Иван Крылов ~ Слон и Моська (Басня) (+ Анализ, мораль)

Крылов Иван Андреевич (1769-1844)
Иван Андреевич Крылов — русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
Крылов Иван Андреевич (1769-1844)

слон и цирк на улице

«Слон и Моська»
Иван Крылов

По улицам Слона водили,
Как видно напоказ –
Известно, что Слоны в диковинку у нас –
Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.

«Соседка, перестань срамиться»,
Ей шавка говорит: «тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает». –

«Эх, эх!» ей Моська отвечает:
«Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!»

Не позднее начала ноября 1808 г.
«И. А. Крылов. Полное собрание сочинений. Т. 3.» Раздел «Басни. Книга третья».

слон и моська

Анализ, мораль басни Крылова «Слон и Моська»  
1 вариант

Басня И. А. Крылова увидела свет осенью 1808 года. Необычный сюжет навеяла старинная гравюра со слоном и вечный порок любопытства и тщеславия, вечная дилемма «быть» и «казаться». Эпиграфом басни могла бы прослужить пословица – «Пустой бочонок громче гремит».

Нарицательное слово «моська» – собирательное название всех небольших собак (по некоторым данным – комнатных), в контексте басни приобретающее вид перифраза. На контрасте с Моськой Слон является олицетворением спокойной силы, уверенности и выдержки: недаром у него нет ни одной реплики. Он сдержанно реагирует и на шум надоедливой толпы, и на беснование Моськи.

Ещё по теме:  Иван Крылов ~ Мирская сходка

В тексте басни имеются архаизмы: «увидевши» – устаревшая форма деепричастия «увидев», устаревшая форма наречия «знать» в значении «наверное», «отколе» – «откуда», побудительное междометие «ну» в значении «давай», глагол «срамиться» в значении «позориться», устаревшие падежные формы «лаю не примечает» и «духу придает», разговорные фразеологизмы – «отколе не возьмись» в значении «неожиданно, внезапно» «духу придает» – в значении «воодушевляет, поощряет».

Среди других средств художественной выразительности – метафора – «лезет в драку», антитеза – «ты хрипишь…, а он …идет и не примечает», лексический повтор – «Эх, эх!», эллипсис – «навстречу Моська им (бежит)», ирония – «тебе ли со Слоном возиться?», инверсия – «навстречу Моська им», «уж ты хрипишь», «говорят собаки», «он себе идет», каждое из которых является настоящей жемчужиной русской словесности.

В тексте басни «Слон и Моська» содержится ряд однородных сказуемых – «метаться (в значении «бросаться»), и лаять, и визжать, и рваться», которые не только подчеркивают быструю смену событий, но и являются примером многосоюзия.

Для изложения истинных мотивов Моськи поэт использует вопросно-ответную форму, риторические восклицания – «Ай, Моська! знать, она сильна…!», «Эх,эх!» – и риторический вопрос – «…тебе ли… возиться?»
Басня содержит ассонанс – первое четверостишие содержит 11 букв «о», что является аллюзией на толпу прохожих с приоткрытыми ртами – и аллитерацию: появление в сюжете образа Моськи в следующем четверостишии сопровождает обилие свистяще-шипящих звуков «ш», «с», «з», «зж», которые наряду с многочисленными «р» («перестань срамиться») является аллюзией суеты, собачьего рычания и лая.

Текст наполнен действием, поэтому включает всего один яркий эпитет – «большие забияки (задиры)». Используя его, Моська выдает желаемое за действительное. Ее задача – создать себе весомую репутацию, прослыть грозой всех собак, произвести впечатление именно на них, а совсем не запугать Слона. Дворовая Шавка оказывается реально смотрящей на вещи и более мудрой, чем Моська с ее претензией на благородство. В этом видится отсылка к здравомыслию простого народа.

Автор басни осуждает воинствующее невежество людей, которые судят о чем-либо, не вникая в природу вещей и не понимая масштаба происходящих событий. Поэт осуждает притворство в самом, пожалуй, смешном его виде – имитации бурной деятельности, обличает трусость. Моська, поднимая шум, пытается «примерить» величие, приобрести вес за счет сопоставления со Слоном, ясно понимая, что ей ничего не угрожает. Басня необычайно актуальна в наши дни, когда в расчете на дешевую популярность, на пустой, не основанный ни на чем ажиотаж, люди, в том числе влиятельные и властные, но с мелкой душой, совершают не только бессмысленные, но и подлые поступки, порочат и преследуют и других людей.

Ещё по теме:  Иван Крылов ~ Крестьянин и Разбойник

Басня буквально разобрана на цитаты – русский баснописец без всякой морали преподает нам великий урок.

цирк уличный, слон, собака

Анализ / мораль басни «Слон и Моська» Крылова
2 вариант

Басню «Слон и Моська» Иван Андреевич Крылов впервые опубликовал в журнале «Драматический вестник».

Басня написана в 1808 году. Это год, когда за И. Крыловым вся читающая Россия признала талант национального баснописца. Его наперебой приглашают в гости с декламацией собственных произведений. А делал он это мастерски, тем самым только увеличивая популярность басен. Произведение написано разностопным ямбом с опоясывающей и смежной рифмовкой. Сюжетный ход близок одной из басен А. Сумарокова. Поводом к созданию произведения мог послужить слон, подаренный императору лет 15 тому назад. Первые строки отмечены ассонансом, в последующих встречается аллитерация. Начальная строчка, кстати, давно стала своеобразным фразеологическим оборотом. По городу вели Слона, поражая воображение прохожих. «Толпы зевак ходили»: зрелище и впрямь диковинное. Грубоватое «зеваки» означает праздношатающуюся публику всех сословий. «Навстречу Моська»: под этим именем скрывается еще и порода собаки – мопс. «Увидевши»: устаревшая форма деепричастия, широко распространенная в баснях И. Крылова. Следом идет каскад глагольных синонимов. «Лезет в драку». Рассудительная шавка, почесываясь, роняет: тебе ль со Слоном возиться? Просторечная лексика (та же «шавка» — дворняга) И. Крылова не искусственна, лишена нарочитых архаизмов, не режет слух и придает эффектную экспрессию. Интересно обращение собак между собой: соседка. «Срамиться»: позориться. Моська отвечает непонятливой шавке междометиями: эх! Эх! Оказывается, весь смысл этого маленького театрального представления и заключен в том, что реакции от Слона не последует. Зато собачка прослывет «большой забиякой», задирой практически бойцовой породы. Это прибавит ей очков по всем фронтам, не говоря уж об уважении хозяина. Вся жизнь ее будет овеяна геройской славой, найдется что и рассказать потомкам. Все псы в восхищении от ее пыла: она сильна, что лает на Слона! Мораль автором явно не подается, он предлагает читателю самому сделать вывод. Моська надеется обмануть простодушных, хотя сама о себе знает правду. Она нападает (пусть и мнимо) на того, кто ни в чем не виноват и не заслуживает такого отношения. Так собачка становится олицетворением людской молвы, пересудов, сплетен. Уязвленная вниманием к Слону, она пытается примазаться к его популярности.

Ещё по теме:  Иван Крылов ~ Бумажный змей

Финальная строка «Слона и Моськи» И. Крылова практически сразу стала крылатым выражением, уйдя в народ на правах полноценной пословицы.

слон и цирк на улице

Мораль басни Слон и Моська  
3 вариант

Выясняя мораль басни Слон и Моська, мнения делятся на два лагеря. Одни смотрят на басню прямо, другие – ищут скрытый смысл. Первые предполагают, что мораль выражена в последних словах: “Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!”. Другие же полагают, что основной мыслью является та, что хоть шумом вокруг себя и можно создать любое мнение окружающих, но проницательные люди всё же поймут, чего стоит весь этот шум. Получается, что каждый видит ту мораль, которую ему удобно увидеть в силу своего восприятия. Особенно не нравится вторая мораль Моськам, которым важнее не быть кем-то, а слыть.

Басня Слон и Моська — анализ

В басне Слон и Моська – два главных персонажа. Основное действующее лицо – собака Моська, на это указывает то, что она единственная имеет имя. Слон же имени не имеет, оставаясь на втором плане. Образ Слона создан, чтобы передать важность и величие человека, которого он характеризует. Слону действительно безразлично, кто на него лает, кто заискивает перед ним, виляя хвостом.

Моська – персонаж, на первый взгляд — отрицательный, символизирующий людей, умеющих себя рекламировать на пустом месте. Разговаривая с простой Шавкой, она выдает забавную истину, что хоть и лает на Слона, но не к нему обращены все её старания. Вся игра, на самом деле, устроена для других собак. Не нужно драк или опасностей, достаточно всего лишь произвести впечатление бесстрашия, возможности нападения на Слона, сильного мира сего. Он даже не обратит на маленькую собачку внимания, а Моська добьется цели: покажет свою смелость и силу простым собакам. Удивительно, но, как и в жизни, такими уловками действительно можно достичь поставленной цели. Крылов же с присущей ему остротой сумел показать, насколько смешны и нелепы усилия маленькой Моськи и в то же время, насколько глупы окружающие её собаки, принимающие хитрость за чистую монету.

Басня Слон и Моська — крылатые выражения

Знать, она сильна, что лает на Слона

собака лает

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа