Александр Пушкин ~ Гонимы вешними лучами… (фрагмент романа «Евгений Онегин») (+ Анализ)

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)
Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, по-праву рассматривающийся как создатель современного русского литературного языка. Ещё при жизни поэта именовали гением, а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ.
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)

Гонимы вешними лучами

Гонимы вешними лучами…
Александр Пушкин

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.

Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

Год написания: 1827—1828 гг.

Отрывок из поэмы Пушкина «Евгений Онегин» 

Гонимы вешними лучамиГонимы вешними лучами Художник А.К. Саврасов

Анализ стихотворения Пушкина «Гонимы вешними лучами…»  
1 вариант

Законченный характер строфы, открывающей седьмую главу «Евгения Онегина», позволяет рассматривать ее как самостоятельное произведение. Точная дата создания отрывка осталась неизвестной. Ее относят к 1827—1828 гг., периоду работы поэта над главой.

Пейзажная зарисовка исполнена динамизма: внимательный повествователь фиксирует этапы весенней трансформации. Фрагмент открывает картина таяния снегов, которые под воздействием солнечного тепла становятся потоками мутной воды. Их быстрое течение передается при помощи глагола «сбежать» и страдательного причастия «гонимы». Указанные лексические средства выполняют еще одну важную роль. Они служат средством, олицетворяющим природные образы ручьев и лучей.

Персонификации подвергается и образ природы, которая наделяется способностью испытывать эмоции. Добрую, спокойную полусонную улыбку вызывают первые перемены весны, метафорически отождествленной с утром.

Ещё по теме:  «Папа́, зачем вы убили Пушкина?» Как сама жизнь отомстила Дантесу за убийство великого русского Поэта

Содержание центральной части строфы включает в себя цветовые доминанты. Блестящий синий оттенок характеризует картину безоблачного неба, а нежный зеленый — молодую лесную листву, которая сравнивается с легким и нежным пухом.

Чувствуя набирающее силу тепло, появляются деловитые насекомые. Моделируя структуру образа пчелы, автор обращается к скрытой метафоре. Поэт избегает прямого наименования места, где гнездится пчелиная семья. Улей уподобляется монашеской келье. На значение тропа намекает эпитет «восковая». Нектар и пыльца также получают обобщающую иносказательную характеристику «дани полевой».

Картина весеннего половодья, представленная в зачине, противопоставляется изображению полей, расположенному в финальной части. Земля постепенно просыхает, покрываясь разноцветными цветами. Для создания лаконичного и емкого описания вновь привлекаются глагольные средства. Однородные сказуемые «сохнуть» и «пестреть» передают очередную фазу сложного процесса весеннего обновления.

Галерея пейзажных зарисовок завершается звуковыми образами. Наблюдатель слышит шум, который производит домашний скот, вышедший на пастбище после зимовки. Первые трели соловья нарушают ночное безмолвие.

Комплекс конкретных природных примет, которыми изобилует фрагмент, позволяет воссоздать временной промежуток, обозреваемый повествователем. Его ранние наблюдения датируются концом марта-началом апреля, заключительные — первыми неделями мая.

Ранняя весна, половодье, весна в лесу, сосна

Анализ стихотворения «Гонимы вешними лучами» Пушкина   
2 вариант

Отрывки из романа в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина по праву занимают почетное место в хрестоматиях для детей. Примером такой лирики служит стихотворение «Гонимы вешними лучами».

Работа над 7 главой шла до 1828 года. Его автору исполнилось 29 лет, он увлеченно пишет «Евгения Онегина», а в декабре с первого взгляда влюбился в Н. Гончарову, которая и стала впоследствии его женой. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой: перекрестной, смежной и охватной. Только одна рифма – закрытая. Лирический герой – сам автор, с наслаждением созерцающий весну, обновляющей природу и чувства человека. Наступление весны победное: гонимы вешними лучами. Вода царит кругом: потопленные луга, мутные ручьи. Интонация радостная, поэт словно сам просыпается после долгой спячки, жмурится на первое солнышко. Устаревшие слова, требующие пояснения: дань – плата от побежденного победителю, келья – монастырская комната, безмолвие – тишина.

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Сказка о попе и о работнике его Балде ~ краткое содержание для читательского дневника

Интонация повествовательная, поэт любуется и перечисляет все, что видит в открывшейся ему картине смены времен года. Метафоры и олицетворения переполняют это короткое стихотворение: гонимы лучами, снега сбежали, улыбкой сквозь сон встречает, летит из кельи, утро года. Эпитеты просты и реалистичны: мутными, прозрачные, синея блещут. Цепочка основных образов: горы, улыбка, небеса, леса, ручьи, соловей. Звукопись этого произведения: жужжанье пчелы, шум вод и стад, пенье соловья. Флора и фауна: луга, леса, пчела, стада крупного рогатого скота, соловей. Первая зелень сравнивается с пухом. Долины также еще просыхают и едва начинают пестреть травами и цветами. Ночи безмолвные, все в волшебстве «утра года» (аллегория весны). Надо отметить, что в дальнейшем развитии главы поэт несколько печально отзывается о себе, наблюдающем это преображение. Он чувствует себя немного чужим на этом празднике жизни, уставшим, отвергнутым. В период публикации этого отрывка сам поэт добивается согласия родителей Н. Гончаровой, считавших его незавидной партией для дочери, на брак его избранницы с ним.

Седьмая глава «Евгения Онегина» Александра Пушкина, изданная в 1830 году, была недружелюбно принята частью литературных критиков. Время расставило все по своим местам, а первые 14 строк из ее начала стали считаться вполне самостоятельной пейзажной зарисовкой.

 Художник А.К. Саврасов Художник А.К. Саврасов

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа