- Иван Крылов ~ Водопад и Ручей (+ Анализ) - 28.07.2024
- Иван Крылов ~ басня Кошка и Соловей (+ Анализ) - 27.07.2024
- Иван Крылов ~ Вельможа и философ (+Мораль басни) - 15.04.2024
«Водопад и ручей»
Крылов Иван Андреевич
Кипящий Водопад, свергаяся со скал,
Целебному ключу с надменностью сказал
(Который под горой едва лишь был приметен,
Но силой славился лечебною своей):
«Не странно ль это? Ты так мал, водой так беден,
А у тебя всегда премножество гостей?
Не мудрено, коль мне приходит кто дивиться;
К тебе зачем идут?» — «Лечиться», —
Смиренно прожурчал Ручей.
«1816»
Мораль басни «Водопад и Ручей» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Водопад и Ручей» заключается в том, что любой честный и полезный труд достоин уважения. Крылов также говорит о том, что истинная добродетель часто бывает скромна и незаметна, в то время как пустота часто прячется за пышной и блестящей внешностью.
По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:
«Всяк хорош на своем месте и заслуживает уважения тот, кто исполняет свое дело, и друг без друга мы обойтись не можем. <…> Не звание и не состояние возвышают человека, как бы он богат и силен ни был, а только честный труд на общую всем пользу… («Гуси», «Водопад и Ручей», «Орел и Пчела», «Пчела и Мухи»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» комментируют суть и смысл басни таким образом:
«…В басне «Водопад и ручей» говорится, что добродетель бывает большею частью незаметна; она не блистает красотой, пышностью, богатством или величием; но кто, заметив ее, прибегает к ней, тот находит великое исцеление.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)