- Михаил Зощенко ~ Телефон - 02.10.2024
- Михаил Зощенко ~ Стакан - 02.10.2024
- Михаил Зощенко ~ Сравнительно умная кошка - 02.10.2024
Читать рассказ «Любимое занятие»
Одна учительница сказала ученикам:
— Дети, расскажите мне, какое у вас любимое занятие дома.
И все ученики по очереди стали рассказывать. Одни говорили, что их любимое занятие — фотография. Другие говорили о марках. Третьи — о шахматах и шашках. А когда очередь дошла до Павлика Н., он замялся и ничего не ответил. А потом пробормотал:
— Мне неудобно ответить на ваш вопрос. В классе будут смеяться.
Учительница сказала:
— Тогда подойди ко мне и скажи тихо.
Павлик подошёл к учительнице и тихо сказал:
— Я люблю шить.
Учительница громко сказала:
— Ребята, Павлик любит шить. Это очень хорошо и похвально. И я не думаю, что в классе кто-нибудь засмеётся.
Один из учеников, засмеявшись, сказал:
— Но это девчоночье дело — шить.
Учительница сказала:
— Вовсе нет. Вы забыли, что есть портные. И среди них есть знаменитые и прославленные мастера. Это великолепная профессия. И все мужчины должны хотя бы немного уметь шить. В военных походах и путешествиях это может пригодиться.
Тогда встал один ученик и, вздохнув, сказал:
— Я сказал неправду, что моё любимое занятие — шашки. Я их ненавижу. Я тоже шить люблю.
Тут встал ещё один ученик, Федя С., и тихо прошептал:
— Я тоже сказал неправду про марки. Я люблю убирать комнату. Люблю подметать и вытирать пыль.
В классе все засмеялись. И кто-то крикнул:
— Он будет дворником!
Учительница сказала:
— Ничего смешного в работе дворника нет. Мы любим и уважаем всякий труд, и труд дворника мы высоко оцениваем. Это исключительно полезный труд. А то, что Федя любит чистоту и порядок, не означает, что он будет дворником. Он аккуратен и любит чистоту, — значит, он любит культуру. И значит, он, скорее всего, будет учёным. А вот кто любит какое-нибудь занятие, но занимается в грязи, тот не добьётся хороших результатов.
Краткое содержание рассказа
Главные герои рассказа Михаила Зощенко «Любимое занятие» — ученики одного класса. Во время урока учительница попросила учеников рассказать о своих любимых занятиях. Дети стали говорить, что любят фотографировать, собирать марки, играть в шашки и шахматы.
И только мальчик по имени Павлик застеснялся и не захотел на весь класс говорить о своём любимом занятии. Учительница предложила Павлику подойти к ней и негромко сообщить, чем он увлекается.
Павлик, стесняясь, тихо сказал учительнице, что любит шить. Учительница, не увидев в такого рода занятии ничего зазорного, громко сообщила всему классу об увлечении Павлика. Кто-то из ребят сказал, что шитье – это занятие для девочек. Но учительница пояснила, что есть такая мужская профессия, как портной. Ещё она сказала, что умение шить может пригодиться любому мужчине в походе или в путешествии.
После слов учительницы один из мальчиков признался, что тоже любит шить, а вовсе не играть в шашки, как сказал сначала. Следом за ним другие ученики стали называть свои настоящие увлечения, о которых они поначалу стеснялись говорить. Например, мальчик Федя сказал, что любит убирать комнату, подметать или вытирать пыль.
Кто-то крикнул, что Федя станет дворником, и снова учительница возразила, сказав, что стремление человека к чистоте и порядку говорит о его культурности и аккуратности. Учительница предположила, что Федя станет учёным. Ещё она сказала, что человек, выполняющий своё дело в грязи, не добьётся хороших результатов.
Чему учит рассказ «Любимое занятие»
Главная мысль рассказа Зощенко «Любимое занятие» заключается в том, что не следует стесняться своего любимого занятия, если оно является значимым и уважаемым делом. Павлик стеснялся того, что он любит шить, но учительница привела всему классу пример, когда мужчины, занимающиеся шитьем, становились знаменитыми.
Рассказ учит быть искренним и честным в отношениях с товарищами. После того, как Павлик сообщил, что любит шить, некоторые ученики признались в том, что сказали неправду о своих любимых занятиях.
В рассказе мне понравилась учительница, которая объяснила ребятам, почему не надо стесняться некоторых увлечений, которые на самом деле характеризуют человека только с положительной стороны.
Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Любимое занятие»?
- Про доброе дело говори смело.
- Честное дело не таится.
- Где порядок, там успех.