Александр Пушкин ~ В начале жизни школу помню я… (+ Анализ)

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)
Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, по-праву рассматривающийся как создатель современного русского литературного языка. Ещё при жизни поэта именовали гением, а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ.
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)

молодой Пушкин и лицей

«В начале жизни школу помню я…»
Александр Пушкин
* * *
В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.

Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.

Толпою нашею окружена,
Приятным, сладким голосом, бывало,
С младенцами беседует она.

Ее чела я помню покрывало
И очи светлые, как небеса.
Но я вникал в ее беседы мало.

Меня смущала строгая краса
Ее чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса.

Дичась ее советов и укоров,
Я про себя превратно толковал
Понятный смысл правдивых разговоров,

И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада,
Под свод искусственный порфирных скал.

Там нежила меня теней прохлада;
Я предавал мечтам свой юный ум,
И праздномыслить было мне отрада.

Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.

Всё – мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры –

Все наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слезы вдохновенья,
При виде их, рождались на глазах.

Другие два чудесные творенья
Влекли меня волшебною красой:
То были двух бесов изображенья.

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Поэт и толпа (+ Анализ)

Один (Дельфийский идол) лик младой –
Был гневен, полон гордости ужасной,
И весь дышал он силой неземной.

Другой женообразный, сладострастный,
Сомнительный и лживый идеал –
Волшебный демон – лживый, но прекрасный.

Пред ними сам себя я забывал;
В груди младое сердце билось – холод
Бежал по мне и кудри подымал.

Безвестных наслаждений ранний голод
Меня терзал – уныние и лень
Меня сковали – тщетно был я молод.

Средь отроков я молча целый день
Бродил угрюмый – всё кумиры сада
На душу мне свою бросали тень.

<Октябрь 1830>

Александр Сергеевич Пушкин в лицее

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «В начале жизни…»
1 вариант

Стихотворение написано в 1830 году в знаменитый болдинский период, когда Пушкин вынужденно находился в имении, пережидая бушевавшую в Москве эпидемию холеры. Произведение считается подражанием «Божественной комедии» Данте, гениальным усвоением его стиля и, безусловно, носит автобиографический характер, отражая становление личности поэта.

Оно содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию«детей беспечных», «помню я», «свод искусственный», обусловленную необходимостью рифмовки;
  • архаизмы«чело», «уста», «отроки» – и словесные формы с усечениями – «глава», «младой» – как приметы времени;
  • лексику высокого стиля«словеса», «небеса», «лик», «кудри»;
  • метафоры – «покрывало чела», «полные святыни словеса», «печать дум», «бросали тень на душу»;
  • сравнение«светлые, как небеса», отсылка к высоким смыслам;
  • эпитеты «строгая краса», «великолепный мрак», «сладкий страх», «волшебная краса», «неземная сила», «лживый идеал»;
  • ряды однородных членов предложения – «чела, уст, взоров», «циркули (символы науки), лиры (символы творчества), мечи (символы войны) и свитки», «женообразный, сладострастный, сомнительный, лживый» – отражающие многообразие окружающего мира;
  • олицетворения«прохлада нежила», «юный ум», «недвижные думы», «слезы рождались», «холод бежал, поднимал», «голод терзал», «уныние и лень сковали» – придающие изложению живость и полнокровность;
  • синекдоху – «на главах лавры (то есть лавровые венки – символы славы, успеха), «на плечах порфиры (одежда пурпурного цвета – символ монаршей власти)»;
  • перифраз «величавая жена» – подразумевается христианское вероучение, образ строгой женщины противопоставлен вольным образам античного искусства и самой природе как стихии буйного творчества бытия.
Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Евгений Онегин. Глава третья

Кумир – статуя, как правило, изваяние языческого божества, предмет поклонения и подражания. Дельфийский идол ассоциируется учеными со статуей Аполлона, женообразный идол – с Афродитой. Два идола в чужом саду – это два основных жизненных мотива: гордость и сладострастие в самом его широком понимании. Лирический герой – мальчик – словно попадает в очарованный сад, где ему нужно выбрать нужную тропинку.

Произведение поднимает важные культурно-философские проблемы и приглашает читателя поразмыслить о духовном восхождении, особенно трудном в отроческую пору, о юношеских исканиях, о толковании свободы истинной и мнимой, актуальном в любом возрасте, о столкновении идей язычества и христианства как больших исторических явлений.

Анализ стихотворения «В начале жизни школу помню я» Пушкина
2 вариант

Произведение «В начале жизни школу помню я» – переосмысление юношеского опыта жизни, взгляд на себя со стороны.

Стихотворение создано в 1830 году. По жанру – лирическое воспоминание, по размеру – пятистопный ямб. Строфы – итальянские терцины. Тема: благодарная память о школе (Лицее), семье друзей, прошлом. Идея: влияние впечатлений детства, юности на взрослую жизнь. Лирический герой – сам автор. Настроение стиха ностальгическое и грустное. В эту пору поэту было от чего грустить: поначалу семья любимой Н. Гончаровой отвергла его сватовство, угнетал запрет на путешествие по другим странам. Кроме того, перед свадьбой ему хотелось оглянуться на свою жизнь.

Автор описывает школу и резвых, беззаботных детей в ней. В «жене» можно узнать императрицу Елизавету Алексеевну, и вот почему. Она была попечительницей заведения. «Очи светлые, как небеса»: ее глаза были голубого цвета. «Приятным, сладким голосом»: о чарующем голосе императрицы писала ее фрейлина Мадатова. Пушкину (и не только ему) она казалась «смиренной», но «величавой». Она учила ребят добру, скромности, прилежанию, но юный поэт больше любовался ее красотой, чем слушал. Свободный по натуре, бунтарь, он не хотел жить по правилам.

Зато природа, красота царскосельского парка с античными статуями говорили ему совсем о другом: о чувствах, борьбе, славе. Один «бес» (может быть, Аполлон) поражал подростка гордостью, властностью, силой. Другой, «лживый, но прекрасный» (то ли Венера, то ли прорицательница Сивилла) – будил в нем страсть, любовь. И юный отрок Пушкин заскучал в школе. Душой он был не ребенок, а приходилось быть всего лишь учеником. Спустя годы он честно пишет о себе. «Тщетно я был молод». Теперь, имея опыт, он понял, что мечты редко совпадают с реальностью.

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ «Евгений Онегин» главные герои

Эпитеты: волшебный демон, светлых вод, великолепный мрак. Сравнение: как небеса. Метафоры: полные святыни словеса, слезы вдохновенья. Олицетворение: лик дышал. Литота: с младенцами. Много инверсий (начиная с первой строки). Лексика возвышенная, нейтральная, устаревшая (чела, порфиры, праздномыслить, младое, словеса).

Впервые стихотворение «В начале жизни школу помню я» было опубликовано стараниями Жуковского, уже после смерти Пушкина.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа