- Афанасий Фет ~ Как беден наш язык! (+ Анализ) ✍ - 12.12.2024
- Афанасий Фет ~ Ночь крещенская морозна (+ Анализ) - 05.12.2024
- Афанасий Фет ~ О нет, не стану звать утраченную радость… (+ Анализ) - 05.12.2024
«Ночь крещенская морозна…»
Афанасий Фет
* * *
Ночь крещенская морозна,
Будто зеркало – луна.
«Побегу: еще не поздно,
Да боюсь идти одна».
– «Я, сестрица, за тобою
Не пойду – одна иди!»
– «Я с тобою, – за избою
Наводи да наводи!»
Ничего: пес рябый ходит,
Вот и серый у ворот…
И красавица наводит –
И никак не наведет.
«Вижу, вижу! потянулись:
Раз, два, три, четыре, пять…
Заструились, покачнулись,
Стало три опять.
Ну, захочет почудесить?
Со страстей рехнуся я…
Шесть, семь, восемь, девять, десять –
Чешуя как чешуя…
Вот одиннадцать – всё лица!
Вот собаки лай и вой…
Чур меня!..» – «Ну что, сестрица?»
– «Раскрасавец молодой!»
1842 г.
Из цикла «Гадания».
Анализ стихотворения Фета «Ночь крещенская морозна…»
Поэтический текст 1842 г. вошел в первую редакцию цикла «Гадания», сформированную Аполлоном Григорьевым. Сейчас стихотворение печатается отдельно, однако особенности содержания, фольклорные мотивы, полифонизм формы позволяют рассматривать его в качестве органического компонента цикла. Героини последнего – веселые и юные «сестрицы», которые отважились перепробовать разные варианты святочных гаданий. Шумная стайка девушек не встречается лишь в произведении «Помню я: старушка няня…», где их заменяет лирический герой. В тексте «Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом…» присутствует самая отважная из участниц, поскольку ритуал требует одиночества и тишины.
Открывает стихотворение краткая зарисовка природы, в которой фигурируют излюбленные доминанты фетовского пейзажа – ясная луна и мороз. Яркое и хорошо различимое ночное светило сравнивается с зеркалом. Троп предваряет смену тематики, в центре которой – очередная попытка узнать будущее. В «Ночи крещенской…» сестры задумали гадать на луну: глядя в ее зеркальное отражение, можно увидеть жениха.
Фрагмент разговора, открывающий стихотворение, указывает на количество участниц – их три. Исполнительница ритуала просит поддержки у товарок. Одна из подруг отказывается помочь, другая соглашается при условии, что останется стоять за избой.
Вторая часть произведения посвящена фантастическому видению, которое почудилось красавице в лунном отражении зеркальца. Ирреальному художественному пространству противопоставлен обыденный вид улицы с парой сторожевых собак. В зеркале все иначе: загадочные фигуры то множатся, то исчезают. Сначала девушка насчитывает пять таинственных «лиц», затем их количество уменьшается до трех, а в концовке возрастает до одиннадцати. Чешуя, о которой упоминает гадающая, позволяет предположить, что среди ликов возникает змея. Визуальные образы дополняются звуками собачьего лая и воя. Фантасмагорическая картина устрашает девушку, и она поспешно завершает обряд.
Участница ритуала считает, что заметила в зеркале «раскрасавца» –суженого. Открытый финал не конкретизирует, насколько правдиво это утверждение.
Детали видений, которые почудились смелейшей из «сестриц», перечислены в стихотворении Ходасевича «Гадание». Тень на стене, пляшущая перед лирическим субъектом, напоминает проделки шута – черта, которого боятся героини раннего цикла Фета.
Краткий анализ стихотворения Афанасия Фета «Ночь крещенская морозна…»
Текст, написанный в 1842 году, был включен в первую редакцию цикла, который получил название «Гадания». Но сейчас это стихотворение считается отдельным произведением, но при этом все стилистические особенности произведения, мотивы фольклора, а также полифонизм и формы позволяют причислять произведение к общему циклу.
Жанр — лирическое стихотворение (пейзажная лирика)
Тема гадание в крещенские морозы
Композиция
Началом произведения является красивая зарисовка пейзажа, в которых есть главные атрибуты пейзажа, которые присущи Фету, он описывает ясную луну и морозный воздух. Ночное светило, которое трудно различить в темноте, он сравнивает с зеркалом, в которое он хочет заглянуть и посмотреть, чтобы увидеть свое отражение. В центре произведения отчаянная попытка узнать собственное будущее, девушке интересно, какой сюрприз ей приготовила судьба и готова ли она к такому повороту.
Она уверена, что, заглянув в зеркало луны, она сможет увидеть лицо своего будущего избранника. Читая повествование, мы понимаем, что в разговоре участвует три девушки, гадать из них собралась самая смелая и отважная.
Во второй части стихотворения читать видит фантастическое видение, которое красавица увидела в небольшом зеркальце. Несмотря на всю иррациональность происходящего, автор сглаживает происходящее рассказывая о простых бытовых ситуациях, которые происходят за окном. Изначально девушка видит загадочные фигуры, количество которых постоянно меняется. При этом можно предположить, что среди всех присутствующих персонажей есть змея, потому что девушка видит чешую. При этом она слышит различные звуки, которые она слышит в форме собачьего лая и воя. Все это придает определенной мистики, а девушка решает заверить странный ритуал, потому что ее полностью охватывает страх перед происходящим. Она не готова платить такую высокую цену за то, чтобы узнать собственное будущее.
При этом девушка уверена, она увидела раскрасавца-суженого, который должен разделить с ней будущее. Открытый финал произведения позволяет каждому самому придумать, каким было завершение происходящего, никто не знает насколько правдиво было утверждение, которое она посчитала истинным.
Эпитеты: Ночь крещенская морозна, раскрасавец молодой.
Сравнения :Ночь крещенская морозна, Будто зеркало — луна.
Градация: «Вижу, вижу! потянулись:
Раз, два, три, четыре, пять…
Заструились, покачнулись,
Стало только три опять».
Перифраз: пес рябой ходит, Вот и серый у ворот
Стихотворение состоит из 6-ти строф,
Размер — четырехстопный хорей; стопа двухсложная, с ударением на первом слоге
Рифмовка ABAB перекрёстная