Александр Блок ~ Осенний день (+ Анализ)

Блок Александр Александрович (1880-1921)
Знаменитый русский поэт-символист и писатель, драматург и публицист, литературный критик и переводчик серебряного века, поражавший всех своей неуемной верой в будущее России и людей.
Блок Александр Александрович (1880-1921)

Осенний день, осень, поле

«Осенний день»
Александр Блок

Идем по жнивью, не спеша,
С тобою, друг мой скромный,
И изливается душа,
Как в сельской церкви темной.

Осенний день высок и тих,
Лишь слышно – ворон глухо
Зовет товарищей своих,
Да кашляет старуха.

Овин расстелет низкий дым,
И долго под овином
Мы взором пристальным следим
За лётом журавлиным…

Летят, летят косым углом,
Вожак звенит и плачет…
О чем звенит, о чем, о чем?
Что плач осенний значит?

И низких нищих деревень
Не счесть, не смерить оком,
И светит в потемневший день
Костер в лугу далеком…

О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чем ты горько плачешь?

Год написания: 1 января 1909 г.

Александр Блок «Стихотворения. Книга третья» (1907–1916).
Цикл «Родина» (1907–1916).

Осенний день, осень, поле

Анализ стихотворения Блока «Осенний день»
1 вариант

Без малого десять лет поэт работал над циклом «Родина», который отразил трудные раздумья о судьбе отчей земли. Произведение «Осенний день», написанное в самом начале 1909 г., включено в общую лирико-философскую проблематику поэтической книги.

Пейзажная картина тихой осени открывается лирическому «мы» – герою и его «другу скромному». Они идут по пустому полю, поддерживая важный откровенный разговор, который сравнивается с исповедью или горячей молитвой, произнесенными в «темной» деревенской церквушке.

Ещё по теме:  Александр Блок ~ Вечер тихий и морозный...

Центральная часть лирического повествования посвящена сельской зарисовке. Тишина осенней природы нарушается звуками, похожими друг на друга: глухим вороньим карканьем и кашлем старухи. За акустическими доминантами следуют динамические визуальные образы, которыми становятся стелющийся «низкий дым» и «лет журавлиный». Возникает еще один звук, на этот раз более гармоничный, печальный, – крик журавлиного вожака. Устремленный ввысь взгляд лирического героя порождает философское отступление, выраженное при помощи пары риторических вопросов. Анафора «летят», данная в начале четвертого катрена, посвящена уверенному движению птичьего клина. Анафора «о чем» заостряет внимание героя на поисках смысла «осеннего плача», которому метафорически уподобляется журавлиная песня.

Образы птиц, упомянутых в природной зарисовке, имеют антропоморфические характеристики: ворон «зовет товарищей», а журавль-вожак «плачет».

В предпоследнем катрене вместо конкретных реалий пейзажа возникает обобщенная панорама бесчисленных российских деревень, «низких» и «нищих». Темный колорит разбавляется единственным цветовым акцентом – образом далекого костра, разведенного на лугу.

Символическое изображение края убогих деревень влечет за собой философское обобщение. Оно оформлено по тем же принципам, что эпизод о журавлином крике: задействованы лексическая анафора и риторические вопросы.

В заключительном рефрене, посвященном горьким размышлениям о жизни родной земли, возникает важная аналогия, ключевая для блоковской поэтики. Образ страны соотносится с фигурой «бедной» плачущей жены, передавая остроту и трагизм авторского переживания. В художественном пространстве «Родины» имеются примеры, когда части аналогии, заявленной в «Осеннем дне», сближаются, воплощаясь в едином образе Родины-жены.

Красотка Осень и рыжая лошадь, рыжий конь

Анализ стихотворения «Осенний день» Блока
2 вариант

В «Осеннем дне» Александра Александровича Блока сдержанные краски пейзажной зарисовки сменяются размышлениями поэта над судьбами и путями Родины.

Это стихотворение было написано 1 января 1909 года. Поэту в эту пору 29 лет, он обращается к драматургии, выступает с докладами на заседаниях Религиозно-философского общества, вообще активно интересуется социальными вопросами. Он также готовился впервые стать отцом (этот ребенок прожил меньше двух недель и умер в феврале). В жанровом отношении – пейзажная зарисовка, почти кольцовская дума, размер – ямб с перекрестной рифмой, 6 строф. Интонация задумчивая, вначале светлая, потом – горькая, с чувством бесприютности. Лирический герой – сам поэт. Он избирает себе в спутники друга, единомышленника, поэтому местоимение «мы» не раз появляется в стихотворении. «Изливается душа как в церкви»: имеется в виду исповедь. В храме «сельском», простом, даже бедном, которых было не сосчитать в ту пору по всей земле русской. Зимой он представляет, как идет «по жнивью», любуется высоким и тихим днем, беседует под далекое карканье и чей-то старческий кашель. Оба путника наблюдают отлет журавлей. С четвертой строфы гармония, пусть и не открыточная, рушится. Лексический повтор (летят), амплификация (звенит и плачет), инверсия, несколько многоточий и град риторических вопросов. Пятое четверостишие открывается аллитерацией. «Смерить оком»: совмещение просторечной и устаревшей лексики, идиома. Ряд отрицаний, восклицаний с рефреном из междометий. «О, нищая моя страна»: апострофа (обращение к абстракции). Лирический герой считает, что болен всеми недугами, несчастьями, заблуждениями своей Родины. Он все пропускает через сердце. В заключительных строках он называет Россию женой, самым дорогим существом, с которым они накрепко связаны. Эпитеты негромки и скупы: скромный, нищих, потемневший, бедная. «Горько плачешь»: сам А. Блок в те годы не раз говорил и писал о том, что страна находится на пороге величайшего кризиса и, как знать, не закончится ли он столь же величайшим крахом. Как в бреду, он повторяет: о чем? Многосоюзие (к примеру, в предпоследней строфе). Овин: постройка для просушивания снопов перед молотьбой. «Расстелет низкий дым»: внутри такого помещения располагалась печка. Кроме двух друзей, других людей в стихотворении нет, хотя и горит кем-то разведенный «костер в лугу далеком».

Ещё по теме:  Блок Александр Александрович ~ хронологическая таблица жизни и творчества великого русского поэта

Произведение «Осенний день» Александра Блока создано в период постепенного отхода поэта от традиций символизма.

Осень, журавли

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа