Лев Толстой ~ Кавказский пленник (+ Анализ)

Толстой Лев Николаевич (1828-1910)

Кавказский пленник

Анализ рассказа Льва Николаевича Толстого ~ «Кавказский пленник»

О книге

Рассказ Толстого “Кавказский пленник” читать можно почти, как свидетельство очевидца: Лев Николаевич принимал непосредственное участие в кровопролитной войне, которая велась в середине 19 века. Сам писатель утверждал, что его повествование действительно основано на реальных событиях. Опубликованный в 1872 году рассказ до сих пор остается одним из самых популярных произведений графа-писателя. И, конечно, нельзя не связать его со знаменитой пушкинской поэмой – название произведения действительно является прямой отсылкой к ней.
Сюжет построен на противопоставлении характеров двух основных персонажей. В “Кавказском пленнике” Толстой использует классицистический прием, давая своим героям говорящие фамилии. Так, его Жилин – человек волевой и крепкий, а Костылин – бесхарактерный, как будто постоянно нуждающийся в дополнительной опоре. Он используется в рассказе для того, чтобы подчеркнуть и сделать более выпуклыми личностные качества своего товарища по несчастью.
Жилину симпатизирует не только автор – даже татары, взявшие его в плен, относятся к герою с большим уважением: рассказ “Кавказский пленник” учитывает особенности национального менталитета, так что недостаточно скачать его текст полностью, нужно еще понимать, что “джигитами” татары называют только самых уважаемых воинов. При этом сам Жилин, всем сердцем стремясь к побегу, не теряет человеческих качеств: он дружит с дочкой пленившего его человека и даже делает ей игрушки. Эта сюжетная линия близка по настроению к библейским историям с одной стороны (мотив прощения) и к фольклорным мотивам с другой (в результате за свою доброту герой получает награду в виде свободы).
Толстой Лев Николаевич не просто тонко раскрывает особенности личности своего героя и показывает, что такое настоящая сила воли – его “Кавказский пленник” наполнен оптимизмом и верой в человека.

История создания

Впервые рассказ был напечатан во втором номере журнала «Заря» 1872 года. Сюжет в некоторой степени основан на реальном случае, произошедшем с Толстым во время его службы на Кавказе в 1853 году. Писатель вместе со своим другом и сослуживцем, чеченцем Садо, оказались в опасности. Их нагнали противники и намеревались взять в плен. Хотя у писателя был сильный и молодой конь, на котором он мог с легкостью оторваться от погони, он не стал бросать друга одного в беде. У Садо было ружье, но оно оказалось не заряжено. Он все равно не растерялся и грозно целился во врагов, пытаясь запугать их. Кавказцы же не стреляли в русских солдат, так как хотели взять их живыми. Им удалось приблизиться к крепости, где их увидели казаки и примчались на подмогу.

В основу рассказа также легли «Воспоминания кавказского офицера» барона Ф. Ф. Торнау. В мемуарах полковника рассказывается о его опыте пребывания в плену у горцев, о его дружбе с девушкой-абхазкой по имени Аслан-Коз и ее попытках помочь ему, о его первой неудачной попытке побега, и последующем освобождении из пленения.

Ещё по теме:  Лев Толстой ~ Детство (+Анализ повести)

Данное произведение автор написал для «Азбуки». Её первое издание произошло в 1872 году. Известно, что писатель положил в основу сюжета «Воспоминания Кавказского офицера». Их автором был полковник кирасирского полка Торнау. Офицер поведал историю о том, как он однажды оказался в плену у горцев. Он рассказал о своей не сложившейся попытке побега. Офицер также вспомнил местную девушку, которая помогла ему выбраться на свободу. Благодаря воспоминаниям Торнау у Льва Николаевича получилось создать интереснейшее произведение под названием «Кавказский пленник».

Жанр, направление

«Кавказский пленник» хоть иногда и называется повестью, все же является рассказом. Об этом говорят небольшой объем, ограниченное количество персонажей, одна сюжетная линия и повествование, которое ведется от первого лица.

Написан рассказ в направлении реализма. Все творчество Льва Николаевича было построено на данном литературном направлении, и «Кавказский пленник» не является исключением. Подтверждает это и то, что произведение основано на реальных событиях. Автор в рассказе изображает настоящую жизнь, без прикрас и романтизации описываемых действий.

Суть рассказа «Кавказский пленник»: о чем?

В сюжете рассказа лежит история об офицере Иване Жилине, участвовавшем в боевых действиях на Кавказе. Однажды ему пришло письмо от матери. В нем она говорила, что стала совсем уже плоха, просила его приехать домой, последний раз повидаться и проститься. Офицер недолго думая отправился в отпуск домой.

Обоз шел слишком медленно, поэтому Жилин вместе с другим офицером Костылиным решили идти вперед. К несчастью, они нарываются на горцев и попадают в плен. Их отдают в качестве долга Абдул-Мурату. Новый «хозяин» теперь требует выкуп за них. Жилин, жалея мать, понимая, что у нее нет таких денег, отправляет письмо на неверный адрес.

Жилин с товарищем находятся в плену уже месяц. За это время Жилин смог завоевать симпатию, делая глиняные игрушки для детей и чиня вещи, со стороны некоторых жителей аула, в числе которых находятся хозяин и его дочь Дина, в благодарность тайно носящая ему еду и молоко. Костылин все ждет ответа из дома, надеется на выкуп. Главный герой, в свою очередь, не летает в облаках и полагается только на самого себя. По ночам он роет подкоп.

В одну ночь Жилин все-таки решает бежать. Воспользовавшись моментом, они вместе с Костылиным выбираются из сарая с помощью подкопа. Пытаясь найти дорогу до крепости, офицеры сильно натирают ноги. Костылин не мог этого терпеть, поэтому Жилин решил нести его на себе. Таким образом, далеко им уйти не удалось, их поймали татары и вернули обратно в аул, где поместили в глубокую яму и пригрозили убить, если в течение двух недель за них не придет выкуп.

Самочувствие Костылина в яме становится все хуже и хуже. Жилин же придумал новый план побега. Он подговорил Дину принести ему длинную палку, по которой он взберется из ямы и будет свободен. Он хочет взять с собой товарища, но у того не осталось на это никаких сил, поэтому главный герой сбегает в одиночку. Он всю ночь шел в сторону крепости и, уже подходя к ней, нарвался на татар. Из последних сил он побежал в сторону казаков, крича им просьбы о помощи. Те, к счастью, услышали его и вовремя подоспели на помощь. Костылин же все-таки дождался выкупа только спустя месяц и вернулся в крепость очень ослабленным и буквально еле живым.

Главные герои и их характеристика

При написании рассказа Л. Н. Толстой применил прием антитезы. Он противопоставил Жилина и Костылина друг другу для придания большей контрастности произведению. Благодаря такой антитезе, становятся более явными проблемы и вопросы, поднятые автором в рассказе. Большинство людей из правящего класса подобны Костылину: они ленивы, слабы, трусливы и беспомощны без своих денег. Поэтому дворянству надо ровняться на изобретательного, смелого и сильного Жилина, который в любой ситуации найдет выход. Только на таких мужчин может положиться страна в трудное время.

Ещё по теме:  Лев Толстой ~ Детство (+Анализ повести)

Сравнительная таблица с характеристиками Жилина и Костылина:

Иван Жилин:

  • Русский небогатый дворянин. Он упрям и принципиален. Когда татары заставляли писать его письмо матери с просьбой прислать за него 3000 рублей, он стоял на своем, говоря, что таких денег никто не пришлет, и в конце концов, они сдались и согласились на его цену.
  • Он бойкий и храбрый, не опускает руки в трудных ситуациях. Он не ждет чуда или помощи от других, а надеется только на себя.
    Жилин очень выносливый, несмотря на свои стертые в кровь ноги, все равно помогает товарищу и несет его на себе. Это также говорит о том, что он хороший и надежный товарищ, который не даст в обиду и не предаст.
  • У него очень сильное чувство собственного достоинства: даже находясь в плену, герой требует уважения к себе.
  • Иван является мастером на все руки, он и лепит кукол, чинит часы и ружья, плетет корзинки.
  • Герой очень умен, он умеет ориентироваться по звездам: взобравшись на гору с легкостью определяет, где находится его крепость и как туда добраться, а находясь среди татар, герой быстро начинает понимать их язык и даже немного говорить на нем.
  • За свой характер он заслуживает уважение у татар.

Костылин:

  • Состоятельный дворянин. Представляет собой полную противоположность Ивану. Он грузный, полный и неуклюжий. Герой слишком изнеженный беззаботной жизнью, он не привык сталкиваться с какими-либо трудностями, поэтому пребывание в плену дается ему очень тяжело.
  • В отличие от главного героя, он — очень ненадёжный товарищ. Видя противника, он стремглав бросает Жилина одного, показывая свою подлость и трусость. Оказавшись в плену, Костылин попросту смиряется со своей участью пленника, не собирается предпринимать никаких действий и только ждет выкупа из дома.
  • Он постоянно находится в отчаянии. Он сомневается в идее побега Жилина, уверен, что у них ничего не получится. А когда они все-таки бежали и оба сильно натерли ноги, в отличие от главного героя, Костылин начинает ныть и жаловаться. Именно из-за него они не смогли сбежать в первый раз.

Темы и проблемы рассказа

Лев Николаевич в своем небольшом по объему рассказе смог поднять множество важных тем, одной из которых является тема дружбы. Как уже было сказано ранее, Жилин показывает себя настоящим другом, который не бросит товарища в беде, поможет даже тогда, когда сам нуждается в помощи. Костылин же является полным антиподом главного героя. В критических ситуациях он подводит его, бросает на волю судьбы, думая в первую очередь только лишь о себе.

Автор также раскрывает тему доброты и милосердия. Несмотря на то, что она воспитывалась в среде, где русских считают врагами, девочка все равно проникается симпатией к Ивану. У Дины огромная чистая детская душа, она искренне не понимает жестокости и враждебности со стороны своих земляков. Ей не важна национальность Жилина, она оценивает героя по его словам, характеру и поступкам.

Сам Иван Жилин является олицетворением смелости, отваги и стойкости. Он с достоинством выдерживает множество испытаний, встающих на его жизненном пути. Находясь, казалось бы, в тупике, он все равно не сдается, продолжает действовать, не боясь огромного риска для его жизни. Герой заботится о престарелой матери, всячески помогает сотоварищу, стойко выдерживает пленение, завоевывает уважение со стороны противников и в итоге оказывается победителем, вырвавшимся из плена. В противоположность показывается трусливый и безынициативный Костылин, который попав в неволю, просто сдается и ждет выкупа.

Ещё по теме:  Лев Толстой ~ Детство (+Анализ повести)

Главной и центральной проблемой рассказа «Кавказский пленник», конечно же, является проблема войны. Многолетняя ненависть и агрессия между двумя народами не привели ни к чему хорошему. Народы, которые хотели независимости, вынуждены были отстаивать ее в кровопролитных боях. Множество солдат, которые были лишь пешками в играх русского императора, погибло. Толстой показывает, что на войне нет правых и виноватых. Он не изображает горцев, как дикий и свирепый народ. Они лишь хотели защитить свои земли, этим и обусловливается их поведение и настроение.

Проблему предательства также затрагивает автор в рассказе. В начале произведения, когда за Жилиным начали гнаться татары, Костылин, только увидев их, сразу же развернулся и помчался прочь, хотя знал, что главный герой безоружен, а у него самого было заряженное ружье. Несмотря на это, главный герой прощает товарища, но тот остается таким же трусливым и подлым и приносит Жилину еще немало проблем.

Главная мысль рассказа «Кавказский пленник»

Своим рассказом автор хотел показать, что при любых обстоятельствах необходимо оставаться человеком, проявлять свои самые лучшие качества и не бездействовать. Его основная идея заключалась в том, чтобы на противопоставлении двух совершенно разных героев изобразить, к чему может привести то или иное поведение личности. Жилин, который не видя преград, продолжает бороться и действовать, в конце концов, добивается свободы, а пассивный и вечно унывающий Костылин, который только создает еще больше трудностей, еле выживает в сложившейся ситуации.

Смысл рассказа «Кавказский пленник» в том, что добрый, стойкий и храбрый человек может справится с любыми испытаниями, которые ждут его на жизненном пути. Главный герой Жилин выжил именно благодаря этим качествам. На примере же Костылина мы осознаем, что деньги, титулы и чины, не смогут помочь тебе в плену врага, а трусливость, низменность и отчаянность только усугубят положение.

Чему учит?

Л. Н. Толстой в «Кавказском пленнике» заставил над многим задуматься читателей. Главная мораль произведения – никогда не сдавайся. Именно такого плана придерживался главный герой. Автор является сторонником идеи, что безвыходные ситуации настигают только тех людей, которые опускают руки и не предпринимают каких-либо решений и действий.

Еще довольно важным выводом рассказа «Кавказский пленник» является мысль о том, что войны и межнациональные стычки никогда не приведут ни к чему хорошему. Все мы люди, и брать в плен или убивать кого-то из-за его этнической принадлежности — это не то, что бессмысленно – это ужасно, жестоко и бесчеловечно. Всегда надо помнить, что вне зависимости от пола, цвета кожи, народности, вероисповедания каждая человеческая жизнь бесценна.

Над чем заставляет задуматься этот рассказ? К большому сожалению, проблемы, показанные и раскрытые в «Кавказском пленнике», актуальны и по сей день. Такие произведения как этот рассказ, для того и необходимы, чтобы люди, читая их, понимали все последствия подобных действий и учились на ошибках прошлого.

Заключение

В рассказе «Кавказский пленник» Толстой на примере образов русских офицеров Жилина и Костылина раскрывает важные нравственные проблемы: верности, дружбы, товарищеского долга, отзывчивости, доброты, стойкости и храбрости. Развивая параллельную линию дружбы Жилина и Дины, автор показывает, что истинная доброта и терпимость способны свести на нет любое зло, даже противостояние народов и войну.
Краткий пересказ «Кавказского пленника» помогает ознакомиться с основными событиями и кратким описанием рассказа, однако для лучшего понимания рассказа советуем прочитать его полный вариант.

Страницы ( 2 из 2 ): 1 2
Поделитесь с друзьями
На волнах позитива