- Афанасий Фет ~ Как беден наш язык! (+ Анализ) ✍ - 12.12.2024
- Афанасий Фет ~ Ночь крещенская морозна (+ Анализ) - 05.12.2024
- Афанасий Фет ~ О нет, не стану звать утраченную радость… (+ Анализ) - 05.12.2024
Сентябрьская роза
Фет Афанасий
За вздохом утренним мороза,
Румянец уст приотворя,
Как странно улыбнулась роза
В день быстролетней сентября!
Перед порхающей синицей
В давно безлиственных кустах
Как дерзко выступать царицей
С приветом вешним на устах.
Расцвесть в надежде неуклонной —
С холодной разлучась грядой,
Прильнуть последней, опьяненной
К груди хозяйки молодой!
Год написания: 1890
Анализ стихотворения Фета «Сентябрьская роза» 1 варианта
«Сад весь в цвету», наполненный голосами птиц, гудением насекомых и благоуханием растений, – важная составляющая художественного пространства сельской усадьбы. Среди частотных деталей фетовского садового топоса выделяются образы цветов. «Безгрешно чистые» дети природы уподобляются весне и юной женской красоте. Они ассоциируются с душевным подъемом и вдохновением, с ощущением счастья, получающим метафорическую характеристику «цветения сердца». Созерцание георгинов, именуемых «живыми одалисками», или первого ландыша, драгоценного «подарка весны», помогает герою погрузиться в идеальный мир природы.
Среди фетовского цветочного великолепия самым высоким статусом обладает образ розы, которая удостаивается титулов богини и царицы. В стихотворении 1890 г. садовая королева не теряет своего великолепия, успешно выдерживая первые осенние холода.
Лидирующий образ произведения создан по принципам антропоморфизма: роза наделяется способностью «странно» улыбаться, «дерзко» поступать, упрямо мечтать. Портрет персонажа, в котором герой обращает внимание на румяные уста, скорее напоминает женский облик, чем изображение цветка. Аналогичный художественный прием применяется относительно еще одной природной детали – мороза. Его олицетворение организовано при помощи лексемы «вздох», обычно применяемой для описания живых существ.
В чем состоит дерзость розы? Объяснению этого определения посвящены центральный и финальный катрены: таинственное притягательное цветение на фоне общего увядания трактуется лирическим субъектом как смелый поступок, величественный жест подлинно царственной особы. Среди безжизненных, лишенных листвы кустов пышный и яркий бутон выглядит особенно выразительным.
Стихотворение заключается впечатлениями героя, порожденными необычным зрелищем. Напомнив о весне и «неуклонной» негаснущей надежде, образ розы служит примером жизненной стойкости и символом подлинной веры.
О расцвете в период всеобщего увядания говорится в произведении «Осенняя роза», появившемся за четыре года до анализируемого текста. Сходны и эмоции лирического героя, встретившего благоуханное растение «между погибших» собратьев: восхищение мужеством, твердостью перед «жестоким испытанием» временем. Образ садовой царицы символизирует жизнеутверждающее начало и служит источником утешения, ослабляющего осеннюю печаль лирического «я».
Анализ стихотворения «Сентябрьская роза» Фета 2 вариант
Афанасий Афанасьевич Фет по праву носит звание певца русской природы. Через образы цветов поэт приоткрывает мир своих чувств, переживаний и душевной смуты. «Сентябрьская роза», созданная на закате дней поэта, считается одной из лирических вершин в отечественной поэзии XIX века.
Стихотворение написано в 1890 году, за 2 года до смерти поэта. В эту пору автору 70 лет, он придворный камергер, лауреат Пушкинской премии. Изданных произведений наберется на несколько томов, он даже издает «Мои воспоминания», как бы подводя итоги своей жизни.
По жанру — элегия, по размеру — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, 3 строфы. Поздней осенью автор восхищенно останавливается перед торжеством жизни — цветущей уже в заморозки царицей цветов. Четырьмя годами ранее Афанасий Фет пишет стихотворение «Осенняя роза», тема которого во многом совпадает с «Сентябрьской розой». То произведение считают посвященным первой возлюбленной поэта Марии Лазич, трагически погибшей. Возможно, эту перекличку стихотворений Афанасий Фет сделал умышленно.
Лексика возвышенная и нейтральная. Кроме одной, все рифмы открытые. Восклицания в 1 и 3 строфах. Насколько известно, это произведение написано не в первый месяц осени, а в последний, то есть, поэт вспоминает впечатления давней прогулки по саду. Эпитеты самые поэтичные: вздохом утренним, приветом вешним, надежде неуклонной, быстролетней. Применен прием инверсии: улыбнулась роза. Олицетворения: вздох мороза, румянец уст приотворя, прильнуть к груди. Сравнение: выступать царицей.
Поэт описывает цветок как живое существо, которое как будто ищет защиты на груди красавицы, и, вместе с тем, пьянит ее своей запоздалой прелестью. Роза будет сорвана и подарит среди осени «вешний» (весенний) привет своей хозяйке. В последней строфе появляется «гряда», невольно напоминающая о блестяще поставленном хозяйстве в имении автора. Была в нем и хозяйка, правда, не молодая: супруга Афанасия Фета.
Обращает на себя внимание использование слов, образованных приставочным способом: приотворя, безлиственных, неуклонной. Порхающую синицу поэт не одушевляет, тем сильнее контраст очеловечивания цветка. Уста упомянуты в 1 и 2 строфе, они же спешат «прильнуть» к героине стихотворения в заключительной строфе.
Афанасий Фет был и рачительным хозяином-агрономом на своей земле, и тонким лириком в русской литературе. Стихотворение «Сентябрьская роза» вошло в последний прижизненный сборник произведений поэта «Вечерние огни».