- Иван Крылов ~ Водопад и Ручей (+ Анализ) - 28.07.2024
- Иван Крылов ~ басня Кошка и Соловей (+ Анализ) - 27.07.2024
- Иван Крылов ~ Вельможа и философ (+Мораль басни) - 15.04.2024
«Крестьянин и Овца»
Иван Крылов
Крестьянин позвал в суд Овцу;
Он уголовное взвел на бедняжку дело;
Судья-Лиса: оно в минуту закипело.
Запрос ответчику, запрос истцу,
Чтоб рассказать по пунктам и без крика:
Как было дело, в чем улика?
Крестьянин говорит: «Такого-то числа,
Поутру, у меня двух кур недосчитались:
От них лишь косточки да перышки остались;
А на дворе одна Овца была».
Овца же говорит: она всю ночь спала,
И всех соседей в том в свидетели звала,
Что никогда за ней не знали никакого
Ни воровства,
Ни плутовства;
А сверх того, она совсем не ест мясного.
И приговор Лисы вот, от слова до слова:
«Не принимать никак резонов от Овцы,
Понеже хоронить концы
Все плуты, ведомо, искусны;
По справке ж явствует, что в сказанную ночь —
Овца от кур не отлучалась прочь,
А куры очень вкусны,
И случай был удобен ей;
То я сужу, по совести моей:
Нельзя, чтоб утерпела
И кур она не съела;
И вследствие того казнить Овцу.
И мясо в суд отдать, а шкуру взять истцу».
Дата написания: не позднее 1821 года
Анализ басни И.А. Крылова с комментариями (юмористический)
В 1823 году в альманахе «Полярная звезда» впервые была напечатана басня И.А.Крылова «Крестьянин и овца», в которой великий баснописец показал произвол и беззаконие, которые царили в судах в его время.
В этой басне он описал случай, когда судья Лиса приговорила Овцу к смертной казни за то, что овца якобы съела… двух кур.
Дело было так. Один крестьянин утром обнаружил, что у него кто-то съел двух кур, «от них лишь косточки да пёрышки остались». А так как «на дворе одна Овца была», то крестьянин заподозрил её в этом преступлении и подал на Овцу в суд. Судья Лиса тут же взялась за дело.
На суде Овца пыталась доказать свою невиновность и призвала в свидетели всех своих соседей, которые подтвердили, что за Овцой никогда «не знали никакого ни воровства, ни плутовства, а сверх того, она совсем не ест мясного». Но Лиса признала Овцу виновной на том основании, что «куры очень вкусны» и не может быть, чтобы, находясь рядом с ними, Овца утерпела и не съела их.
И вот приговор Лисы:
«…И вследствие того казнить Овцу,
И мясо в суд отдать, а шкуру взять истцу».
Этот неожиданный вердикт Лисы вызывает всеобщее изумление и недоумение. Потому что все знают, что этого не может быть, потому что этого не может быть никогда, чтобы овца съела кур. Овца — парнокопытное жвачное животное, представитель мелкого рогатого скота. Её зубы и желудок приспособлены для поедания и переваривания исключительно растительной пищи.
По этой причине Овца никого не может съесть. Теоретически она могла бы забодать или растоптать кого-нибудь, например, маленького беспомощного цыплёнка, но такие случаи ещё нигде не описаны.
Есть даже такая народная примета. Если вдруг к вам явится кто-то парнокопытный и рогатый и скажет вам: «Я тебя съем», то можете быть абсолютно спокойны. Он не сможет этого сделать, каким бы грозным и страшным ни казался.
Знатоки древнегреческой мифологии могут тут возразить: жил ведь когда-то в лабиринте на острове Крит бык Минотавр, который пожирал юношей и девушек и которого впоследствии убил Тесей с помощью Ариадны. Да, был такой. Но это не был настоящий бык, самец коровы. Это было чудовище с головой быка и с телом человека, и считать его полноценным представителем крупного рогатого скота никак нельзя.
Но кто же всё-таки съел этих кур?
Наш жизненный опыт, наши повседневные наблюдения и почерк этого преступления убедительно подсказывают нам, что это могла сделать только Лиса. Это подтверждает и её наглое заявление, что «куры очень вкусны». Как бы она узнала, что они вкусны, если бы они не были её привычной лакомой добычей. Это подтверждает и её суждение по её, лисьей, совести, что если куры находятся рядом, то невозможно утерпеть и не съесть их.
Таким образом, Лиса съела двух кур и, пользуясь своим служебным положением судьи и чувствуя полную безнаказанность, за преступление, которое совершила сама, приговорила ни в чём не повинную Овцу к смертной казни, чтобы после исполнения приговора съесть и её. Судья Лиса совершила тройное убийство!
Тут невольно воскликнешь: «А судьи кто?»
Этот преступный приговор Лисы никого не может оставить равнодушным. Мне до слёз жалко эту Овцу, это безобидное и пушистое божье создание, которое ело одну лишь травку и не трогало даже козявку и которое пало жертвой судебного беспредела.
Но всё это было давно. В наше время таких судей нет. Теперь они при рассмотрении дел всегда строго следуют букве закона и сами не совершают никаких преступлений.
Попутно следует отметить, что в те далёкие времена, помимо вопиющего беззакония в судах, было широко распространено ещё одно крайне отрицательное явление — мздоимство. В наше время почти никто не знает, что это такое, и само это слово вышло из употребления за ненадобностью.
Во всей этой истории удивляет нас и поведение этого крестьянина. В наше время ни одному крестьянину не придёт в голову подавать в суд на овцу в подобной ситуации. Но не надо забывать, что этот случай произошёл почти двести лет назад, в начале девятнадцатого века, когда в разгаре было крепостное право. Тогда все крестьяне, как состоящие на барщине, так и переведённые с барщины на оброк, подвергались жестокой и безудержной эксплуатации со стороны помещиков. Крестьяне были тёмные, отсталые, забитые тяжёлым подневольным трудом, запуганные, невежественные, неосведомлённые в простых вещах. Были даже такие, которые не знали, что овцы не едят кур.
Иван Андреевич Крылов по цензурным соображениям не мог открыто критиковать крепостное право, но он делает это косвенно, показывая на примере этого крестьянина, до чего доводит крепостная зависимость. Так что И.А. Крылов выступает здесь как обличитель крепостного права.
Вполне возможно, что после прочтения этой басни у Александра II и зародилась мысль отменить крепостное право и освободить крестьян, что он и сделал в 1861 году. Но, к сожалению, и после этой отмены крестьяне не были полностью свободны.
И только Великая Октябрьская социалистическая революция под руководством вождя мирового пролетариата В.И. Ленина дала крестьянам подлинную свободу и открыла им путь в светлое будущее. Она же коренным образом преобразовала и усовершенствовала всю судебную систему, судить стали быстро и справедливо, и приговор тут же приводили в исполнение.
Но, пожалуй, главным «завоеванием» революции стал так называемый внесудебный порядок, который позволял для экономии драгоценного времени отказаться от устарелых процессуальных форм и юридических норм и давал возможность быстро восстановить справедливость без суда и следствия, руководствуясь исключительно революционной целесообразностью.