Александр Пушкин ~ Песнь о вещем Олеге (Баллада) (+ Анализ, Исторические события)

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)
Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, по-праву рассматривающийся как создатель современного русского литературного языка. Ещё при жизни поэта именовали гением, а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ.
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)

Песнь о Вещем Олеге

«Песнь о вещем Олеге»
Александр Пушкин

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава – отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся – однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся – да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня,

Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана…
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они…

«А где мой товарищ? – промолвил Олег, –
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? все так же ль легок его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ «Евгений Онегин» главные герои

Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят – на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

Дата создания: 1 марта 1822 г.

Жанр стихотворения: историческая баллада.

Дорогие Друзья! Посмотрите, что у нас есть еще:
для самых рациональных — Подробное Краткое содержание «Песнь о вещем Олеге»
для самых нетерпеливыхОчень краткое содержание «Песнь о вещем Олеге»
для самых крутых — Читать   «Песнь о вещем Олеге»  полностью

Песнь о вещем Олеге

Анализ стихотворения Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
1 вариант

На создание стихотворения «Песнь о вещем Олеге» Александра Сергеевича Пушкина вдохновила «История государства Российского» Н. М. Карамзина, а точнее, летописный рассказ, процитированный историком в пятой главе первого тома этого монументального труда. В указанном фрагменте речь идёт о судьбе новгородского и киевского князя Олега. Жизнь этого деятеля была весьма интересной – князь совершал успешные походы на крупные города, побеждал во многих битвах. Не менее удивительной, по мнению историка, была его смерть: князь погиб от укуса ядовитой змеи, затаившейся в черепе любимого коня. Именно эту легенду поэт взял за основу своего стихотворения, художественно переработал её сюжет и расцветил его выразительными деталями.

Композиция стихотворения проста и элегантна. На протяжении семнадцати строф последовательно раскрывается история жизни и смерти князя. Каждая строфа состоит из шести строк, первые четыре из них рифмуются перекрёстно, две последние – парно. Стихотворный размер – амфибрахий.

Автор выступает в стихотворении как рассказчик. Поскольку речь идёт о давно прошедшем времени, то и лексику поэт выбрал архаичную. Мы можем встретить в тексте такие устаревшие выражения, как «молвил», «смертию», «змия», «главою», «отроки-други», «чело и взор омрачилися думой».

Пушкин не был бы гениальным стихотворцем, если бы не использовал в своих произведениях эффектные эпитеты, которые придают освещаемым событиям и персонажам яркость и живость. Каждый герой обретает реалистичность благодаря уникальным описаниям. Обратим внимание на фигуру Олега. Мы видим в нём храбреца, который пренебрегает самой смертью. Этот герой бесстрашно обращается к волхву:

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Унылая пора! Очей очарованье! (Отрывок из «Осень») (+ Анализ)

И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?

Для изображения своего персонажа Пушкин не скупится на эпитеты: «могучий Олег», «вещий Олег», показывая, что этот герой мудр и силён. Кроме того, он благороден. Князь всей душой привязан к своему коню и очень печалится, когда ему приходится оставить друга. Для лошади поэт тоже применяет выразительные эпитеты: «верный слуга», «конь ретивый». Даже змея, которая приносит смерть князю, изображена с помощью живописного сравнения – «как чёрная лента, вкруг ног обвилась».

Драматизм произведения усиливается за счёт таких художественных приёмов как эпифора. Поэт дважды завершает строфы в середине и финале стихотворения словами

… поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

Также можно встретить анафоры («То смирный стоит…, То мчится…»). Не редки градации, нагнетающие напряжение («и пращ, и стрела, и лукавый кинжал…»).

Таким образом, стихотворение «Песнь о вещем Олеге» становится прекрасным примером того, как история даёт поэзии яркие сюжеты, а та придаёт им красочности и эффектности.

Песнь о вещем Олеге

Анализ стихотворения «Песнь о Вещем Олеге» Александра Пушкина
2 вариант

Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» было создано Пушкиным в 1822 г., когда он находился в Кишиневе (южная ссылка). Источником вдохновения для поэта стало летописное свидетельство о смерти древнерусского князя Олега. Косвенными источниками стали народные сказания и легенды. Олег был очень популярен в Древней Руси. Главными положительными чертами, которыми характеризовали великих людей в то время, считались храбрость и отвага. За Олегом же в народе закрепилось прозвище Вещий, что означало уважение к его умственным способностям.

Произведение написано в жанре баллады. Пушкин придал ему характер летописного повествования. «Песнь…» излагается очень красивым музыкальным языком с обилием эпитетов и образных выражений. Перечисляются победоносные походы князя, его мужество во время сражений.

Все красочные описания служат фоном для главной темы произведения – неотвратимости рока в судьбе человека. Прославленный князь встречает волхва, которому известна воля богов. Древнерусские волхвы, даже после принятия христианства, долгое время пользовались огромным авторитетом. Им приписывалось возможность видеть будущее. Даже Олег, прозванный Вещим, с уважением обращается к старцу и просит его раскрыть тайну своей судьбы.

В образе волхва Пушкин символически изображает поэта-творца, который неподвластен времени и земной власти. Возможно, это намек на собственную ссылку, которая не способна повлиять на убеждения поэта. Гордый старец отвергает награду Олега за предсказание и раскрывает суровую правду о том, что князь примет смерть от своего коня.

Олег с горечью прощается с боевым товарищем. Через долгие годы, покрытые победами и славой, князь узнает о смерти своего коня. Он проклинает «лживого старика», но умирает от змеи, выползшей из конского черепа. Только перед смертью к нему приходит осознание истинности предсказания.

Смерть Олега можно расценить двояко. Это и исполнение предсказания, и месть волхва за поругание собственного имени. Пушкин вновь ставит на место всех правителей и начальников, которые считают себя всесильными. Он напоминает, что никто не властен над своей судьбой. Умение увидеть, распознать миллионы случайностей и попытаться спрогнозировать будущее – удел творческих людей. К ним нельзя относиться с пренебрежением, так как в руках волхвов, поэтов, пророков ключ к грядущему.

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ «Медный всадник» краткое содержание

«Песнь о вещем Олеге» при всех своих художественных достоинствах — одна из первых попыток Пушкина философского осмысления места поэта в жизни общества.

Песнь о вещем Олеге

Исторические события (Песнь о Вещем Олеге)

Исторические события («Песнь о Вещем Олеге» А. С. Пушкина) отразились в проблематике произведения, а также в выборе центрального персонажа. Реальное историческое лицо и народные представления в эпоху его правления составляют историческую основу произведения.

Главный герой

В основу сюжета произведения А. С. Пушкина легла история о Вещем Олеге. Князь Олег был реальным историческим деятелем. Начинается «Песнь» с описания похода князя Олега на хазар, что тоже было исторически достоверно. А. С. Пушкин хотел рассказать о человеке, который многое сделал для Руси. Военные походы князя Олега отражены в «Песне о Вещем Олеге». Историческое лицо прославляется А. С. Пушкиным, прославляются его подвиги и желание сохранить и увеличить территорию Древней Руси. При описании действий князя Олега описываются и предметы орудия, которыми пользовалась дружина. Здесь также проявляется историческое осмысление.

Так, историческая основа «Песни о Вещем Олеге» заключена в выборе главного героя произведения. Описание князя и его подвигов становится признаком достоверности.

То, что А. С. Пушкин указывает на то, что князь Олег имел прозвище Вещий, вновь подчеркивает историческую достоверность. До сих пор существуют споры по поводу того, почему князь Олег получил такое прозвище, но то, что оно существовало в реальности, подчеркивается всеми исследователями.

Литературная основа

Легенда о князе Олеге помещена в «Повесть временных лет». Именно там рассказывается о том, что князь Олег встретит свою смерть от собственного коня. Когда Вещий Олег приходит на могилу к своему коню, из черепа выползает змея, и от ее укуса князь умирает. По поводу действительности данного события до сих пор ведутся споры.

Народные суеверия

А. С. Пушкин отразил историческое прошлое не только при описании военного быта, но и при описании народной жизни. Легенда о смерти князя Олега является примером народных суеверий. Люди верили в колдовство и предсказания. Поэтому то, что в «Песне» князю Олегу волхв предсказывает судьбу, говорит об исторических фактах. А. С. Пушкин поднимает тему рока, в который так верили люди той эпохи. В «Песне» появляется и образ змеи, который в народе считался символом смерти.

Примечания

¹ ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ. Напечатано в «Северных цветах» на 1825 год. Сюжетом послужил летописный рассказ из так называемой Львовской летописи.

Из ранних редакций

К стиху «Твой щит на вратах Цареграда» в рукописи примечание:

Но не с гербом России, как некто сказал, во-первых потому, что во время Олега Россия
не имела еще герба. Наш Двуглавый орел есть герб Римской империи и знаменует
разделение ее на Западную и Восточную. У нас же он ничего не значит.
«…некто сказал» — Рылеев в думе «Олег Вещий», где есть стих: «Прибил свой щит с гербом России».

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа