Александр Пушкин ~ Кинжал («Лемносский бог тебя сковал…») (+ Анализ)

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)
Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, по-праву рассматривающийся как создатель современного русского литературного языка. Ещё при жизни поэта именовали гением, а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ.
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)

Александр Сергеевич Пушкин

«КИНЖАЛ»
Александр Пушкин

Лемносский бог тебя сковал
Для рук бессмертной Немезиды,
Свободы тайный страж, карающий кинжал,
Последний судия Позора и Обиды.

Где Зевса гром молчит, где дремлет меч Закона,
Свершитель ты проклятий и надежд,
Ты кроешься под сенью трона,
Под блеском праздничных одежд.

Как адский луч, как молния богов,
Немое лезвие злодею в очи блещет,
И, озираясь, он трепещет
Среди своих пиров.

Везде его найдет удар нежданный твой:
На суше, на морях, во храме, под шатрами,
За потаенными замками,
На ложе сна, в семье родной.

Шумит под Кесарем заветный Рубикон,
Державный Рим упал, главой поник Закон;
Но Брут восстал вольнолюбивый:
Ты Кесаря сразил — и, мертв, объемлет он
Помпея мрамор горделивый.

Исчадье мятежей подъемлет злобный крик:
Презренный, мрачный и кровавый,
Над трупом Вольности безглавой
Палач уродливый возник.

Апостол гибели, усталому Аиду
Перстом он жертвы назначал,
Но вышний суд ему послал
Тебя и деву Эвмениду.

О юный праведник, избранник роковой,
О Занд, твой век угас на плахе;
Но добродетели святой
Остался глас в казненном прахе.

В твоей Германии ты вечной тенью стал,
Грозя бедой преступной силе —
И на торжественной могиле
Горит без надписи кинжал.

Год написания: <Март 1821>

Примечания

  1. КИНЖАЛ. При жизни Пушкина стихотворение получило распространение в списках, и его французский перевод появился в книге Ансело «Шесть месяцев в России» (Париж, 1827).
  2. Кесарь — Юлий Цезарь. В 48 г. до н.э. Цезарь, находившийся в Галлии, переправил свои войска через р. Рубикон, являвшуюся границей, и начал гражданскую войну против Помпея, кончившуюся полной победой Цезаря.
  3. Апостол гибели — Марат,
  4. дева Эвменида — Шарлотта Корде.
  5. Занд — немецкий студент, убивший в 1819 г. реакционного писателя Коцебу. Это убийство рассматривалось как акт революционного патриотизма. Занд был казнен.

Читать стих «Кинжал» Пушкина Александра Сергеевича первый раз сложно. Только после нескольких прочтений можно понять его смысл. Противопоставлений довольно много, все они имеют историческую основу. Так в стихотворении есть упоминание об убийстве Цезаря Брутом, Аид и Эвменида – это Марат, павший от руки Шарлотты Корде, студент по имени Занд, который убил писателя Коцебу.
Пушкин показал высший класс по двоякости исторической основы. Настроение произведение очень боевое, как если бы поэт яро что-то доказывал или опровергал. Из-за такого ощущения многие современники неправильно интерпретируют смысл текста стихотворения Пушкина «Кинжал», полагая, что речь идет об антиправительственной теме. Однако в своих письмах автор не раз указывает, что обещал не писать подобную литературу и обещание свое полностью держит.
Александр Сергеевич был в этот период в ссылке. Ему это послужило уроком. Писать произведение, которое могут вычислить, значило бы действовать себе во вред. Поэт это понимал. Каждое из убийств, представленных в стихотворении, может быть оправдано благими целями. Автор вступает против крайностей в политическом вопросе. Поэт учит нас, что любом событии виноватыми могут быть обе стороны.

Комментарий Т. Г. Цявловской

Одно из самых сильных революционных стихотворений Пушкина, особенно широко распространившееся в армии. В 1827 г. проникло в печать в прозаическом переводе на французский язык, без указания имени Пушкина, — в записках французского писателя Ансло «Шесть месяцев в России» (вышло два издания: в Париже и Брюсселе).

Ещё по теме:  Дуэль Александра Пушкина с Жоржем Шарлем Дантесом на Чёрной речке

Лемносский бог — Гефест, бог кузнец; Немезида — богиня возмездия (греч. мифология). Кесарь — Юлий Цезарь; в 49 г. он перешел с войском через реку Рубикон, границу Италии и покоренной Риму Галлии, начав этим гражданскую войну; после победы он был объявлен пожизненно диктатором. В результата республиканского заговора, к которому примкнул и друг Цезаря Брут, Цезарь был убит.

И мертв объемлет он // Помпея мрамор горделивый. — Цезарь был заколот в зале заседаний Сената и упал к подножию статуи Помпея Великого.

Вольности безглавой // Палач уродливый — Марат (1743—1793), вождь якобинцев — революционно-демократической партии эпохи французской революции; он установил систему революционного террора. Пушкин, как и многие декабристы, отрицательно относился к якобинскому периоду французской революции, считая его гибельным для завоеваний революции.

Эвменидой (богиней-мстительницей) Пушкин назвал Шарлотту Кордэ, убившую Марата. Она была гильотинирована за это якобинцами (жертва Аида). <Под жертвами Аида Пушкин разумеет, конечно, не Шарлотту Кордэ, а жертв якобинского террора. — И.П.>

Торжественная могила. — Могила казненного Занда (см. о нем прим. к эпиграмме «На Стурдзу», стр. 571) стала местом паломничества радикально настроенной молодежи.

Без надписи кинжал. — У немецких студентов-террористов, современников Занда, был обычай, восходивший по традиции к средневековому тайному суду в Германии, — прикреплять к кинжалу надпись с именем обреченного на казнь. Кинжал без надписи — оружие против любого тирана, имени которого нет необходимости обозначать.

Кинжал

Анализ стихотворения Пушкина «Кинжал»

Стихотворение «Кинжал», едва ли не самое острое политическое произведение поэта, написано А. С. Пушкиным в 1821 году во время южной ссылки и отражает революционные настроения того времени – естественно, оно не могло быть напечатано. На такие стихи существовал запрос, и поэт стал выразителем общественных идей, носивших антиправительственный характер. Стихотворение пользовалось особой популярностью у радикально настроенной молодежи, в том числе у кишиневских декабристов, с которыми поэт сблизился в ту пору. Более того, с произведением специально знакомили тех, кто готовился к цареубийству.

В рамках произведения поэт вспоминает череду громких политических убийств прошлого. Но без понимания исторического контекста невозможно уяснить смысл этого поэтического послания. Как и большинство деятелей культуры эпохи Просвещения, поэта увлекала мрачная и кровавая героика древнегреческой и древнеримской мифологии и историографии.

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Сказка о попе и о работнике его Балде (+ Анализ)

Под лемносским богом имеется виду бог кузнечного дела Вулкан. Кесарь – это захвативший верховную власть в Риме Юлий Цезарь, который сделал свой знаменитый выбор – произвел вторжение: перешел реку Рубикон, отделявшую Италию от Галлии. Он был убит кинжалом прямо в Сенате своим же доверенным лицом, собственным пасынком Брутом, у подножия статуи Помпея Великого, побежденного Юлием незадолго до описываемых событий.

Апостолом гибели Пушкин называет Жана-Поля Марата, одного из вождей французской революции, потрясшей страну в конце XVIII века. Он был также заколот кинжалом жирондисткой Шарлоттой Корде, которую поэт ассоциирует с девой Эвменидой – богиней мщения. Поэт восторженно принимал начальный этап французской революции, но отрицательно относился к террору, якобинской диктатуре. Это частично объясняет идеализацию им Шарлотты и оценку Марата.

От кинжала было суждено погибнуть и Августу Коцебу, немецкому писателю и драматургу, заподозренному в симпатиях к русскому двору. Удивительно, но убийство совершил некто Занд, студент, молодой человек крайних либеральных убеждений, который позднее был казнен и пополнил ряды романтических мучеников за идею. Именно его «торжественную могилу» передовая немецкая молодежь того времени избрала местом паломничества. Оборот «без надписи» – указание на то, что кинжал не «именной» по древнегерманскому обычаю, и может быть использован против любого тирана.

Произведение является одой неодушевленному предмету и безусловной угрозой, предупреждением о неотвратимости наказания, которое может настигнуть любого. К сожалению, приходится признать, что поэт оправдывает и даже восхваляет политические убийства. Он награждает Брута эпитетом «вольнолюбивый», позиционирует Занда как праведника, носителя «добродетели святой», а Корде – как вершительницу вышнего (высшего) суда. Не будем забывать, что стихотворение написано двадцатидвухлетним молодым человеком, жертвой гонений, светским франтом и пылким забиякой, удаленным в глубокую провинцию, где он откровенно скучал.

Среди средств художественной выразительности, которые использует поэт, нагнетая напряжение, следующие. Эпитеты – «тайный страж», «адский луч», «немое лезвие», «мрамор горделивый», «презренный, мрачный и кровавый палач уродливый». Олицетворения – «гром молчит», «дремлет меч». Метонимия – «судия позора и обиды», «апостол гибели», «сковал для рук». Инверсия – «свершитель ты проклятий и надежд», «свободы тайный страж».

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Песнь о вещем Олеге (Баллада) (+ Анализ, Исторические события)

Неоднородная рифмовка и разностопный, рваный ямб отражают волнение автора, пишущего на злободневную тему.

кинжал

Краткий анализ стихотворения «Кинжал» Пушкина

Стихотворение «Кинжал» (1821 г.) было написано Пушкиным во время Южной ссылки. Вольнолюбивый поэт даже в изгнании, находясь под постоянным наблюдением, продолжает воспевать идеалы справедливости и проклинать тиранию. Причем если раньше высшим судьей для Пушкина был Закон, то теперь он призывает к активным действиям в условиях, когда «дремлет меч Закона». Разумеется, в стихотворении просматривался прямой вызов русской монархии.

Пушкин утверждает права «последнего судьи Позора и Обиды» — кинжала. Когда все законные средства борьбы против деспотизма исчерпаны, остается единственный выход — тираноубийство. Это самый решительный и беспощадный способ, не оставляющий всесильному деспоту никакой надежды на спасение. «Карающий кинжал» может до поры до времени таиться в непосредственной близости от тирана, поджидая подходящего момента. Решающий удар с неумолимостью будет нанесен «на суше, на морях, во храме…».

Особое внимание Пушкин уделяет тому отважному человеку, который найдет в себе мужество осуществить народную месть и покарать ненавистного тирана. Такое убийство не может считаться преступлением, так как герой выполняет свой гражданский долг. Во второй части стихотворения Пушкин перечисляет людей, которые, по его мнению, вошли в историю в качестве величайших тираноубийц.

Первым в этом ряду стоит Брут, принявший участие в убийстве республиканцами пожизненного диктатора Цезаря. Его смерть была символической: умирающий Цезарь упал к подножию статуи Помпея, победа над которым в гражданской войне и сделала Цезаря всесильным диктатором.

Пушкин отдает дань уважения «деве Эвмениде». Имеется в виду Шарлотта Корде, убившая вождя якобинцев Марата. В этом нет никакого противоречия. Пушкин признавал значение Великой французской революции. Но завоевания революции не должны были выходить за рамки Закона. Якобинский террор, по мнению поэта, стал новой формой тирании, извращением идеалов свободы и господством гильотины. Поэтому Шарлотта действовала не против революции, а против ее предателя — «апостола гибели».

Третьим великим защитником свободы Пушкин считает К.-Л. Занда — члена студенческой организации, убившего в 1819 г. реакционного писателя А. Коцебу (агента Священного союза). «Торжественная могила» Занда стала местом паломничества немецкой молодежи.

Таким образом, в «Кинжале» Пушкин выступает горячим сторонником активных действий против тирании. Свободу может защитить одна героическая личность. В это время в Европе развернулось широкое освободительное движение. Революционно настроенная часть русского общества (в том числе Пушкин) связывала с ним большие надежды применительно к России.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа