- Александр Пушкин ~ «Станционный смотритель» (+ Анализ) - 24.01.2025
- Александр Пушкин ~ «Барышня-крестьянка» - 24.01.2025
- Александр Пушкин ~ Повесть «Пиковая дама» (+Анализ) - 15.01.2025
«Ещё дуют холодные ветры…»
Александр Пушкин
* * *
Ещё дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки;
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
Дата создания: 1828 г.
Примечания
ЕЩЕ ДУЮТ ХОЛОДНЫЕ ВЕТРЫ. При жизни Пушкина не печаталось. Черновой необработанный набросок.
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Еще дуют холодные ветры»
1 вариант
Стихотворение написано в 1828 году. Это милое и трогательное произведение можно бы украсить собой любой детский альманах. Создавая яркие запоминающиеся образы, поэт передает радость жизни доступными словами.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «дуют ветры», «показались цветочки», «проталинах весенних», «царства воскового», «келейки медовой», «вылетела пчелка», «гостья дорогая», «распустятся листочки», «зацветет черемуха душиста», позволяющую выделить ключевые слова каждого высказывания;
- однородные сказуемые – «дуют и наносят», «вылетела, полетела» – позволяют всесторонне описать происходящие события;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «цветочки», «келейка», «пчелка», «листочки» – передают умиление автора приметами наступающей весны;
- олицетворения – «ветры наносят», «кудрявая береза» – позволяют создать понятные читателю зримые образы явлений природы;
- эпитеты – «чудное восковое царство», «душистая медовая келейка», «красная весна», «клейкие листочки», «кудрявая береза» – выступают яркими характеристиками предметов;
- перифразы – «чудное восковое царство, душистая медовая келейка (келья, в контексте речи – убежище, место уединения)» – они же контекстуальные синонимы, по ними подразумевается улей, в котором пчелы провели зиму, «гостья дорогая» – автором подразумевается весна; автор использует перифразы, чтобы избежать повторений, не нагруженных смыслом;
- анафору – «скоро ль будет гостья …, скоро ли … позеленеют, скоро ль … распустятся», которая также используется для того, чтобы выделить каждый фрагмент предложения;
- усечения слов, обусловленные необходимостью рифмовки – «утренни», «душиста», «ль», они придают произведению черты народного сказа;
- аллитерацию – «…из келейки вылетала…», «…ли луга позеленеют», «вылетала …, полетела» – многократное повторение льющейся «л» позволяет создать необходимый звуковой акцент;
- лексический повтор – «ранние цветочки».
Обилие глаголов наполняет произведение действием – мы живо видим веселую суету пчел, колышущиеся под дуновением ветра первые цветы.
А. С. Пушкин подчеркивает неотвратимость наступления тепла и возрождения природы. Он показывает тесную связь между появлением первых цветов, вестников весны, и вылетом пчел, которых он называет ее разведчиками.
Анализ стихотворения «Еще дуют холодные ветры» Пушкина
2 вариант
А. С. Пушкин в своих стихах учит чувствовать вкус и запах поэзии природы, поэзии родного русского народа. В его произведениях описано множество картин природы, и все они восхитительны, все прекрасны, все волнуют душу. Проанализируем одно из его творений — «Еще дуют холодные ветры».
История создания, какое место занимает стихотворение в творчестве
В конце 20х годов 19 века А. С. Пушкин писал стихи в народном ключе, народные по содержанию и стилистике. Ему все дороже становилась народное творчество. Именно в народности он видел основу свободного поэтического вдохновения, так как на пороге своего тридцатилетия ему стала противна столичная суета, и поэт искал уединения. В этом стихотворении Пушкин еще отрабатывал форму народного стиха, синтезируя народное и реалистичное.
Написано стихотворение было в 1828 году, но при жизни поэта его так и не опубликовали.
Жанр, тема, идея, основной мотив стихотворения
Жанр — лирическая поэзия.
Тема стихотворения — изображение величества природы, ее вечности и цикличности.
Идея — показать красоту природы, переход от зимы к весне. С пробуждением природы после зимы пробуждается и духовность человека.
Основной мотив — фольклорное настроение.
Художественные средства, эмоциональная окраска
«Еще дуют холодные ветры» относится к фольклорной поэзии. Для передачи фольклорного настроения автор использовал:
Бытовую повседневную лексику, употребляемую в народной речи. Например, краткие прилагательные в роли определения: утренни морозы, черемуха душиста.
Слова с уменьшительно-ласкательным значением (листочки).
Эпитеты, которые сливаются с основным словом (красная весна).
Строфы начинал в стиле народных баллад.
В произведении использованы разные приемы, для того чтобы читатель задумывался о каждом слове, а не прочитывал стихотворение скороговоркой:
инверсия — разбивка эпитетов существительным (чудное царство восковое);
обычный и обратный порядок слов (черемуха душиста);
повторы (скоро ли — скоро ль).
В таком коротком стихотворении поэт очень ярко и гармонично смог передать наступление весны. Прочитывая или прослушивая стих, читатель ощущает обилие и теплоту свежего весеннего воздуха. Этому способствуют ударные гласные а, о, у. Передают стремительный приход нового времени года и глаголы, которые употребляются в каждой строфе.
Композиция стихотворения
Размер — трехстопный анапест.
Стопа — трехсложная с ударением на 3-ем слоге.
Строки — четырнадцатистишие.
Рифмы:
ветры-
морозы-
весенних-
цветочки-
Рифмовка — ABCD EFEG ABCB DBA
На протяжении почти 2-х веков стихотворение пробуждает добрые чувства в человеке. Побуждает быть к природе внимательней, ведь человек и природа — единое целое.