Александр Пушкин ~ Брожу ли я вдоль улиц шумных… (+ Анализ)

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)
Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, по-праву рассматривающийся как создатель современного русского литературного языка. Ещё при жизни поэта именовали гением, а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ.
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)

Александр Пушкин

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
Александр Пушкин

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю;
Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Год написания: 1829 г.

Брожу ли я вдоль улиц шумных

Примечания

  1. БРОЖУ ЛИ Я ВДОЛЬ УЛИЦ ШУМНЫХ. Напечатано в «Литературной газете», 1830 г., № 2, 6 января. Написано 26 декабря 1829 г.

Из ранних редакций

В рукописи первоначально вместо первых двух строф была одна:

Кружусь ли я в толпе мятежной,
Вкушаю ль сладостный покой,
Но мысль о смерти неизбежной
Везде близка, всегда со мной.

После стиха «Мой примет охладелый прах?» следовала еще одна строфа:

Вотще! Судьбы не переломит
Воображенья суета,
Но не вотще меня знакомит
С могилой ясная мечта.

Брожу ли я вдоль улиц шумных

Анализ стихотворения Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» 
1 вариант

К 30 годам Александр Пушкин уже был достаточно известным поэтом, чье творчество являлось предметом салонных споров. Однако светское общество относилось к стихам будущего классика русской литературой с определенной долей скептицизма, так как Пушкин слыл в этих кругах повесой и дебоширом, ловеласом и человеком, который никогда не лезет за словом в карман. Тем не менее, по меркам того времени его можно было считать вполне состоявшимся и успешным человеком.

Сам Пушкин, впрочем, придерживался иного мнения, так как разгульная жизнь требовала достаточно огромных средств, которыми поэт не располагал. Этот факт доставлял ему массу неудобств и вынуждал каждый день ходить на службу, которая вызывала у Пушкина отвращение. Задумываясь над тем, что успех в литературе не является залогом благосостояния, поэт искал пути укрепления своего финансового положения и нередко задумывался над тем, что его жизнь сложилась совсем не так, как ему этого бы хотелось. Накануне своего 30-летия поэт написал стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», в котором попытался в очередной раз найти ответ на вопрос, зачем же он живет.

Впрочем, поэт не стал вдаваться в философские размышления и решил принять то, что получил в дар от судьбы, как должное. При этом Пушкин отмечает, что, чем бы они ни занимался, мысли его витают очень далеко. «Я предаюсь моим мечтам», – написал поэт. В своем воображении он видел себя богатым, успешным, избалованным вниманием женщин. Однако реальность постоянно возвращала его не грешную землю, где он был самым обычным человеком. Понимая это, Пушкин отмечает, что «мы все сойдем под вечны своды», подразумевая, что смерть уравняет и бедных, и богатых. При этом поэт не боится смерти. Более того, он осознает ее неизбежность и очень надеется, что «у гробового входа младая жизнь будет сиять». Тем самым Пушкин словно бы уступает свое место новому поколению, без зависти и грусти наблюдая за тем, как оно приходит ему на смену.

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Клеветникам России (+ Анализ)

Поэт не знает, какая смерть ему уготована, и не хочет гадать, как и когда он умрет. Однако его мечта заключается в том, чтобы быть похороненным «ближе к милому пределу», то есть на родине, а не на чужбине. Именно это поэт считает наиболее важным после смерти, совсем не беспокоясь о своем литературном наследии, деньгах и долгах. Тем самым автор подчеркивает бренность собственного существования, отмечая, что жизнь коротка, и лишь «равнодушная природа» будет «красою вечною сиять», встречая и провожая каждое новое поколение.

Брожу ли я вдоль улиц шумных

Анализ элегии «Брожу ли я вдоль улиц шумных» Пушкина
2 вариант

Родоначальник классической литературы, основоположник русского реализма, создатель русского литературного языка, Александр Сергеевич Пушкин, оставил после себя неоценимое наследие. Во многих лирических произведениях поэта отражаются его душевные переживания. Одним из таких является «Брожу ли я вдоль улиц шумных», написанное в 1829 году.

Историко-литературный контекст

Философские рассуждения в трогательной элегии 1829 года точно и лаконично передают мироощущение поэта того времени, когда его одолевали безотрадные мысли о прожитой жизни и страх перед грядущим. В первой редакции стихотворения автор напрямую заявляет о том, что его повсеместно преследует мысль о смерти. Заключительный вариант напечатан в «Литературной газете» (1830) и содержит в себе менее фатальный мотив смерти.

Жанр данного стихотворения — элегия, передающая глубоко личные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Главный смысл стихотворения, его эмоциональная нагрузка нацелены на осознание судьбы поэта с глубоким и сложным внутренним миром.

Тематика и проблематика

«Брожу ли я вдоль улиц шумных» — это монолог поэта с самим собой. Главная тема стихотворения — неизбежность смерти:

«Мы все сойдём под вечны своды —
И чей-нибудь уж близок час»

Главный вопрос, который встаёт перед лирическим героем: » И где мне смерть пошлёт судьбина?» Вопрос риторический, заставляющий размышлять и приходить к какому-то выводу.

Даже чистый и невинный образ младенца приобретает негативную окраску, так как для лирического героя образ «милого» ребёнка — символ его скорой смерти. Здесь же затронута ещё одна философская проблема: цикличность жизни — одни рождаются, другие умирают: «Мне время тлеть, тебе цвести».

Рассуждения движутся по вектору от общего к частному: от смертности каждого человека до личных переживаний лирического героя по данному вопросу. Заключают же рассуждение мысли о вечных ценностях : родине, природе, красоте и жизни в целом.

Художественные приёмы

Стихотворение построено на ряде противопоставлений: жизнь — смерть, юность — зрелость, конечность — вечность.

Одним из ярких образов данного произведения является «дуб уединенный». Лирический герой хочет прожить долгую жизнь подобно вековечному дубу, пережившему «век отцов». Юноши же кажутся ему безумными своим безрассудством и отсутствием мыслей о смерти, ввиду долгой жизни впереди.

Велик перечислительный ряд стихотворения («брожу ли», «вхожу ль»,»сижу ли» ), символизирующий непрерывный поток мысли героя, где бы он не находился. С помощью эпитетов «уединенный», «забвенный», «охладелый», «бесчувственному», «гробового», «равнодушная» автор диктует меланхолично-грустное настроение всей элегии.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием. Такая чёткая ритмическая организация позволяет читателю полностью погрузиться в размышления лирического героя, начать сопереживать проблеме, осознать всю бренность бытия.

Вывод

Пушкинская поэзия чужда всего фантастичного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью. Лирика поэта знакомит нас с его философскими раздумьями о смысле жизни, о трагическом в жизни. Поэт хорошо понимает, что жизнь его времени полна страданий. Но он не теряет веры в будущее и сам называет свою печаль «светлой».

Анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных» Пушкина
3 вариант

Пушкин с определенного возраста часто размышлял, что живет не так, как желал бы – и стихотворение “Брожу ли я вдоль улиц шумных” стало плодом этих раздумий. Чтобы понять, как сам автор относился к себе, просто прочесть его недостаточно – для этого может использоваться краткий анализ “Брожу ли я вдоль улиц шумных” по плану. Он поможет ученикам 10 класса, изучающим творчество поэта на уроке литературы, лучше понять смысл произведения.

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Ангел (В дверях эдема ангел нежный...) (+ Анализ)

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

История создания – написано оно было в 1829 году и имеет два варианта написания, причем в изначальном лирический герой напрямую рассказывает о том, что он преследуем идеями о конечности жизни, однако же в окончательном варианте эти размышления значительно смягчены.
Тема – неизбежность смерти, рассуждения о ней.
Композиция – произведение состоит из двух частей. Первая включает четыре строфы и целиком посвящена тому, что лирический герой размышляет о конце. Вторая рассказывает о ее времени и месте.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой и чередованием мужской и женской рифмы.
Метафоры – “мне время тлеть, тебе цвести”, “промчатся годы”, “сойдём под вечны своды”, “смерть пошлёт судьбину”, “соседняя долина мой примет охладелый прах”, “ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать”.
Эпитеты – “улицы шумные”, “храм многолюдный”, “юноши безумные”, “дуб уединённый”, “младенец милый”, “предел милый”, “жизнь младая”, “краса вечная”, “век забвенный”, “охладелый прах”, “бесчувственное тело”.

История создания

Пушкин, хотя и был к тридцати годам уже известным поэтом, не воспринимался светским обществом всерьез. К тому же из-за финансовых проблем он вынужден был вместо того, чтобы заниматься творчеством, ходить на службу, которую ненавидел. Все это навевало на поэта достаточно грустные размышления, которые он и воплотил в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных”.

Написано это произведение было в 1829 году и уже в следующем, 1830-м, увидело свет в “Литературной газете”.Существовало две редакции этого стихотворения – в окончательной Пушкин смягчил прямолинейные формулировки из первой, когда лирический герой не намекал, а прямо говорил о том, как неотступно преследуют его мысли о смерти.

Тема

Несмотря на то, что посвящено произведение рассуждениям о неизбежной смерти и на первый взгляд кажется мрачным, на деле оно достаточно оптимистично. То есть несмотря на то, что смерть человека печальна, это не означает, что тление торжествует. В итоге жизнь продолжается через вечное возрождение природы и следующие поколения.

Пушкин, будучи большим жизнелюбом, даже в грустных размышлениях говорит о том, что смертность всего живого только оттеняет великую красоту жизни.

Композиция

Стихотворение условно подразделяется на две равные части по четыре строфы в каждой.
Первая построена таким образом, что в каком бы месте ни оказался лирический герой, всё в итоге приводит его к мыслям о смерти.
Вторая часть также посвящена этой теме, но в ней сосредоточены размышления о времени и месте этого события.

Рассуждения, которым предается поэт, последовательны. Мысль развивается от размышлений о смерти конкретного человека до глобальной идеи смертности и возрождения всего живого. Причем лирический герой говорит о том, что даже после неизбежного увядания остается нечто дорогое и вечное.

Написано произведение четырехстопным ямбом, причем стремление автора к созданию четкого ритмического рисунка очевидно. Пушкин использует перекрестную рифмовку, чередуя при этом мужскую и женскую рифму. Все это придает элегии характер рассуждения, делает ее способом обретения душевного покоя как для самого поэта, так и для читателя.

Жанр

Это классическая элегия с реалистичными мотивами, которая представляет собой печальные раздумья о жизни и смерти. Лирический герой, думая о конце жизни, внутренне смиряется с этим.

Средства выразительности

Проникновенность этого произведения подчеркивается богатством выразительных средств, которые Пушкин использует для передачи своей мысли.

Метафоры “мне время тлеть, тебе цвести”, “промчатся годы”, “сойдём под вечны своды”, “смерть пошлёт судьбину”, “соседняя долина мой примет охладелый прах”, “ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать”.

Эпитеты“улицы шумные”, “храм многолюдный”, “юноши безумные”, “дуб уединённый”, “младенец милый”, “предел милый”, “жизнь младая”, “краса вечная”, “век забвенный”, “охладелый прах”, “бесчувственное тело”.

Все они подчёркивают характерный для элегии высокий стиль и тем или иным образом связаны с описываемой темой. Они подчёркивают одну из основных мыслей произведения: каждый достигший зрелости человек должен не просто задуматься о смерти, но научиться жить с тем, что она придёт и за ним.

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Во глубине сибирских руд (+ Анализ)

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…», анализ стихотворения Пушкина 
4 вариант

История создания

Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных» написано в декабре 1829 года и напечатано в «Литературной газете» в 1830 году. В первой редакции стихотворение начиналось строфой, в которой лирический герой утверждал, что мысль о неизбежной смерти преследует его, где бы он ни находился. Пушкин избегает такой прямоты в окончательном варианте.

Литературное направление, жанр

Жанр стихотворения – элегия. Это печальные философские размышления о бренности бытия, неизбежности смерти. Человеку свойственно думать об этом. Лирический герой Пушкина представляет возможное место и время смерти, примиряется с фактом смерти и морально к ней готовится. Это образец реалистического стихотворения.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение условно можно поделить на две части по 4 строфы. В первых четырёх лирический герой трижды совершает одну и ту же мыслительную операцию: определённое место или действие в его жизни приводит к мыслям о смерти. Скопление людей (на улицах, в храмах, в обществе) наводит на мысль об их смертности. Дуб переживёт лирического героя, а младенец станет залогом жизни новых поколений.

Вторая половина элегии посвящена рассуждениям о времени (пятая строфа), месте (шестая строфа) смерти. Последние две строфы – раздумья о тех ценностях, которые небезразличны лирическому герою даже после смерти,- родина, природа и сама жизнь.

Рассуждения движутся от общего к частному, от мыслей о смертности любого человека до откровений лирического героя о собственной смерти. Он задаёт риторические вопросы о том, где и когда мог бы умереть, и мечтает быть похороненным на родине.

Стихотворение кажется очень мрачным, но оно оптимистично. Тема элегии – рассуждение о неизбежной смерти. Основная мысль заключена в том, что смерть каждой конкретной личности неотвратима и печальна, но она не знаменует торжество смерти. Жизнь вечна. Она продолжается в жизни следующих поколений и вечной природы. Поэтому жизнь прекрасна, и мысли о смерти только подчёркивают красоту жизни. Пушкин был великим жизнелюбом.

Размер и рифмовка

Элегия написана четырёхстопным ямбом с пиррихием, чаще всего в третьем слоге. Пушкин стремится к чёткой ритмической организации, даже пропуск ударения ритмичен. Ничто не должно отвлекать от гармоничных рассуждений. Данная элегия – способ самому обрести душевный покой. Рифмовка перекрёстная, женская и мужская рифмы чередуются.

Тропы и образы

Элегия построена на антитезе жизни и смерти, которая выражена метафорами в обращении к младенцу: «Мне время тлеть. тебе цвести ». К полюсу жизни относятся эпитеты улицы шумные, храм многолюдный. юноши безумные. дуб уединенный. младенец милый. предел милый, жизнь младая. краса вечная. Смерть описывают эпитеты вечны своды, век забвенный. охладелый прах, бесчувственное тело.

Эпитет безумные по отношению к юношам кажется странным, но он раскрывает идею стихотворения. С точки зрения зрелости (Пушкину 30 лет) юноши безумны, потому что не думают о смерти. Долг каждого зрелого человека – соотнести себя со смертью, научиться жить с мыслью о ней.

Важность эпитетов подчёркивает и то, что почти все они стоят после определяемого слова, то есть Пушкин использует инверсию, логически подчёркивая эпитеты-определения.

Элегия написана традиционным для этого жанра высоким стилем. Пушкин использует часто встречающиеся в стихах-рассуждениях перифразы: милый предел – родина, гробовой вход – могила.

Метафоры и олицетворения объединены тематикой быстротечности бытия и смерти: промчатся годы, сойдём под вечны своды, тебе я место уступаю, смерть пошлёт судьбину, соседняя долина мой примет охладелый прах, ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать .

Метафора патриарх лесов (дуб) тоже говорит о смертности, хотя и после очень долгой жизни. Только одну фразу можно расценивать как метафору, относящуюся к жизни: «И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть ». Метафорически эта фраза означает, что жизнь вечна: смерть одних сменяется жизнью других. Пока человек живёт, он радуется и не думает о смерти. Но не следует ли читать эти две строки в прямом смысле: лирическому герою хотелось бы, чтобы следующие поколения не забыли его, приходили на его могилу?

Много споров у исследователей вызывает метафорический эпитет равнодушная природа. Возможно, он означает, что природа неподвластна смерти, равнодушна к ней. Но она равнодушна и к жизни. С точки зрения смертного человека природа вечна.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа