Александр Пушкин ~ Весна, весна, пора любви…(+ Анализ)

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)
Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, по-праву рассматривающийся как создатель современного русского литературного языка. Ещё при жизни поэта именовали гением, а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ.
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)

Александр Пушкин

«Весна, весна, пора любви…»
Александр Пушкин
* * *
Весна, весна, пора любви,
Как тяжко мне твое явленье,
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови…
Как чуждо сердцу наслажденье…
Все, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье.
~~~~~~~~~~~~
Отдайте мне метель и вьюгу
И зимний долгий мрак ночей.

Дата создания: апрель – июль 1827 г.

Отрывок из романа в стихах Александра Пушкина
«Евгений Онегин»   ГЛАВА СЕДЬМАЯ часть II

Весна, лебеди, все цветет

Анализ стихотворения Пушкина «Весна, весна, пора любви…»
1 вариант

Весна 1827 года застала Александра Пушкина в Санкт-Петербурге, куда поэт смог вернуться после южной ссылки и вынужденного заточения в родовом поместье Михайловское. За долгие 7 лет, проведенных в изгнании, Пушкин успел позабыть, как выглядят летние ночи, как пахнет молодая трава и насколько привлекательными могут быть грациозные юные барышни, отправляющиеся на прогулку под присмотром своих нянюшек.

Суетливый и праздный Санкт-Петербург обрушился на поэта, оглушил его и на время заставил забыть о собственных проблемах. Однако когда страсти улеглись, Пушкин очень отчетливо осознал, что он является незваным гостем на этом празднике жизни. Чувство одиночества усугубляется разлукой с любимой женщиной – графиней Елизаветой Воронцовой, супругой губернатора Новороссии, с которой поэт познакомился в Одессе. Она ответила ему взаимностью, однако об этом романе стало известно супругу графини. Который приложил массу усилий, чтобы в прямом смысле слова избавиться от конкурента. Так или иначе, но при непосредственном ходатайстве Воронцова Пушкин получил возможность оставить службу в Одессе и был фактически помещен под домашний арест в Михайловском. Однако долгожданное разрешение вернуться в Санкт-Петербург не принесло поэту особой радости и облегчения, так как мысленно он был в солнечной и пыльной Одессе, где оставил свое сердце.

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Сказка о царе Салтане (+ Анализ)

Поэтому в стихотворении «Весна, весна, пора любви…», созданном в 1827, автор признается, что ее явление для него весьма тяжело ведь былой радости, с которой поэт когда-то воспринимал преображение мира, нынче он не испытывает. Теперь Пушкин с горечью отмечает «томное волненье» в душе и в крови, связанное с тем, что он разлучен с любимой. Поэт понимает, что вряд ли судьбе будет угодно вновь устроить встречу с этой женщиной, ведь после бурного выяснения отношений с графом Вороновым путь в Одессу ему заказан. Тем не менее, надежда, питаемая любовью, все еще жива, и именно она заставляет Пушкина испытывать смесь радости и горечи. Он признается, что в тот момент, когда весна вступает в свои права, даря тепло и ласку первых солнечных лучей, его сердцу чуждо наслажденье. «Все, что ликует и блестит, наводит скуку и томленье», – отмечает автор. Его настроению сейчас созвучна холодная и лютая зима, в снежной вьюге которой замерзают все чувства и исчезают желания. «Отдайте мне метель и вьюгу и зимний долгий мрак ночей», – просит поэт.

Весна красавица

Анализ стихотворения «Весна, весна, пора любви» Пушкина
2 вариант

Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Весна, весна, пора любви» стало частью седьмой главы «Евгения Онегина».

Стихотворение написано в 1827 году. Автору его в этот момент 28 лет, он получил разрешение вернуться в столицу после ссылки в Михайловское, впрочем, уже успел стать фигурантом нового дела по собственным стихам. Однако на этот раз разбирательство завершилось снятием всех обвинений с поэта. Роман в стихах, между тем, подходит к завершению, написана предпоследняя глава. Уже автор развел героев, уже и выстрел прозвучал. Татьяна Ларина начинает прозревать истинный характер человека, в которого влюбилась. Семейство Лариных в Москве, впереди сватовство «важного генерала». По жанру – элегическая зарисовка, по размеру – все та же онегинская строфа (ямб с прихотливой рифмовкой). Однако эти девять строк в окончательной редакции были существенно дополнены, а местами переработаны. Скажем, меланхоличные многоточия были заменены на горестные, но все же восклицания. В конечном счете, поэт придал строфе стремительность, полет. Лирическое отступление выдает чувства автора. В самом тексте романа фрагмент начинается почти с оксюморона: как грустно, весна. В черновом наброске стоит слово «тяжко». Лексический повтор украшает апострофу (обращение к отвлеченному понятию, в данном случае – к времени года). Эпитет и перифраз «пора любви» давно стали общим местом в мировой поэзии. Дважды А. Пушкин повторяет местоимение «моей», подчеркивая собственный душевный разлад. Не в силах радоваться, он не смеет отрицать волнение в душе и крови. В окончательном варианте романа далее следуют 4 строки о весеннем воздухе и сельской тишине. Здесь же он продолжает высказывать безысходность своего положения, препарировать чувства: как чуждо, наводит скуку и томленье. Сам блеск проснувшейся природы нестерпимо режет ему глаза. В заключительном двустишии лирический герой не просто просит, а требует в повелительном наклонении: отдайте. Оказывается, в данную минуту ему привычней «метель и вьюга», они больше отвечают его мрачному настроению. К финалу стихотворение словно замедляется, замирает. Эпитеты «зимний, долгий мрак» завершают безрадостную картину. Ночь становится спутницей разочарованного в любви и жизни лирического героя. Нужно сказать, что в «Евгении Онегине» этот отрывок заканчивается признанием, что душа героя давно мертва.

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Вакхическая песня (+ Анализ)

Среди авторских отступлений романа в стихах «Евгений Онегин» Александра Пушкина есть и строки, построенные на контрасте ликующей природы и тяжелых раздумий человека.

Картина А.Саврасова"Ранняя весна"Картина А.Саврасова»Ранняя весна»

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа