- Андрей Вознесенский ~ Первый лёд (Мёрзнет девочка в автомате…) (+ Анализ) - 26.01.2025
- Андрей Вознесенский ~ Не исчезай во мне ты навек… - 23.01.2025
- Андрей Вознесенский ~ Старый Новый год 🎄🥂🎂 - 13.01.2025
Первый лёд
Андрей Вознесенский
Мерзнёт девочка в автомате,
Прячет в зябкое пальтецо
Всё в слезах и губной помаде
Перемазанное лицо.
Дышит в худенькие ладошки.
Пальцы — льдышки. В ушах — серёжки.
Ей обратно одной, одной
Вдоль по улочке ледяной.
Первый лёд. Это в первый раз.
Первый лёд телефонных фраз.
Мёрзлый след на щеках блестит —
Первый лед от людских обид.
1956 г.
Андрей Вознесенский с Зоей Богуславской идут со станции Переделкино на дачу (
на ул. Тренева) мимо Дома творчества писателей.
«Первый лёд» («Мёрзнет девочка в автомате…») — стихотворение русского поэта Андрея Вознесенского, написанное в 1956 году и ставшее одним из первых опубликованных им (в 1958 году) стихотворений. Одноимённая песня на музыку Оскара Фельцмана в советское время исполнялась Ниной Дордой и ВИА «Весёлые ребята». Имеется также вариант песни для хорового исполнения на музыку Родиона Щедрина. В 1990-е годы популярность приобрела песня «Плачет девушка в автомате» в исполнении Евгения Осина, в которой слова исходного стихотворения были частично изменен.
Анализ стихотворения «Первый лед» Вознесенского 1 вариант
Стихотворение «Первый лед» Андрея Андреевича Вознесенского стало популярной эстрадной песней.
Стихотворение написано в 1956 году. В эту пору поэту исполнилось 23 года, он студент последнего курса Архитектурного института. Кстати говоря, поступать в Литинститут его отговорил Б. Пастернак, с которым А. Вознесенский познакомился еще школьником. Он считал, что формальный подход испортит своеобразный стиль произведений молодого поэта. До первой публикации его стихов оставалась пара лет. В будущем его ждут и короткий период опалы, и всесоюзная слава. Жанр – любовная лирика, размер напоминает дольник, перекрестная рифмовка только в 1 строфе, дальше – смежная. Рифмы есть открытые и закрытые, более того, среди них встречаются также так называемые «двоюродные». С первой строки – инверсия «мерзнет девочка». Телефон-автомат (правильнее – таксофон): уличный телефонный аппарат в будке. Чтобы позвонить, нужно было опустить монетку в щель. То есть, героиня еще и поистратилась. Ее жалкий, потерянный и совсем еще детский вид подчеркнут уменьшительными суффиксами: пальтецо, ладошки. Героиня, видимо, подросток, школьница, которая играет во взрослую. Вот и пальто у нее «зябкое», то есть, не столько теплое, сколько модное, не по погоде. «Вся в слезах»: в лучших традициях романтических историй. «Губной помаде»: скорее всего, ярко-красная. Самое распространенное косметическое средство в дамской сумочке тех лет. «Перемазанное лицо» (экспрессивный эпитет): утирает слезы, уже не считаясь с тем, что кто-то увидит. «Пальцы – льдышки»: без перчаток. Лексический повтор: одной. «Улочке ледяной»: еще и метафора настроения героини, одинокой, обиженной. «Первый лед» (это еще и анафора) также становится метафорой отношений. «В первый раз»: поэт по опыту знает, что ситуация не раз повторится, со временем и реакция притупится, и сама героиня научится обижать. «Лед телефонных фраз»: старая истина, что словом можно убить. Горячие слезы стынут на холодных щеках наивной девочки. Лед от «людских обид» ранит сердце. Простая история, ставшая песней о разбитой любви. Автор старается говорить с молодежью на одном языке, вникать в ее чувства и беды. Аллитерация (звукопись): например, 5 и 6 строчки. Лексика разговорная, много нераспространенных предложений.
Произведение «Первый лед» Андрея Вознесенского появилось на страницах сборника «Парабола» в 1960 году.
Анализ стихотворения А. А. Вознесенского «Первый лед» 2 вариант
Стихотворение А. А. Вознесенского «Первый лед» — небольшая элегическая зарисовка из жизни обычной молодой девушки. Влюбленная девочка мерзнет в автомате. Через все произведение проходит тема холода. Ее подчеркивает ряд художественных деталей: «зябкое пальтецо», «пальцы — льдышки», «ледяная улочка», «мерзлый след на щеках» и, наконец, вынесенный в название и трижды повторенный в тексте стихотворения ключевой образ произведения — «первый лед». На протяжении развития сюжета этот образ переосмысливается. Сначала он воспринимается как обычное погодное явление. Но затем метафора «первый лед телефонных фраз» подсказывает, что в стихотворении важен не холод приближающейся зимы, а лед, просочившийся в душу лирической героини через ледяные нотки в голосе любимого, которые девушка услышала по телефону. Финальные строки стихотворения завершают созданный автором образ на логической ноте: «Мерзлый след на щеках блестит — Первый лед от людских обид».
Девочка только вступает во взрослую жизнь. Сережки и губная помада являются символами пробуждения в ней женского начала, потребности любить и быть любимой.
В стихотворении много назывных предложений, что придает сюжету определенную недосказанность, фрагментарность. Столкновение детской наивности с обманом больно ранит не только душу лирической героини, но и сердце автора, который, с одной стороны, сочувствует своей героине, а с другой — не может изменить сюжет и сделать ее счастливой, ибо тогда он погрешит против правды — суровой правды жизни.
Образ первого льда соотносится в стихотворении с темой горя и одиночества. Между строк в стихотворении видна авторская досада на то, что, столкнувшись с обидой, трогательное и наивное существо очерствеет душой. Эпитет «первый» постоянно напоминает о том, что таких любовных разочарований может быть много на жизненном пути.
Стихотворение заставляет вспомнить о ценности доверительных человеческих отношений, о том, что легко разрушить их, но порой невозможно восстановить.