- Антон Чехов ~ «Тоска» (+ Анализ) - 25.01.2025
- Антон Чехов ~ «Размазня» (+ Анализ) - 25.01.2025
- Антон Чехов ~ «Злоумышленник» (+ Анализ) - 23.01.2025
Рассказ А. П. Чехова «Хамелеон» повествует о встрече полицейского чиновника с местным жителем, который жалуется на потерянную собаку. В процессе обсуждения инцидента чиновник, по мере изменения мнения о ситуации и о том, кто виноват, меняет свои суждения и поведение в зависимости от социального статуса и влияния собеседника. Рассказ иллюстрирует лицемерие и изменчивость человеческой природы, подчеркивая, как внешние обстоятельства могут влиять на моральные принципы и поведение людей.
Хамелеон — читать онлайн рассказ А.П. Чехова
Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.
— Так ты кусаться, окаянная? — слышит вдруг Очумелов.— Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А… а!
Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке». Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.
— Никак беспорядок, ваше благородие!..— говорит городовой.
Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.
— По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу.— Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?
— Иду я, ваше благородие, никого не трогаю…— начинает Хрюкин, кашляя в кулак.— Насчет дров с Митрий Митричем,— и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну… Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть… Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…
— Гм!.. Хорошо…— говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. — Хорошо… Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!.. Елдырин,— обращается надзиратель к городовому,— узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная… Чья это собака, спрашиваю?
— Это, кажись, генерала Жигалова! — кричит кто-то из толпы.
— Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем… Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? — обращается Очумелов к Хрюкину.— Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!
— Он, ваше благородие, цыгаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!
— Врешь кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед богом… А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано… Нынче все равны… У меня у самого брат в жандармах… ежели хотите знать…
— Не рассуждать!
— Нет, это не генеральская…— глубокомысленно замечает городовой.— У генерала таких нет. У него всё больше легавые…
— Ты это верно знаешь?
— Верно, ваше благородие…
— Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку держать?!.. Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально — не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить! Пора…
— А может быть, и генеральская…— думает вслух городовой.— На морде у ней не написано… Намедни во дворе у него такую видел.
— Вестимо, генеральская! — говорит голос из толпы.
— Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит… Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака — нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..
— Повар генеральский идет, его спросим… Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку… Ваша?
— Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!
— И спрашивать тут долго нечего,— говорит Очумелов.— Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая… Истребить, вот и всё.
— Это не наша,— продолжает Прохор.— Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч…
— Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? — спрашивает Очумелов, и всё лицо его заливается улыбкой умиления.— Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?
— В гости…
— Ишь ты, господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми ее… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Ррр… Рр… Сердится, шельма… цуцык этакий…
Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада… Толпа хохочет над Хрюкиным.
— Я еще доберусь до тебя! — грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.
Анализ рассказа Хамелеон А.П. Чехова
Рассказ А. П. Чехова «Хамелеон» является ярким примером его мастерства в отображении человеческой природы и социальных взаимодействий. В этом произведении Чехов исследует темы лицемерия, изменчивости человеческой морали и влияние социального статуса на поведение.
Сюжет
Сюжет рассказа разворачивается вокруг полицейского чиновника Очумелова, который сталкивается с жалобой местного жителя на потерю собаки. В процессе обсуждения чиновник проявляет свою изначальную уверенность и готовность помочь, однако, когда выясняется, что собака принадлежит важному человеку, его отношение меняется. Очумелов начинает подстраиваться под новую информацию, демонстрируя свою изменчивую мораль и готовность угодить более влиятельному собеседнику.
Основные темы
- Лицемерие и двойные стандарты: Чехов показывает, как общественное положение и влияние могут изменить поведение человека. Очумелов, изначально готовый разобраться в ситуации, меняет свою позицию в зависимости от того, кто является владельцем собаки. Это подчеркивает лицемерие властей и их готовность игнорировать свои обязанности, если это не соответствует их интересам.
- Изменчивость человеческой природы: Название рассказа «Хамелеон» символизирует изменчивость персонажа Очумелова, который адаптируется к обстоятельствам, как хамелеон меняет цвет. Его поведение иллюстрирует, как люди могут легко менять свои убеждения и моральные принципы в зависимости от ситуации.
- Социальная иерархия: Рассказ подчеркивает, как социальный статус влияет на отношения между людьми. Очумелов, будучи представителем власти, чувствует себя выше местного жителя, но в то же время становится податливым, когда речь заходит о влиянии более высокопоставленного лица.
Персонажи
- Очумелов: Главный герой, полицейский чиновник, олицетворяет лицемерие и изменчивость. Его характер демонстрирует, как социальные условия могут влиять на моральные принципы и поведение человека.
- Местный житель: Представляет собой обычного человека, который сталкивается с произволом власти. Его беспомощность в ситуации подчеркивает неравенство в обществе.
Стиль и язык
Чехов использует ироничный и саркастический стиль, что придает рассказу глубину и многослойность. Диалоги между персонажами наполнены подтекстом, позволяя читателю увидеть, как легко люди могут изменять свои убеждения и поведение.
Заключение
Рассказ «Хамелеон» является ярким примером чеховской прозы, в которой автор мастерски сочетает социальную критику с психологическим анализом. Чехов показывает, что истинная природа человека часто скрыта под слоями лицемерия и изменчивости, и что социальный статус может влиять на моральные принципы и поведение. Это произведение остается актуальным и сегодня, заставляя читателя задуматься о собственных ценностях и отношении к окружающим.