Евгений Евтушенко ~ Всегда найдется женская рука… (+ Анализ)

Евтушенко Евгений Александрович (1932-2017)
Евгений Александрович Евтушенко (фамилия при рождении Гангнус) — советский и российский поэт. Получил известность также как прозаик, режиссёр, сценарист, публицист, чтец-оратор и актёр.
Евтушенко Евгений Александрович (1932-2017)

«Всегда найдётся женская рука…»
Евгений Евтушенко
* * *
Всегда найдётся женская рука,
чтобы она, прохладна и легка,
жалея и немножечко любя,
как брата, успокоила тебя.

Всегда найдется женское плечо,
чтобы в него дышал ты горячо,
припав к нему беспутной головой,
ему доверив сон мятежный свой.

Всегда найдутся женские глаза,
чтобы они, всю боль твою глуша,
а если и не всю, то часть ее,
увидели страдание твое.

Но есть такая женская рука,
которая особенно сладка,
когда она измученного лба
касается, как вечность и судьба.

Но есть такое женское плечо,
которое неведомо за что
не на ночь, а навек тебе дано,
и это понял ты давным-давно.

Но есть такие женские глаза,
которые глядят всегда грустя,
и это до последних твоих дней
глаза любви и совести твоей.

А ты живешь себе же вопреки,
и мало тебе только той руки,
того плеча и тех печальных глаз…
Ты предавал их в жизни столько раз!

И вот оно – возмездье – настает.
«Предатель!» – дождь тебя наотмашь бьет.
«Предатель!» – ветки хлещут по лицу.
«Предатель!» – эхо слышится в лесу.

Ты мечешься, ты мучишься, грустишь.
Ты сам себе все это не простишь.
И только та прозрачная рука
простит, хотя обида и тяжка,

и только то усталое плечо
простит сейчас, да и простит еще,
и только те печальные глаза
простят все то, чего прощать нельзя…

Ещё по теме:  Евгений Евтушенко ~ Не надо говорить неправду детям…

1961 г.

женшина жалеет мужчину

Анализ стиха Евгения Евтушенко «Всегда найдется женская рука…»
1 вариант

Стихотворение написано в 1961 году. Оно поднимает вечную проблему истинной близости людей, любви и верности, кротости и жертвенности. Произведение заставляет задуматься о неразрывном единстве и взаимозависимости мужского и женского начала, о природе силы и слабости. Евгений Евтушенко размышляет об извечном женском милосердии и сострадании, непостижимом умении отрешиться от себя и разделить судьбу любимого человека, буквально в нем раствориться.

Сквозь все стихотворение проходят образы руки как символа деятельной любви, плеча как символа надежной опоры при всей физической хрупкости владелицы и глаз как символа понимания, проникновения в глубины естества, души.

Среди всего множества женщин выдающихся достоинств, на встречи с которыми автору необыкновенно везло (они находились всегда – это подчеркивают лексические повторы), он выделяет одну – любимую, особенную, богоданную, отношение которой с некоторых пор становится крайне значимым, и противопоставляет ее всем остальным. Ее отличия от других женщин – бесконечное, фантастическое снисхождение, полное понимание мотивов поступков любимого, его несовершенств, не умаляющих ее любви, а непостижимым образом ее усиливающих, то самое знание, в котором так много печали. Ее прозрачная рука действует предсказуемо, легко и ненавязчиво. Именно безмерная преданность такой женщины будит совесть человека.

Со знанием дела автор пишет, что мужская природа беспокойна, горяча: он способен «жить себе же вопреки». Для иллюстрации поэт использует соответствующие эпитеты: «беспутная голова» с «измученным лбом», «мятежный (то есть тревожный) сон». Его уравновешивает антипод-женщина с прохладными умиротворяющими руками и удивительными глазами.

Автор подчеркивает, что такая женщина (встреча с которой становится уникальным событием) способна смириться с вечным мужским поиском себя, новизны, приключений, попытками самоутверждения, которые часто выливаются в банальную измену. И неизбежным воздаянием, тем самым возмездием становится утрата самоуважения, болезненно зияющая пустота, ужасающее чувство вины, которое не заглушить ничем.

Стихотворение является плодом непростых жизненных размышлений молодого автора, его предупреждением, посланием мужчинам и признанием в любви женщинам, настоящим гимном их верности и самоотречению.

Ещё по теме:  Евгений Евтушенко ~ Уходят наши матери от нас...(+ Анализ)

Анализ стихотворения «Всегда найдется женская рука» Евтушенко
2 вариант

Произведение «Всегда найдется женская рука» Евгения Александровича Евтушенко – ода женщине и ее мудрости.

Стихотворение датируется 1961 годом. В этот период поэту исполнилось 29 лет, он автор нескольких сборников стихов, давно принят в члены Союза писателей, уже оправился после мучительного развода с Б. Ахмадулиной и вступил в брак с Г. Сокол-Лукониной. Еще недавно, кстати, она была женой его друга. В жанровом отношении – элегия, рифмовка смежная, 10 строф. Лирический герой – сам автор. В первом же четверостишии он признается, что «женская рука» способна исцелить любые душевные раны. Женщина, по уверению поэта, мгновенно откликается сочувствием. Уменьшительный суффикс «немножечко» подчеркивает, что и этого достаточно исстрадавшемуся сердцу героя. «Беспутной головой»: возможно, после кутежа. И тут появляется молчаливая, все понимающая «она», чтобы стеречь всю ночь его неровное дыханье. В третьем четверостишии воспевается чуткость. Действительно, не каждый способен различить за показным весельем «страдание твое». Впрочем, здесь еще образы разных женщин, встречаемых героем на жизненном пути. А вот в следующей строфе поэт славит уже женское самопожертвование. «Неведомо за что»: всепрощение – то, о чем молит герой, однако, как сильно обличает совесть каждый раз, когда приходится обманывать эти кроткие глаза. Собственно, с каждым четверостишием все явственнее проступает образ Женщины, именно с большой буквы. Той самой, одной единственной, что всегда рядом, которая вдохновляет, оберегает, верит в силы и талант своего избранника, готова вместе с ним противостоять всему миру. Впрочем, трактовка стихотворения позволяет различить в некоторых строфах и образ матери. Действительно, поэт всегда тепло отзывался о своей матери Зинаиде Ермолаевне, прожившей долгую жизнь. Однако в этих строчках рисуется и образ той самой идеальной возлюбленной (а может, утраченной возлюбленной – как знать, не Б. Ахмадулиной ли?). «Предатель!» — в этом хлестком рефрене самобичевание героя, признание в своей слабости. «Простит, хотя обида тяжка»: вот потому и появляется на свет эта ода самоотверженности женщин. «Чего прощать нельзя»: по собственному кодексу чести, принципов. Множество перечислительных градаций (например, в предпоследней строфе), эпитеты (усталое, измученного, мятежный), олицетворение (дождь бьет), сравнение (как брата), лексические повторы, восклицания и многоточия.

Ещё по теме:  Евгений Евтушенко ~ Застенчивые парни

Стихи «Всегда найдется женская рука» Евгения Евтушенко созданы поэтом в кризисный период его личной жизни.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа