Афанасий Фет ~ Весна на дворе (+ Анализ)

Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892)
Русский поэт-лирик, переводчик. Один из самых утончённых поэтов России 19 века.
Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892)

Весна на дворе

«Весна на дворе»
Афанасий Фет

Как дышит грудь свежо и емко –
Слова не выразят ничьи!
Как по оврагам в полдень громко
На пену прядают ручьи!

В эфире песнь дрожит и тает,
На глыбе зеленеет рожь –
И голос нежный напевает:
«Еще весну переживешь!»

Дата создания: 1855 г.

Анализ стихотворения Фета «Весна на дворе»

Тема весны занимает значительное место в творческом наследии Фета. Поэт тонко чувствовал гармонию и красоту пробуждающейся природы, особое внимание уделяя описаниям переходных состояний. В его пейзажной лирике читатель обнаруживает огромное количество небольших и на первый взгляд не слишком значительных подробностей, касающихся жизни окружающего человека мира. Часто состояние природы перекликается с переживаниями лирического героя. Как правило, весна ассоциируется с перерождением, пробуждением, началом нового существования. В людских душах она вызывает необыкновенный подъем, наполняет их радостью, порой не до конца осознанной. Весна – своеобразный реаниматор, спасающий от губительной зимней спячки, от временного омертвения. Именно ей посвящено написанное в 1855 году стихотворение «Весна на дворе». Описание пейзажа в нем сложно назвать преобладающим. Фактически дается всего пара более-менее конкретных штрихов, при помощи которых воображение читателя должно нарисовать картину наступившей весны: по оврагам громко текут ручьи, «на глыбе зеленеет рожь».

Начинается анализируемый текст с затрагивания важной для Афанасия Афанасиевича темы невыразимого. Иногда поэт утверждает, что действительно талантливый художник способен передать словами все глубинные процессы, происходящие в душе и мире вокруг. Порой для мотива невыразимого у Фета характерно традиционное восприятие. В таком случае провозглашается невозможность отразить некоторые явления в лирике:

Как дышит грудь свежо и емко –
Слова не выразят ничьи!

Подобный взгляд на проблему свойственен также творчеству Тютчева и Жуковского.

Настроение героя рассматриваемого текста приподнятое, торжественное. Дважды в восьми строках встречаются риторические восклицания, призванные передать радость от наступления весны. Кроме того, используются устаревшие слова – «эфир», «песнь», «прядают». В финале появляется тема извечной борьбы бренного с вечным, смерти с рождением, конечного с бесконечным. При этом вывод делается позитивный: «Еще весну переживешь!». Весне подвластно все. Ее приход означает победу жизни над смертью. Невозможно предаваться грустным мыслям, когда вокруг поют птицы, распускаются листья, пробиваются из-под земли растения. Весной неизменно появляется желание жить полной жизнью, наслаждаться каждым ее моментом, стремиться к обновлению.

Однажды на вопрос анкеты дочери Льва Толстого Татьяны «Долго ли бы вы хотели жить?» Фет ответил: «Наименее долго». И всё же у писателя была длинная и очень насыщенная жизнь — он не только писал множество лирических произведений, критические статьи и мемуары, но и посвятил целые годы сельскому хозяйству, а яблочную пастилу из его имения поставляли даже к императорскому столу.

Ещё по теме:  Афанасий Фет ~ Ещё вчера, на солнце млея... (+ Анализ)
Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа