Афанасий Фет ~ Шепот, робкое дыханье… (+ Анализ) 💕🌷

Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892)
Русский поэт-лирик, переводчик. Один из самых утончённых поэтов России 19 века.
Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892)

Афанасий Фет

У Афанасия Фета есть потрясающе красивое стихотворение, в котором нет ни одного глагола. Прекрасные стихи настолько лёгкие и нежные, что глаголы его только утяжеляли бы…

«Шёпот, робкое дыханье…»
Афанасий Фет

Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Год написания: 1850 г.

соловей, двое влюбленных, ночь, река

Краткий анализ стихотворения Фета «Шепот, робкое дыханье…»

Афанасий Фет по праву считается одним из самых романтичных русских поэтов. Хотя автор никогда не причислял себя к этому литературному направлению, его произведения пронизаны духом романтизма. Основу творчества Фета составляет пейзажная лирика. Причем, в некоторых произведениях она органично переплетается с любовной. В этом нет ничего удивительного, так как поэт был убежденным сторонником теории единения человека с природой. По его мнению, человек является неотъемлемой его частью, как сын является порождением своего отца. Поэтому природу невозможно не любить, и это чувство у Фета порой выражено в стихах гораздо сильнее, чем любовь к женщине.

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», написанное в 1850 году, является ярким тому примером. Если в более ранних своих произведениях Фет восторгался красотой женщины, считая ее центром мироздания, то лирика зрелого поэта характеризуется, в первую очередь, преклонением перед природой – прародительницей всего живого на земле. Стихотворение начинается с утонченных и изысканных строк, в которых описывается раннее утро. Точнее, тот короткий период, когда ночь сменяется днем, и этот переход занимает считанные минуты, отделяющие свет от мрака. Первым предвестником приближающегося рассвета является соловей, трели которого слышны сквозь шепот и робкое дыханье ночи, «серебро и колыханье сонного ручья», а также удивительная игра теней, которые создают причудливые узоры, словно бы ткут невидимую паутину предсказаний для грядущего дня.

Предрассветные сумерки не только преображают окружающий мир, но и являются причиной «волшебных изменений милого лица», на которых спустя несколько мгновений заиграют лучи утреннего солнца. Но пока этот восхитительный миг не наступил, есть время предаться любовным утехам, которые оставляют слезы восхищения на лице, смешиваясь с пурпуром и янтарными отблесками зари.

Ещё по теме:  Афанасий Фет ~ Кот поет, глаза прищуря… (+ Анализ)

Особенностью стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» является то, что в нем нет ни одного глагола. Все действия остаются как бы за кадром, а существительные позволяют придать каждой фразе необычный ритм, размеренный и неторопливый. Вместе с тем, каждая строфа представляет собой завершенное действие, которое констатирует то, что уже произошло. Это позволяет создать эффект присутствия и придает особую живость поэтической картине раннего летнего утра, заставляет работать воображение, которое живо «дорисовывает» недостающие детали.

Несмотря на то, что стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» является классикой русской литературы, после его публикации на Афанасия Фета обрушился шквал негативных отзывов. Автору ставили в вину то, что данное произведение является беспредметным. И тот факт, что в нем отсутствует конкретика, и о наступающем рассвете читателям приходится догадываться по рубленым коротким фразам, заставило критиков причислить данное произведение к разряду «поэтических опусов, рассчитанных на узкий круг людей». Сегодня уже с уверенностью можно утверждать, что и Лев Толстой, и Михаил Салтыков-Щедрин публично обвинили Фета в «узости мышления» лишь по одной простой причине – поэт в своем стихотворении затронул тему интимных взаимоотношений, на которую в 19 веке все еще было наложено негласное табу. И хоть напрямую об этом в самом произведении не говорится, тонкие намеки оказываются гораздо красноречивее любых слов. Однако от этого стихотворения не утрачивает своего романтизма и очарования, утонченности и изящества, элегантности и аристократизма, которые свойственны подавляющему большинству произведений Афанасия Фета.

Весна, березы, яблоневый цвет, весенний лес, весенний пейзаж

Анализ стихотворения «Шёпот, робкое дыханье» Фета

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье» продиктовано автору самой любовью. В стихотворении сочетается любовная и пейзажная лирика.

Самый краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1850 году, когда поэт испытывал нежные чувства к М. Лазич.
Тема стихотворения – любовные отношения, свидание в ночной тиши.
Композиция – Анализируемое стихотворение условно делится на пейзажные зарисовки и описание нежности между влюблёнными. А. Фет не разграничивает эти сцены, а тесно переплетает между собой.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – трёх- и четырёхстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры «серебро ручья», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря».
Эпитеты«свет ночной», «сонный ручей», «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки».

История создания

История создания связана с любовью поэта к Марии Лазич. С девушкой Афанасий Фет познакомился летом 1848 года, когда служил на границе Херсонской и Киевской губернии. Молодого человека часто приглашали на балы. На одном из них он и увидел высокую стройную брюнетку со смуглой кожей. Симпатия между молодыми людьми возникла с первого взгляда, вскоре она переросла в серьёзные отношения. Мария стала для Фета не только родной душой, но и вдохновительницей.
Поэт собирался жениться на девушке, но из-за материальных проблем влюблённые вынуждены были расстаться. Вскоре после расставания Мария Лазич умерла. До сих пор не известно, был то несчастный случай или самоубийство. Фет до конца своих дней жалел о том, что не создал с Лазич семью. Мария – та, кому посвящено не только анализируемое стихотворение, строки ей поэт писал до самой смерти.
Произведение «Шёпот, робкое дыханье» было создано в 1850 г., когда молодые люди ещё состояли в отношениях. В этом же году Мария умерла.

Ещё по теме:  Афанасий Фет ~ Если радует утро тебя… (+ Анализ)

Тема

В центре стихотворения темы любви и любовного свидания. Они традиционны для интимной лирики отечественной и мировой литературы. Заявленная тема раскрывается не только при помощи описаний внутреннего состояния влюбленных, их поэт переплетает с элементами пейзажа.
Лирический герой практически не проявляет себя, но страстное и нежное описание любовной сцены подсказывает, что перед нами пылкая натура. В первых строчках А. Фет описывает чарующие звуки любви: «шёпот, робкое дыханье». Разговор между двумя родственными душами дополняют «трели соловья». Соловей – символ чистоты и любви, поэтому автор не зря упоминает эту птицу. Описание сонного ручья, который мерно колышет свои воды, придаёт описанию томность и нежность.
Во второй строфе тема любви проявляется выразительней. Лирический герой подпускает читателя ближе, позволяя ему увидеть, как меняется «милое лицо». В третьей строфе эмоции нарастают ещё больше, между влюблёнными накаляется страсть. Поэт рассказывает о лобзаниях, смешанных со слезами. Почему же они появляются на глазах счастливых влюблённых? Фет считал, что именно слёзы показывают наивысший накал страсти.

Композиция

Композиция произведения только на первый взгляд кажется простой. Стихотворение делится всего на три катрена. Тем не менее, в трёх четверостишиях автор сумел соединить элементы пейзажной и любовной лирики, в содержании стихотворения условно можно выделить две составляющие.
Стихотворный размер – трёх- и четырёхстопный хорей. В тексте использована перекрестная рифмовка АВАВ, мужские и женские рифмы.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как в нём отсутствует сюжет и очень яркое эмоциональное начало. И наивысший накал чувств – слёзы, как в природе пик – заря. И заря, заря!

Средства выразительности

Особенность анализируемого стихотворения – отсутствие глаголов. Этот приём позволяет замедлить события, придать им привкус ночного спокойствия тишины и любви. Такая «ограниченность» в наборе слов не мешает автору создавать оригинальные художественные средства для раскрытия темы и воспроизведения чувств влюблённых. Языковые средства в данном стихотворении отличаются простотой, так как состоят по большей мере из двух-трёх слов.
В каждую строфу поэт вплетает метафору: «тени без конца», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря». Нежность и страсть передаются при помощи эпитетов: «сонный ручей», «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки».
Интонация первых двух строф плавная, только в последней строфе она нарастает, и последняя строка взрывается восклицанием. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. Плавность стихотворению придаёт аллитерация сонорных «м», «н», «р», «л». В последней строфе автор употребляет несколько слов с согласным «р», что отображает накал чувств между влюблёнными.

Ещё по теме:  Афанасий Фет ~ Опять осенний блеск денницы...

картина, лодка, сумерки, река

Рецензия, комментарий к стихотворению Афанасия Фета «Шепот, робкое дыханье»

Афанасий Фет по праву считается одним из лучших представителей романтической школы. Его произведения представляют собой «искусство ради искусства». Отличительной особенностью творчества Фета стало удивительное сочетание пейзажной и любовной лирики. Стихотворение «Шепот, робкое дыханье» (1850 г.) – одно из лучших творений лирического поэта. Оно посвящено трагически погибшей первой возлюбленной поэта – М. Лазич.

Публикация стихотворения вызвала массу критических отзывов. Многие упрекали поэта в полном отрыве от действительности и беспредметности. В вину Фета ставилась легкость и воздушность образов. Некоторые критики утверждали, что за неясными образами скрывается излишний эротизм. Самыми несправедливыми были заявления о том, что стихотворение – просто технически слабая безделка, достойная лишь бездарного рифмоплета. Время показало, что за видимой простотой скрывался огромный поэтический талант.

Оригинальная особенность произведения заключается в том, что автор не использует ни одного глагола. Даже эпитеты не играют большой роли, они лишь подчеркивают характерные свойства предметов и явлений: «робкое», «ночные», «дымных». Главный эффект достигается особым сочетанием существительных. Их разнообразие и делает стихотворение динамичным и образным. «Человеческие» понятия («дыханье», «слезы»), переплетаются с природными, создавая ощущение неразрывной связи. Между ними невозможно провести границу. Любовные отношения вплетены в мир. Чувство страсти растворяется в окружающих красках и звуках. Утренние перемены в природе сразу отражаются на человеке в виде «изменений милого лица».

Стихотворение состоит из одного непрерывного предложения. Это компенсирует отсутствие глаголов и повышает динамику. В целом произведение является сочетанием звуков, визуальных образов и чувственных переживаний. Автор дает читателю лишь общий контур картины, недостающие детали должно дорисовать воображение. Это открывает безграничные возможности для полета фантазии. Кульминацией произведения становится наступающая заря, символизирующая высшую точку любовной страсти.

луговые цветы весна лето

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа