Собор Пресвятой Богородицы в 2025 году: история и традиции праздника
8 января 2025 года Русская Православная Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы.
Любой, даже совершенно невоцерковленный человек легко может назвать дату Рождества Христова – 7 января по новому стилю и 25 декабря по старому. Однако далеко не все знают, что на следующий день после Рождества, 8 января, Православная Церковь отмечает еще один большой праздник – Собор Пресвятой Богородицы. Почему же выбрана такая дата?
В Церкви есть традиция посвящать следующий день после годовщины большого события в истории святому, который послужил тому, чтобы оно смогло произойти. Так мы, христиане, воздаем благодарность этим святым. Например, после Крещения Господня, 20 января, отмечается праздник Собора честного и славного Иоанна Предтечи, без которого это Крещение не состоялось бы, а 8 января особо величаем Богородицу, которая произвела на свет Господа нашего Иисуса Христа.
Собор Пресвятой Богородицы 2025 – праздник с постоянной датой, а не «плавающий», как Пасха, и в этом году, как и всегда, он отмечается 8 января по новому стилю и 26 декабря по старому.
История
Надо заметить, что Собор Пресвятой Богородицы – один из древнейших праздников, учрежденных еще на заре христианства. Официальной датой его установления считается 681 год, когда состоялся VI Вселенский Собор, однако известен он был и гораздо раньше – еще в IV веке.
И это не удивительно, ведь кого, кроме Самого Господа Бога, стоит нам благодарить за приход в мир Его Сына, как не Богородицу? Это Она, чистая и непорочная, произвела на свет Богомладенца, и Ее мы благодарим за это вот уже две тысячи лет.
Как известно всем, кто знаком с Евангелиями, случилось это в Вифлееме, куда Мария вместе со Своим мужем Иосифом пришла, чтобы принять участие в переписи населения, учрежденной римским императором Августом. «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:4-7).
Дальше Писание повествует о том, что Святое Семейство, будучи предупрежденным ангелом о замыслах иудейского царя Ирода истребить всех младенцев в возрасте до 2 лет, дабы не дать Истинному Царю прийти в мир, бежит в Египет, где и находится 7 лет, вплоть до смерти царя-грешника.
Кстати, в Египет Иосифа и Марию сопровождал также святой Иаков, сводный брат Господа, сын Иосифа от первого брака, который, будучи к тому времени уже взрослым мужчиной, взялся помочь им перенести все тяготы путешествия. А надо понимать, что в те времена дальние поездки были отнюдь не такими комфортными, как сейчас – путешествовали в лучшем случае верхом на ослах, а у кого не было денег и пешком, занимали подобные перемещения недели или даже месяцы. А особенно тяжелым путешествие должно было стать для Матери с грудным Младенцем и очень пожилого Иосифа, которому в то время было уже за 80.
Так что в день Собора Пресвятой Богородицы Церковь отдает дань также святому Иосифу Обручнику и святому Иакову, брату Господню. Кроме того, поминается и святой царь Давид, который является земным предком Иисуса Христа. Именно поэтому праздник и называется Собором, то есть, он посвящен не только Богородице, но и другим святым.
Традиции
Собор Пресвятой Богородицы в России традиционно считается не только днем, когда мы воздаем особую благодарность Деве Марии, но праздником всех рожениц и акушеров. Ведь рождение каждого ребенка – это неоценимый дар Бога людям, великое чудо, воплотить которое дано только женщине. Привести в мир новую душу, дать ей жизнь, любовь, тепло, заботу, часть себя – это ли не великий подвиг и великая жертва, в которых мать становится сопричастной одновременно и дару Богородицы, и делу Бога, сотворившего человека по Своему образу и подобию. Конечно, как мы воздаем хвалу Матери Божьей за то, что Она дала жизнь Господу, так должны и благодарить своих матерей и тех людей, которые помогают им в рождении детей – акушеров.
8 января (26 декабря) было принято печь хлеб и нести его в церковь для освящения. Несколько караваев традиционно оставлялось в храме, остальные забирались с собой и делились между домочадцами.
Иконы
Первые иконы, посвященные Собору Пресвятой Богородицы, появились на Руси в XIV веке, хотя сама их иконография ведет свое начало из Византии и Сербии. Традиционно на них изображается Богоматерь с Младенцем, сидящая на троне в окружении пришедших поклониться Им пастухов, а также животных – коров и осликов, которые находились в тот момент в пещере, где и произошло Божественное Рождение. Также на иконе могут изображаться принесшие дары волхвы, ангелы и различные святые. Вид трона значительно менялся с течением времени, но основные элементы иконы оставались неизменными.