Александр Пушкин ~ Ветер, ветер! Ты могуч… (+ Анализ)

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)
Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, по-праву рассматривающийся как создатель современного русского литературного языка. Ещё при жизни поэта именовали гением, а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ.
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)

Ветер, ветер! Ты могуч

«Ветер, ветер! Ты могуч…»
Александр Пушкин
* * *
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее». – «Постой, –
Отвечает ветер буйный, –
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ной глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста.

Дата создания: 1833 г.

Отрывок из «Сказки о мертвой царевне» Александра Пушкина
Читать сказку полностью⇓
Александр Пушкин ~ «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (+ Анализ)  

Анализ стихотворения Пушкина «Ветер, ветер! Ты могуч…»
1 вариант

Какие строки приходят в голову, когда мы слышим свист ветра и видим мчащиеся по небу облака? Конечно, это знакомое с детства «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч…». Некоторые даже учили это стихотворение в школе, чтобы с гордостью зачитать его вслух у доски. Но, строго говоря, произведение не является самостоятельным. Оно представляет собой отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ В начале жизни школу помню я… (+ Анализ)

Эту сказку поэт сочинил во время очередного пребывания в селе Болдино в 1833 году. В 1834 г. её опубликовал петербургский журнал «Библиотека для чтения». Действие сказки разворачивается в некотором царстве, где правит добрый царь со своей женой и прекрасной дочерью. Владыка страны недавно овдовел и снова женился. Но молодая мачеха имеет злой характер, и в приступе зависти к красоте падчерицы велит своей прислужнице увести девушку в лес и бросить на съедение диким животным. Чернавка жалеет царевну и отпускает её, и та, заблудившись в чаще, выходит к дому богатырей. Некоторое время героиня живёт у гостеприимных воинов, но мачеха снова строит козни. Она пробирается к дому и угощает царевну отравленным яблоком, отчего та засыпает вечным сном.

Тем временем на поиски возлюбленной собирается жених царевны, королевич Елисей. Фрагмент, начинающийся словами «Ветер, ветер!» – это диалог персонажа и стихии. Согласно сюжету, именно ветер знает, где искать царевну, и он охотно сообщает об этом Елисею.

Данный отрывок состоит из 20 строк, рифмующихся попарно (aabb). Стихи написаны четырёхстопным хореем. Поскольку речь идёт о каких-то стародавних временах, то и лексику поэт использует архаичную. В тексте можно заметить такие устаревшие слова, как «аль» (в значении «или», «разве»), «сине море».

По одному этому фрагменту можно оценить поэтический талант Александра Сергеевича. Автору удалось передать сказочную атмосферу с помощью эффектного приёма олицетворение. Такое привычное погодное явление, как ветер, обретает характер. Поэт наделяет его эпитетом «ветер буйный», показывая, как неуправляема эта стихия. Когда царевич обращается к ветру, мы видим анафору

Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море…

которая подчёркивает мощь персонажа. Но вместе с этим мы понимаем, что ветер не только сильный, но и внимательный. Он подробно описывает, где находится обитель царевны, используя живописные эпитеты, необходимые, чтобы королевич смог найти невесту – «речка тихоструйная», «высокая гора», «глубокая нора». Выражение «во тьме печальной» показывает, что ветру небезразлично горе Елисея.

Удивительно, как под пером гениального поэта даже поток воздуха обретает голос и душу, заставляя читателя проникаться настроением произведения и сопереживать его героям.

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Сказка о золотом петушке (+ Анализ)

Королевич Елисей и ветер

Анализ стихотворения «Ветер, ветер, ты могуч» Пушкина
2 вариант

Произведение «Ветер, ветер, ты могуч» Александра Сергеевича Пушкина – часть «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

Стихотворение написано примерно в 1833 году. Оно создавалось в так называемую вторую Болдинскую осень. К этому времени поэт счастливо женат, избран членом Российской академии, пишет и стихи, и прозу. По жанру, несомненно, сказка в лучших народных традициях, впрочем, писанная хореем с перекрестной рифмовкой. Отрывок относится к завершению сюжета. Это момент, когда королевич Елисей в последней надежде расспрашивает ветер, получает ответ, лишается надежды и в отчаянии бредет к «хрустальному гробу». В дальнейшем, как известно, дело принимает самый благоприятный для молодых оборот и заканчивается веселой свадьбой. Начинается повествование с того, что Елисей не унывает в своих пока еще тщетных розысках. Одушевленная природа продолжает указывать ему путь. К кому обратиться дальше, ему подсказывает «ясный месяц». Следует диалог с ветром. Парентеза (в данном случае, обращение) усилена лексическим повтором. Это подчеркивает умоляющий характер просьбы героя. Начинает он с восхваления ветра, но не льстивого, а вполне заслуженного. Действительно, он и гоняет стаи туч, и волнует море, и всюду веет. Впрочем, как того и следовало ждать, есть и предел его могуществу. Бога он боится. Так в сказку проникает христианское мироощущение. «Аль откажешь в ответе?»: после этого вопроса он задает свой главный «не видал ты царевны?» Он считает нужным добавить, что ищет не просто так, а по праву: я жених ее. Буйный собеседник сразу переходит к делу (в 13 строке целых две инверсии). Он подробно описывает дорогу, королевичу не понадобится ни карты, ни проводника. Идти нужно к горе за рекой, в пещере (норе) «во тьме печальной» качается гроб с невестой героя. Место пустое, людям неизвестное: не видать ничьих следов (двойное отрицание). Он даже описывает устройство гроба: на цепях между столбов. Движение его, безусловно, вызывает сам ветер, когда навещает таинственное убежище. После таких вестей «королевич зарыдал». Эпитет: тихоструйной. Фольклорное, с устаревшей формой прилагательного, словосочетание: сине море. Интонация оживленная, драматичная, лексика возвышенная и колоритная.

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ 19 октября 1825 (Роняет лес багряный свой убор…) (+ Анализ)

В основу «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» Александра Пушкина лег как сюжет русской сказки, услышанной поэтом в Михайловском, так и элементы историй братьев Гримм.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа