Максим Горький ~ Прощай! (+ Анализ)

Максим Горький
Максим Горький (Пешков) — русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.
Максим Горький

Максим Горький

«Прощай!»
Максим Горький

Прощай! Душа – тоской полна.
Я вновь, как прежде, одинок,
И снова жизнь моя темна,
Прощай, мой ясный огонек!..
Прощай!

Прощай! Я поднял паруса,
Стою печально у руля,
И резвых чаек голоса
Да белой пены полосы –
Все, чем прощается земля
Со мной… Прощай!

Даль моря мне грозит бедой,
И червь тоски мне душу гложет,
И грозно воет вал седой…
Но – море всей своей водой
Тебя из сердца смыть не может!..
Прощай!

Дата создания: 1905 г.

(Вариант 1895 г)

Прощай! Я поднял паруса
И встал со вздохом у руля,
И резвых чаек голоса
Да белой пены полоса –
Всё, чем прощается земля
Со мной… Прощай!

Мне даль пути грозит бедой,
И червь тоски мне сердце гложет,
И машет гривой вал седой…
Но – море всей своей водой
Тебя из сердца смыть не может!..
О, нет!.. Прощай!

Не замедляй последний час,
Который я с тобой вдвоём
Переживал уже не раз!
Нет, больше он не сблизит нас,
Напрасно мы чего-то ждём…
Прощай!

Зачем тебя я одевал
Роскошной мантией мечты?
Любя тебя, – я сознавал,
Что я себе красиво лгал
И что мечта моя – не ты!
Зачем? Прощай!

Любовь – всегда немного ложь,
И правда вечно в ссоре с ней;
Любви достойных долго ждешь,
А их всё нет… И создаешь
Из мяса в тряпках – нежных фей…
Прощай!

Прощай! Я поднял паруса
И встал со вздохом у руля,
И резвых чаек голоса
Да белой пены полоса –
Всё, чем прощается земля
Со мной… Прощай!

Ещё по теме:  Максим Горький ~ Песня о Буревестнике (Поэма в прозе) + Анализ

Дата создания: 1895 г.

ПРИМЕЧАНИЯ
ПРОЩАЙ!

Стихотворение впервые напечатано без подписи в «Самарской газете», 1895, номер 50, 5 марта.

В 1905 году две строфы данного произведения в переработанном виде М.Горький ввёл в стихотворение «- Прощай! Душа тоской полна…» центрального персонажа из «Рассказа Филиппа Васильевича». Подобным приёмом публикации своих стихов М.Горький пользовался очень часто в течение всей жизни и, сурово оценивая собственные поэтические опыты, 12 января 1935 года полушутя сообщал одному из своих корреспондентов: «…верно, я грешен, стихи писал и не мало писал, и всегда очень дубовато. Понимая сие и будучи правоверным прозаиком, я уничтожал их, печатал же в молодости лет — по легкомыслию, а позднее — лишь в случаях крайней необходимости и когда мог оклеветать кого-либо из героев, будто бы — это его, а не мои стихи» (Архив А.М.Горького).

В собрания сочинений стихотворение «Прощай!» автором не включалось. Принадлежность его М.Горькому подтверждается специальным сообщением Е.П.Пешковой от 13 сентября 1949 года (Архив А.М.Горького).

Печатается по тексту «Самарской газеты».

Анализ стихотворения Горького «Прощай!»

Судьба стихотворения Максима Горького «Прощай!» очень интересна. Впервые произведение было напечатано в 1895 году в «Самарской газете». К стихотворению не было подписи, поэтому для подтверждения авторства пришлось впоследствии обращаться к личным архивам семьи Пешковых. Сам Максим Горький очень строго судил свои поэтические эксперименты, поэтому нарочно скрывал, что произведение принадлежит ему.

Вторая версия «Прощай!» вышла уже в 1905 году. В нее вошли две переработанных строфы из первого издания. Само стихотворение сократилось с шести строф до трех. Автор исключил из произведения строфы, в которых раскрывались такие чувства, как разочарование и горечь. В поздней версии лирический герой испытывает только грусть и тоску из-за того, что ему приходится покидать возлюбленную.

Такое изменение сюжета можно объяснить тем, что переживания, о которых говорит автор, являются слишком личными. В стихотворении лирический герой, а за него говорит сам автор, сначала рассказывает о тоске и неизгладимом следе, оставленном любовью. Но затем он признается в том, что это чувство было ложью. В стихотворении можно встретить такие самообличительные строки:

Ещё по теме:  Максим Горький ~ Легенда о Марко (+ Анализ)

Что я себе красиво лгал
И что мечта моя – не ты!

Любви достойных долго ждешь,
А их всё нет… И создаешь
Из мяса в тряпках – нежных фей.

Читателю останется неизвестно, чем вызваны чувства, отразившиеся в столь жестоком сравнении. Возможно, автор испытывал боль от разрыва или предательства, что повлекло выпад в сторону той, что заставила страдать. По прошествии десяти лет рана затянулась, но след остался. Поэтому в новой версии стихотворения только о нем и сказано, причем теперь от него веет не разочарованием, а легкой ностальгией.

Герой обоих произведений одинаково тверд в своем решении уйти. Для усиления настроения автор использует приемы анафора и эпифора. Некоторые строфы и начинаются, и завершаются словом «Прощай!».

Интересна и композиция произведений. В первом случае имеется шесть строф-лимериков (содержат по пять строк). Каждая строфа укладывается в схему abaab. Стихотворение образует кольцо – подводя итог, автор повторяет в финале первую строфу.

Вариант стихотворения 1905 года состоит из трех строф, причем лимерика с указанной формой только два – вторая и третья строфы. Первая же представляет собой четверостишие вида abab.

Таким образом, на примере этого стихотворения читатель может увидеть эволюцию Максима Горького как поэта.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа