«Не верь себе»
Михаил Лермонтов
Ques nous font apres tout les vulgaires abois
De tous ces charlatans, qui donnent de la voix
Les marchands de pathos et les faiseurs d’emphase
Et tous les baladins qui dansent sur la phrase?
A. Barbier[1]
Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
Как язвы, бойся вдохновенья…
Оно – тяжелый бред души твоей больной
Иль пленной мысли раздраженье.
В нем признака небес напрасно не ищи:
То кровь кипит, то сил избыток!
Скорее жизнь свою в заботах истощи,
Разлей отравленный напиток!
Случится ли тебе в заветный чудный миг
Отрыть в душе давно безмолвной
Еще неведомый и девственный родник,
Простых и сладких звуков полный, –
Не вслушивайся в них, не предавайся им,
Набрось на них покров забвенья:
Стихом размеренным и словом ледяным
Не передашь ты их значенья.
Закрадется ль печаль в тайник души твоей,
Зайдет ли страсть с грозой и вьюгой, –
Не выходи тогда на шумный пир людей
С своею бешеной подругой;
Не унижай себя. Стыдися торговать
То гневом, то тоской послушной
И гной душевных ран надменно выставлять
На диво черни простодушной.
Какое дело нам, страдал ты или нет?
На что нам знать твои волненья,
Надежды глупые первоначальных лет,
Рассудка злые сожаленья?
Взгляни: перед тобой играючи идет
Толпа дорогою привычной;
На лицах праздничных чуть виден след забот,
Слезы не встретишь неприличной.
А между тем из них едва ли есть один,
Тяжелой пыткой не измятый,
До преждевременных добравшийся морщин
Без преступленья иль утраты!..
Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
С своим напевом заученным,
Как разрумяненный трагический актер,
Махающий мечом картонным…[2]
Год написания: 1839 г.
[1] Какое нам, в конце концов, дело
До грубого крика всех этих горланящих шарлатанов,
Продавцов пафоса и мастеров напыщенности
И всех плясунов, танцующих на фразе?
О. Барбье.
(Франц.).
[2] В стихотворении ставится остро волновавший Лермонтова вопрос о взаимоотношении поэта и народа (ср. стихотворения «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал»), «Журналист, читатель и писатель», «Пророк»). Развивая и углубляя темы, поднятые Пушкиным, Лермонтов трагически воспринимал разрыв, существующий между поэтом и народом, который он считал органической болезнью современного общества.
Эпиграф взят из «Пролога» к «Ямбам» французского поэта О. Барбье, с изменением первого стиха. Вместо «Que me font» («Какое мне дело») Лермонтов написал «Que nous font» («Какое нам дело»).
Анализ стихотворения Лермонтова «Не верь себе»
«Не верь себе» – стихотворение, написанное в 1839 году и относящееся к позднему творчеству Лермонтова. В нем нашли отражение основные темы его поэзии, неоднократно встречавшиеся ранее в различных вариациях. Главный мотив – конфликтные отношения стихотворца и общества. К произведению предпослан эпиграф из «Пролога» к сборнику «Ямбы» французского поэта-романтика и драматурга Огюста Барбье. В процитированных строках Лермонтов намеренно делает изменение. У Барбье говорится: «Какое мне в конце концов дело до грубого крика всех этих шарлатанов…». Михаил Юрьевич вместо местоимения «мне» ставит «нам». В итоге существенно меняется смысл. У Барбье лирический герой осуждает других стихотворцев. В интерпретации Лермонтова строки звучат будто бы от лица толпы.
Уже в самом тексте стихотворения подчеркивается конфликт поэта и общества. Стихотворцу предлагается не унижать себя, не выставлять на диво простодушной черни гной душевных ран. Толпе совершенно нет дела до страданий поэта. Она с легкостью пройдет мимо него привычной дорогой. Ударным получился финал стихотворения. В последних строках Лермонтов сравнивает поэта с разрумяненным трагическим актером, махающим картонным мечом. Именно таким его видит общество, совершенно не нуждающееся в лирической поэзии.
«Не верь себе» – произведение, до сих пор вызывающее споры среди литературных критиков. По мнению Белинского, речь в стихотворении идет о сочинителе, не имеющем истинного дарования. Якобы именно поэтому в первых строках лирический герой советует «молодому мечтателю» опасаться вдохновения и не искать в нем напрасно признака небес. Подобное толкование «Не верь себе» стоит признать несколько узким. Лермонтов не столько обличает эпигонство, сколько размышляет о важнейшей проблеме романтизма как направления в искусстве – невыразимости. Поэтический дар в стихотворении представляется отравленным напитком, раз узнавший его в дальнейшем обречен на мучения от неудовлетворенности собственными творениями. Для художника-романтика процесс сочинения сложен и порой невыносим, ведь он способен воспринимать сигналы из другой реальности. Мир обыденный отразить в творчестве возможно, но как передать то, что ощущается душой?
По мнению ряда исследователей, прямой предшественник лермонтовского стихотворения – «Невыразимое» (1819 г.) Жуковского, а ближайший известный последователь – «Silentium!» (1830 г.) Тютчева.
Анализ стихотворения «Не верь себе» Лермонтова 2 вариант
Стихотворение «Не верь себе» М.Ю. Лермонтов написал в 1839 году. Его стихотворение вызвало не мало споров касательно смысла и главной идеи.
Стихотворение начинается с эпиграфа, смысл которого заключается в отношении обыкновенной толпы к поэтам. Для нее они не более, чем шарлатаны. Именно эпиграф и позволяет понять основной мотив произведения — конфликт между лирическим героем и обществом. Толпе все равно на чувства и переживания поэта, они проходят мимо него:
Какое дело нам, страдал ты или нет?
На что нам знать твои волненья,
Надежды глупые первоначальных лет,
Рассудка злые сожаленья.
Они насмехаются над поэтом, его миром и творчеством: «поверь: для них смешон твой плач и твой укор».
В стихотворении дар поэта является чуть ли не проклятием. Этот дар не нужен и бесполезен:
Как язвы, бойся вдохновенья…
Оно — тяжелый бред души твоей больной,
Иль пленной мысли раздраженье.
Словом невозможно передать все чувства, всю полноту картины: «не вслушивайся в них, не предавайся им…». Люди заботятся лишь о своей жизни и своих проблемах, они сами несут свой крест. Им нет никакого дела до чужих проблем. Именно поэтому попытки поэта открыть и показать свой мир обесцениваются:
Взгляни: перед тобой играючи идет
Толпа дорогою привычной;
На лицах праздничных чуть виден след забот,
Слезы не встретишь неприличной.
Но лирический герой не понимает, что он не виновен в равнодушии толпы. Он разочаровался в литературном искусстве. Герой обвиняет во всем творчество и умение писать.
Особого внимания заслуживает и название стихотворения. Утверждение «не верь себе» словно говорит о том, что как раз-таки нужно верить себе, а не толпе. В стихотворении много глаголов: не верь, не бойся, истощи, не ищи, не предавайся, разлей и так далее. Эти глаголы и создают ощущение того, что стих — это некий перевертыш.
Кажется, это стихотворение — некая мантра для всех поэтов. У всех людей искусства непростой и тернистый путь. Все поэты рано или поздно сталкиваются с осуждением, пренебрежением и тем более равнодушием. Всем придется выходить к толпе. И очень важно сохранить себя и свою гордость. И не смотря на все, поэты все равно продолжат свое творчество.
Важно также понимать, что поэзия не поддается никакой логике и тем более рассудку. Нельзя смотреть на нее через призму точности. Это стихотворение — послание всем молодым творческим людям, рассуждение которого невозможно закончить. О чем и говорят троеточия в конце.