- Александр Блок ~ Двенадцать (Поэма 12) (+ Анализ) - 05.01.2025
- Александр Блок ~ Две души 💕 - 26.12.2024
- Александр Блок ~ Золотистою долиной… (+ Анализ) - 21.10.2024
«Сумерки, сумерки вешние…»
Александр Блок
* * *
Дождешься ль вечерней порой
Опять и желанья, и лодки,
Весла, и огня за рекой?
(А. А. Фет)
Сумерки, сумерки вешние,
Хладные волны у ног,
В сердце – надежды нездешние,
Волны бегут на песок.
Отзвуки, песня далекая,
Но различить – не могу.
Плачет душа одинокая
Там, на другом берегу.
Тайна ль моя совершается,
Ты ли зовешь вдалеке?
Лодка ныряет, качается,
Что-то бежит по реке.
В сердце – надежды нездешние,
Кто-то навстречу – бегу…
Отблески, сумерки вешние,
Клики на том берегу.
Дата написания: 16 августа 1901 г.
Александр Блок «Стихотворения. Книга первая» (1898–1904).
Цикл «Стихи о прекрасной даме» (1901–1902).
Любовь Дмитриевна Блок, урождённая Менделеева — дочь химика Дмитрия Менделеева, супруга поэта Александра Блока.
Актриса, историк балета, мемуарист, автор книг «И быль, и небылицы о Блоке и о себе».
Прекрасный стих «Сумерки, сумерки вешние» Блока Александра Александровича – часть великого чувства поэта к Любови Менделеевой. Произведение было написано в августе 1901 года и вошло в цикл «Стихи о Прекрасной Даме».
Эта красивая любовная лирика отличается невероятной музыкальностью. Под описанием пейзажа автор подразумевает свой внутренний мир. Надежды становятся волнами, а душевные терзания – беспокойной лодкой.
Текст стихотворения Блока «Сумерки, сумерки вешние» демонстрирует готовность отбросить все сомнения и преграды на пути к истинному счастью.
Анализ стихотворения Блока «Сумерки, сумерки вешние…»
Известному тексту, созданному летом 1901 г., предпослан эпиграф из фетовского произведения «Вдали огонек за рекою…» Связь последнего с блоковским творением имеет не только явную, цитатную форму, но и скрытый характер, проявляющийся на уровне идейно-образного наполнения. Блестящая струящаяся река, одинокая лодка, весло «удалое», далекий огонь, хорошо различимый в вечерних сумерках, – пейзажные доминанты, привлекающие внимание героя Фета. Лирическим субъектом, отправившимся в речное путешествие, движет не конкретная практическая цель, а эмоциональный порыв. Психологический подтекст стихотворения связан с ощущением сбывшегося ожидания – своеобразного момента истины, побуждающего лирического «я» к решительным действиям.
Внешние обстоятельства лирической ситуации, заявленные в стихотворении Блока, близки к фетовскому тексту: холодная речная вода, ныряющая в волнах лодка. Лексическая анафора, открывающая произведение, указывает на особенности художественного времени. Эпитет «вешние» дополняет романтическую атмосферу, порождающую неясные тревожные предчувствия.
В отличие от героя-деятеля Фета лирический субъект анализируемого текста не склонен к активным поступкам, предпочитая встретить неведомое на берегу, ставшем основной точкой его наблюдений. Блок сосредоточивается на описании внутреннего состояния лирического «я», которое существует параллельно с изображением деталей пейзажа. Надежды, покорившие сердце героя, получают знаковый эпитет «нездешние» – не связанные с земным миром, возвышенные, небесные. Строка, содержащая замечание о душевных устремлениях героя-мечтателя, повторяется в финальном катрене.
Фетовского гребца ведет визуальный ориентир, «огонек за рекою». Наблюдатель Блока, находящийся в однородном туманном пространстве, видит не пламя, а лишь «отблески». Знаками, предвещающими явление идеала, для него становятся звуки. Блоковский текст изобилует их характеристиками: «клики», неявственные отзвуки, далекая песня, метафорически именуемая плачем «души одинокой» или тайной, воплощающейся в реальности. В акустическом сопровождении возникает образ лодки, который также окружен атмосферой загадочности: кажется, что судно плывет само по себе. Наблюдатель устремляется навстречу неизвестному путешественнику, однако финальная сцена остается незавершенной.
Расплывчатость, смутность впечатлений усиливается при помощи неопределенных местоимений, риторических вопросов и замечаний с семантикой неуверенности.