме своей прозаичности, были бы менее точны, лишив выражение того оттенка, который характеризует птицу перелетную (о которой идет речь в стихотворении), располагающуюся время от времени станом на удобных местах для отдыха и корма».

август, вечер, неубранная рожь на огороде, поле, облака

Анализ стихотворения «Несжатая полоса» Некрасова

«Несжатая полоса» – одно из самых известных произведений, посвящённых жизни и труду крестьян. В нём изображена картина поздней осени, поле, на котором осталась одна неубранная полоса пшеницы. Школьники изучают стихотворение в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с краткими полным анализом «Несжатой полосы» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение датируют 1854 г., в печати оно появилось в 1856 г. в журнале “Современник”.
Тема стихотворения – тяжелый труд хлебороба.
Композиция – По смыслу произведение делится на две части: рассказ о нескошенных колосьях, рассказ о пахаре. Формально оно состоит из двустиший (дистихов).
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – трёхстопный дактиль, рифмовка парная ААВВ
Метафоры «руки… высохли в щепку», «очи потускли», «червь ему сердце больное сосёт».
Метафоры«шепчут колосья друг другу», «ветер несёт им печальный ответ».
Эпитеты «поздняя осень», «осенняя вьюга», «тучные зёрна», «заунывная песня».
Сравнения – руки, «как плети».

История создания

История создания произведения тесно связана с детством поэта. Он вырос среди крестьян. Его отец-помещик был жесток к своим крепостным. Николай Алексеевич с ужасом и жалостью наблюдал за страданием людей и в то же время восхищался их трудолюбием и силой. Порог отцовского дома поэт покинул рано, но увиденные картины навсегда запечатлелись в его памяти и нашли отражение в стихотворениях.
Анализируемое произведение поэт написал в 1854 г. В это время он тяжело заболел и собирался отправиться за границу на лечение. Возможно, это и стало причиной того, что главный герой стихотворения болен. Исследователи считают, что образ несжатой полосы поэт мог заимствовать из народной песни «Полоса ль моя, да полосонька».
Стихотворение Н. Некрасова впервые было опубликовано на страницах «Современника» в 1856 г. В XIX и XX к нему неоднократно обращались композиторы.

Тема

Вопрос крепостничества остро стоял в первой половине XIX века, поэтому неоднократно поднимался в литературе. Николай Некрасов не мог остаться в стороне. В анализируемом произведении можно выделить широкую тему крестьянского труда времён крепостничества и частную – болезнь хлебороба. Для раскрытия их автор создал необычную систему образов: нескошенные колосья, пахарь и ветер. Главными героями являются первые два, ветер – связующее звено между ними.

Начинается стихотворение осенним пейзажем, который помогает создать печальную, неуютную атмосферу. И лес, и поля – всё опустело, сбросило одежду. Даже грачи успели улететь. Посреди поля одиноко выделяется несжатая полоса. Автор пишет, что она «грустную думу наводит».
Авторское внимание переключается на колосья, которые беседуют друг с другом. Они скучают, слушая осенние ветры. Грустно склонив головы, колоски купают зёрна в пыли. Поэт характеризует зёрна эпитетом «тучные». Эта деталь подсказывает, что с полосы могли бы собрать хороший урожай. Пока же его собирают только прожорливые птицы.
Колосья удивляются, почему их не спешат забирать с поля. Они сравнивают себя с другими братьями по полю, находят, что не хуже них: «нет! мы не хуже других — и давно в нас налилось и созрело зерно». С каждым днём колоски всё больше удивляются, что пахарь не приходит за ними. Ответ на их вопрос приносит ветер. От его лица ведётся рассказ о пахаре. Николай Некрасов сразу предупреждает, что вести ветра печальные.
Оказалось, что пахарь тяжело заболел. Он трудился, не жалея себя, но работа оказалась не по силам. Портрет крестьянина вызывает у читателя искреннюю жалость. Перед нами изнеможённый крестьянин, который очень исхудал, не может ни есть, ни пить. Его тусклые очи подсказывают, что к крестьянину приближается смерть. В последних стихах Н. Некрасов коротко описывает ещё здорового пахаря, который пел «заунывную песню».

Видимо, герой чувствует, какой конец его ждёт. Образы пахаря и нивы символические. Их можно толковать с точки зрения проблемы поэтического искусства. Под образом крестьянина скрывается умирающий поэт, который печалится о том, что не успеет собрать весь урожай на поэтической ниве.
В стихотворении автор показал, что крестьяне – лишь рабочая сила для помещиков, никто не заботится об их здоровье и судьбе. Таким образом, он утвердил идею необходимости искоренения крепостничества.

Композиция

По смыслу произведение делится на две части: рассказ о нескошенных колосьях, рассказ о пахаре. Формально оно состоит из двустиший (дистихов).
Стихотворный размер – трёхстопный дактиль. Строки объединены парной рифмовкой ААВВ.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как в нём отражены мысли, чувства и переживания лирического героя.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использовал средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры: «руки… высохли в щепку», «очи потускли», «червь ему сердце больное сосёт». олицетворения: «шепчут колосья друг другу», «ветер несёт им печальный ответ». Дополняются картины эпитетами «поздняя осень», «осенняя вьюга», «тучные зёрна», «заунывная песня» и сравнением – руки, «как плети».

Ещё по теме:  Николай Некрасов ~ Славная осень (+ Анализ)
Страницы ( 1 из 2 ): 1 2
Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа