Александр Пушкин ~ Демон (В те дни, когда мне были новы…) (+ Анализ)

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)
Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, по-праву рассматривающийся как создатель современного русского литературного языка. Ещё при жизни поэта именовали гением, а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ.
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)

Александр Пушкин русский поэт

«Демон»
Александр Пушкин

В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия –
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья, –
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь, –
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел –
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

1823 г.

Стихотворение “Демон” Пушкин посвятил своему другу Раевскому, который из завистливой ревности к счастливому сопернику полностью рассказал мужу Елизаветы Воронцовой правду о ее романе с поэтом. После этого граф Воронцов поспособствовал отсылке любовника подальше от своей жены – в Михайловское. Там в 1823 году и увидело свет это произведение. Чтобы читать стих “Демон” Пушкина Александра Сергеевича осознанно, следует знать, что он считается одним из лучших образцов его романтической лирики.
Однако основная тема его – это не только любовь, оно в основном посвящено нравственности и становлению личности, из-за чего это стихотворение обязательно нужно читать в классе. Сам Пушкин считал, что назначение этого творения – учить неопытных юношей до того, как они получат жестокий урок от самой жизни. Они должны знать, что однажды их посетить демон отрицания и сомнения и не дать ему сбить себя с пути. И при этом произведение лишено какого-либо морализаторства: стоит скачать его или прочесть онлайн, чтобы прийти к этой мысли.
В тексте стихотворения Пушкина “Демон” чувствуется раздумчивое настроение, склоняющее скорее к неспешным размышлениям о природе человека, чем к немедленному действию. Оно как будто утихомиривает бурю юности, склонной под влиянием романтической литературы к излишнему цинизму.

демон стихи

Анализ стихотворения Пушкина «Демон»

Каждый человек подвержен тем или иным страстям, о чем Александру Пушкину было достаточно хорошо известно. Еще будучи лицеистом, он неоднократно влюблялся и нисколько не стыдился своих чувств, считая, что они являются настоящим даром небес. Однако, взрослея, будущий поэт открыл для себя странную и пугающую закономерность: чем больше он восхищался жизнью во всех ее проявлениях, тем чаще его одолевали скептические и лишенные романтизма мысли о бренности человеческого бытия. Пора опьяняющей молодости постепенно прошла, уступив место серой повседневности, в которой развлечениям отводилась второстепенная роль.

Пытаясь найти объяснение подобным перепадам в настроении и мироощущениях, в 1823 году Александр Пушкин написал стихотворение «Демон», в котором свой скептицизм, помноженный на первые жизненные разочарования, представил в образе мифического персонажа. Автор отметил, что коварный искуситель стал наведываться в нему еще в юности, когда жизнь казалась восхитительно безмятежной и полной удивительных открытий. При этом демон Пушкина не искушал поэта возможностью новых соблазнов, которые так велики в юности. Наоборот, он пытался добавить ложку дегтя в бочку меда радужных надежд автора, и его «язвительные речи вливали в душу хладный яд».

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Ночь (Мой голос для тебя и ласковый и томный...) + Анализ

Этому таинственному посетителю Пушкин придал черты обычного человека, который своим скептицизмом и хладнокровием методично разрушал мир иллюзий поэта. «Он звал прекрасное мечтою, он вдохновенье презирал», – именно так описывает своего незваного гостя автор. Безусловно, этот образ является вымышленным и рожденным воображением поэта. Однако если проанализировать ранний этап творчества Пушкина, то становится ясно, что к 24 годам он уже достаточно разочаровался в окружающем его мире, где правят не любовь и справедливость, а деньги и власть. К моменту написания стихотворения «Демон» Пушкин уже несколько лет провел в южной ссылке и сумел осознать, что его мечтам о блестящем будущем вряд ли суждено сбыться. Чтобы добиться высокого положения в обществе, ему нужно отказаться от творчества, в котором поэт видел главный смысл своего существования. Что касается любви, то поэт в свои 24 года уже пережил несколько бурных романов и понял, что чувства, какими бы прекрасными и возвышенными он ни были, рано или поздно разбиваются о неприглядную реальность. Несмотря на дворянское происхождение и титул поэт не мог обеспечить своим избранницам достойную жизнь, поэтому даже не пытался просить руки у тех женщин, в которых влюблялся. И осознание собственного бессилия являлось одной из причин резких перепадов настроения поэта, которые впоследствии он объяснил появлением того самого демона, хладнокровного, расчетливого, который «на жизнь насмешливо глядел».

Однако надо отдать должное Пушкину, который все же сумел преодолеть свои внутренние разногласия и со временем научился относиться к жизни философски, не теряя при этом веры в любовь, свободу и равноправие между людьми. Но при этом поэт неоднократно отмечал, что его молодость все же была омрачена скептицизмом, который доставил поэту множество переживаний, изо дня в день выбивая почву из-под ног и заставляя отказываться от романтических иллюзий.

Примечательно, что после публикации этого стихотворения многие из окружения поэта узнали в образе коварного демона Александра Раевского, с которым поэт подружился во время южной ссылки. По воспоминаниям очевидцев, этот молодой человек был достаточно дерзким и язвительным, а окружающий мир воспринимал исключительно в мрачных тонах. Однако позже Пушкин опроверг предположение о том, что прототипом демона является Раевский. Поэт отметил, что вложил в свое стихотворение гораздо более глубинный смысл, суть которого сводится к тому, что любой человек в своей жизни сталкивается с подобными искушениями, и лишь от него самого зависит, сможет ли он сохранить душевную чистоту, пылкость сердца и остроту чувств, который жестокий мир постоянно проверяет на прочность.

Александр Пушкин русский поэт

Анализ стихотворения «Демон» Пушкина по плану

1. История создания

Стихотворение «Демон» было написано поэтом в 1823 году, и впервые опубликовано в альманахе «Мнемозина» в 1824.

По мнению некоторых современников поэта, демон – это А.Н. Раевский, человек холодный, расчётливый и даже циничный. Именно эти качества характера присутствуют у «демона» в одноимённом стихотворении поэта.

Пути А.Н. Раевского и Пушкина неоднократно пересекались. В начале двадцатых годов они встретились в Одессе.

Как и Пушкин, Раевский был неравнодушен к жене графа Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края, в канцелярии которого служил на юге поэт.

Увидев в Пушкине соперника, Раевский сообщил графу о влюблённости поэта. В результате неприязни, возникшей между Воронцовым и Пушкиным, поэт был выслан из Одессы в село Михайловское под надзор местного начальства.

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Мне вас не жаль, года весны моей… (+ Анализ)

Существует и другое, более широкое, толкование смысла этого стихотворения: Пушкин говорит о том, что человеческая природа противоречива и часто двулика; почти в каждом человека есть как доброе начало, так и тёмная сторона личности.

2. Литературное направление

Стихотворение можно отнести к романтизму, поскольку речь идёт о чувствах.

Поэты-романтики на первое место ставили внутренние переживания, для них важна была эмоциональная жизнь личности, а не её разум и холодные наблюдения за действительностью.

3. Род

Произведение «Демон» лирического рода. Оно о чувствах – возвышенных и низменных.

4. Жанр

Стихотворение относится к жанру философской лирики. Автор сопоставляет и анализирует два разных видения мира.

5. Проблематика

Проблематика произведения – осмысление разных взглядов на жизнь.

Пушкин сам признавал, что в разных жизненных ситуациях люди ведут себя по-разному. Иногда верх берут сомнения. Противоречивые, негативные мысли толкают человека на неблаговидные и безнравственные поступки.

Пушкин не даёт решения, как бороться с этими внутренними «демонами», он лишь указывает на их присутствие в человеческой натуре.

6. Тематика

Основной мотив произведения – тема сомнений и искушений, которые присутствуют в молодости при становлении личности.

Романтические, возвышенные чувства лирического героя пытается принизить злой гений, чьи «язвительные речи вливали в душу хладный яд».

7. Идея

Идея произведения – противопоставление разных взглядов на одни и те же события и явления жизни.

Одни видят мир в положительном ключе, для них «новы все впечатленья бытия», «И взоры дев, и шум дубровы, / И ночью пенье соловья» пробуждают возвышенные чувства. Другие недоверчивы и подозрительны. Они не верят ни в любовь, ни в возвышенные чувства.

8. Пафос

Речь лирического героя эмоциональна. Для него мир полон ярких красок.

Пафос подчёркивается словами, выражающими абстрактные понятия. В первой части они позитивные, во второй – негативные:

возвышенные чувства,
свобода,
слава,
любовь,
вдохновенные искусства,
часы надежд и наслаждений,
хладный яд,
язвительные речи,
неистощимая клевета и др.

9. Система образов

Система образов в стихотворении «Демон» – это взаимоотношения не только лирического героя и «демона», но и взаимоотношения каждого из них с окружающей действительностью.

Мир лирического героя светлый и радующий, он молод и на пороге первых открытий; ему кажутся прекрасными «все впечатленья бытия — /И взоры дев, и шум дубровы, /И ночью пенье соловья».

У «злобного гения» другой образ мира и иные с ним взаимоотношения:

Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

10. Центральные персонажи

В стихотворении два героя:

молодой человек, открытый и позитивный
и его антипод, холодный и циничный, которого автор называет демоном.

11. Лирический герой

Лирический герой – молодой, полный надежд человек, не знавший разочарований. Он полная противоположность «злобному гению».

12. Сюжет

Выраженного сюжета в стихотворении нет.

Автор пунктирно обозначает возраст лирического героя и его отношение к жизни. Также абстрактно во второй части произведения описывается его антипод. Поэт лишь перечисляет качества характера «злобного гения» и его отношение к жизни, не приводя конкретных примеров.

13. Композиция

Композиционно стихотворение делится на две части и построено на антитезе.

Первая часть стихотворения – описание светлых чувств лирического героя, – противопоставляется второй его части, где речь идёт о злом демоне, который не верит в существование прекрасных чувств, всё позитивное вызывает у него злую насмешку, он отвергает даже саму природу.

14. Размер, рифма и строфика

«Демон» написан четырёхстопным ямбом, которому придают естественность живой речи пиррихии и спондеи.

Мужская и женская рифмы чередуются.

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Кипренскому («Любимец моды легкокрылой…») (+ Анализ)

Рифмовка перекрестная (АВАВ).

15. Средства художественной выразительности

В произведении используются:

эпитеты: возвышенные чувства, чудный взгляд, злобный гений, язвительные речи, хладный яд, неистощимая клевета, прекрасная мечта, вдохновенные искусства, печальные встречи;
метафоры: поэт называет приятеля иносказательно – демон;
Его язвительные речи / Вливали в душу хладный яд»;
олицетворение: «речи вливали».

16. Художественное своеобразие произведения

Для усиления художественной выразительности используется архаическая лексика (старославянизмы): бытие, взоры дев, возвышенный, наслаждение, осеня, хладный, провиденье, вдохновенье, благословить.

17. Значение произведения

Во все времена важным моментом в жизни общества было нравственное воспитание.

Негативное отношение к окружающему миру разрушает не только личность, но и общество, в котором живёт человек. Не зря Жуковский, прочитав «Демона», пишет Пушкину: «К чёрту чёрта! Вот пока твой девиз».

18. Актуальность

Период взросления и становления личности сложен. Человеческая природа противоречива. Восторженному восприятию открывающегося мира часто сопутствуют сомнения, которые могут усиливать недобрые друзья.

Важно не поддаваться негативному влиянию как внутренних, так и внешних «демонов» и сохранять позитивное отношение к действительности. Это избавит от неблаговидных поступков, о которых, возможно, придётся потом жалеть.
Стихотворение вызывает противоречивые чувства. Восторженность лирического героя оправдывается его молодостью.

В то же время, нельзя, к сожалению, сказать, что злобный гений полностью неправ. Случается, что наряду с позитивными вещами в ней существуют также ложь и несправедливость.

20. Чему учит

Стихотворение заставляет размышлять о человеческой личности, помогает осознать, что мир очень сложен и противоречив. Нужно учиться противостоять деструктивным, разрушающим силам, неважно каким – внутренним или воздействующим на вас извне.

Краткий анализ стихотворения «Демон» Пушкина

Стихотворение «Демон» было написано Пушкиным в 1823 г. Оно сразу же вызвало отзывы современников, которые увидели в созданном образе портрет А. Н. Раевского. С ним Пушкина связывали очень непростые отношения, и многие решили, что произведение является эпиграммой. В 1825 г. поэт был вынужден написать опровержение, в котором доказывал, что образ демона – всего лишь символ, обозначающий «дух отрицающий».

В действительности в образе демона Пушкин обозначил все чаще возникающие в его душе сомнения и скептицизм. Ранние идеалистические воззрения поэта постепенно таяли. Он уже успел попасть в опалу и находился в ссылке. Многочисленные бурные романы так и не привели к желанному идеалу. У поэта осталось немного верных единомышленников.

Поэтому автор с грустью вспоминает о своей беззаботной молодости, когда будущее казалось чистым листом бумаги. Поэт испытывал настоящие сильные чувства, его ощущения и впечатления были чистыми и свежими. Это безмятежное время постепенно прошло. Частым гостем поэта становится «злобный гений». В этом зловещем образе выступает разочарование Пушкина. Он означает преобладание холодного рассудка над горячей душой. Поэт сталкивается с бездуховным человеческим обществом и сам заражается черствостью сердца и равнодушием. Он видит крушение своих прежних идеалов, всеобщее безверие и лень. Порок приравнен к добродетели, ложь – к правде. В такой ситуации просто нет смысла продолжать бороться за свои убеждения и отстаивать истину.

Если раньше Пушкин считал, что обязан исполнить свой гражданский долг и не бросать попыток изменить своих современников, то теперь все чаще замечает, что это не дает никакого результата. Бесполезная борьба приводит лишь к растрачиванию жизненных сил и ненужным страданиям. Возможно, стоит окончательно распрощаться с наивными убеждениями и начать жить как все, скрывая свои истинные чувства и выставляя напоказ мнимые добродетели.

К счастью, такая крайне пессимистичная позиция не смогла полностью овладеть поэтом. Стихотворение было лишь следствием временного душевного кризиса Пушкина. Оно свидетельствует о его серьезных размышлениях на эту тему. Впоследствии поэт довольно часто подвергался резким сменам настроения, что можно объяснить повторными посещениями таинственного демона скептицизма.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа