Борис Пастернак ~ Весна в лесу (+ Анализ)

Пастернак Борис Леонидович (1890-1960)
Борис Леонидович Пастернак — русский поэт, писатель и переводчик; один из крупнейших поэтов XX века.Первые стихи Пастернак опубликовал в возрасте 23 лет. В 1955 году Пастернак закончил написание романа «Доктор Живаго». Через три года писатель был награждён Нобелевской премией по литературе, после чего был подвергнут травле и гонениям со стороны советского правительства и был вынужден отказаться от премии.
Пастернак Борис Леонидович (1890-1960)

Весна в лесу, ранние цветы

«Весна в лесу»
Борис Пастернак

Отчаянные холода
Задерживают таянье.
Весна позднее, чем всегда,
Но и зато нечаянней.

С утра амурится петух,
И нет прохода курице.
Лицом поворотясь на юг,
Сосна на солнце жмурится.

Хотя и парит и печет,
Еще недели целые
Дороги сковывает лед
Корою почернелою.

В лесу еловый мусор, хлам,
И снегом всё завалено.
Водою с солнцем пополам
Затоплены проталины.

И небо в тучах как в пуху
Над грязной вешней жижицей
Застряло в сучьях наверху
И от жары не движется.

1956 г.

Запахло весной

Анализ стихотворения Пастернака «Весна в лесу»
1 вариант

Поэтические образы, создаваемые Борисом Пастернаком, очень ярки и разнообразны. Однако в отличие от многих других поэтов он никогда не приукрашивал действительность. Потому пейзажная лирика этого автора отличается реалистичностью, хотя в каждом произведении, выдержанном в подобном ключе, можно найти свою прелесть и очарование.

Последние годы жизни Пастернака прошли в знаменитом писательском поселке Переделкино, где поэт скрывался от травли своих оппонентов. Именно здесь в 1956 году было написано стихотворение «Весна в лесу», легкое, возвышенное и не лишенное романтизма. Поэт отмечает, что в этот раз смена времен года происходит несколько позднее обычного, и в тот период когда все вокруг уже должно цвести и благоухать, «отчаянные холода задерживают таяние» снегов. Тем не менее, весна уже на подходе, и определить это можно по многим косвенным признакам. Несмотря на морозы, поэт видит, как «с утра амурится петух», устроивший настоящую охоту за соседскими курами, а на опушке леса» сосна на солнце жмурится», словно бы предвкушая грядущее потепление.

Ещё по теме:  Борис Пастернак ~ Весна (Весна, я с улицы, где тополь удивлен...) + Анализ

Казалось бы, столь лирический настрой, заданный в самом начале произведения, нужно поддерживать и развивать. Однако Пастернак придерживается совсем иного мнения и предпочитает реалистично отражать окружающий мир. Казалось бы, ему ничего не стоит рассказать, как лес готовится к приходу весны и наполняется жизнью. Но вместо этого поэт делает акцент на малоприятные детали, с которыми все мы сталкиваемся после того, как сходят снега. Автор подмечает в лесу «еловый мусор, хлам», который проступает сквозь почерневшие и подтаявшие сугробы. Яркое весеннее солнце, по его мнению, словно застряло над «грязной вешней жижицей», которой покрыты все лесные проталины. Но даже столь непривлекательный пейзаж не в силах омрачить радость ожидания погожих деньков, когда весь мир изменится до неузнаваемости, наполнится весенними запахами и звуками.

Поэт, неоднократно видевший приход весны, не перестает удивляться тому, как уверенно она отвоевывает свои права у зимы. Чем больше последняя упорствует, тем очевиднее будет ее поражение, и тем больше удовольствия доставят автору ожидаемые перемены. Но в тот момент, когда в лесу еще лежит снег, легкое дрожание прогретого солнцем воздуха указывает на то, что весна уже не за горами, и самое время готовится ко встрече с этой капризной красавицей.

Весна! ...

Анализ стихотворения «Весна в лесу» Пастернака
2 вариант

Стихотворение “Весна в лесу” написано Пастернаком на закате его жизни и в период противостояния сообществу литераторов. Это пейзажная зарисовка на тему прихода весны.

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в 1956 году, в период, когда Борис Пастернак жил у себя на даче в Переделкине.
Тема – ожидание прихода весны, предчувствие перемен, которые она принесёт.
Композиция – одночастная, автор развивает тему прихода весны последовательно, переходя от одной картины к другой.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – ямб.
Эпитеты “отчаянные холода”, “почернелая кора”, “еловый мусор”, “грязная вешняя жижица”.
Метафоры“лед сковывает дороги”, “небо застряло в сучьях и не движется”, “вода с солнцем пополам”.
Олицетворение“лицом поворотясь на юг, сосна на солнце жмурится”.
Сравнение“небо в тучах, как в пуху”.

История создания

Ещё по теме:  Борис Пастернак ~ Ветер (Я кончился, а ты жива) (+ Анализ)

Стихотворение написано в 1956 году, когда Пастернак жил у себя на даче в Переделкине. Он наблюдал за природой, буквально жил ею. То был период, когда конкуренция между ним и обществом литераторов особенно обострилась, поэтому он решил сделать акцент на реалистичности природной картины.

Тема

Автор говорит о приходе весны как о времени, когда человек предчувствует перемены – это главная мысль произведения. Пастернак не стремится приукрасить природу, сделать её неестественной, слишком прекрасной – нет, в его предвесеннем лесу есть место и мусору, и серым краскам, и отсутствию солнца. Но это не делает ожидание весны менее зачаровывающим – такова идея, вложенная Пастернаком в поэтические строки.

Композиция

Пастернак рассказывает о том, что весна собирается прийти позже обычного: хотя все её признаки уже налицо, снег все ещё лежит. Последовательно, строфа за строфой поэт рисует картину наступления весны. И это не идеалистические пейзажи, где всё очень красиво – нет, это то, что каждый человек может увидеть, выйдя в лес.

В пастернаковской весне есть место и еловому мусору, и грязи, и лужам. Такие малоприятные детали видел каждый, кто хоть раз бывал в ельнике в момент таяния снега. В этом нет того очарования, которое присуще классической пейзажной лирике, но в то же время есть собственное – очарование настоящей природы и настоящей жизни.
Это произведение интересно тем, что Пастернак не упускает мрачные детали, связанные с приходом весны, в то время как обычно поэты прикрывают его романтическим флёром. Описание реалистично от первой до последней строфы и при этом всё равно остается лёгким и прекрасным.
Произведение написано характерным для поэта стихотворным размером – ямбом, который придаёт ему лёгкость и чистоту.

Жанр

Это произведение относится к жанру лирического стихотворения. С одной стороны, Пастернак описывает окружающий его пейзаж, с другой – оживляет его, даёт ему собственную волю, одушевляет. Таким образом, перед нами возникает пейзаж, данный сквозь призму восприятия лирического героя, видим его представление о жизни и о весне, о том, как они прекрасны, несмотря ни на что..

Средства выразительности

Показать реалистичную картину природы и в то же время сделать стихотворение художественным Пастернаку удалось с помощью разнообразных тропов:

Эпитеты “отчаянные холода”, “почернелая кора”, “еловый мусор”, “грязная вешняя жижица”.
Метафоры“лед сковывает дороги”, “небо застряло в сучьях и не движется”, “вода с солнцем пополам”.
Олицетворение“лицом поворотясь на юг, сосна на солнце жмурится”.
Сравнение“небо в тучах, как в пуху”.

Ранняя весна, половодье, весна в лесу, сосна

Анализ стихотворения «Весна в лесу» Пастернака
3 вариант

Колоритная пейзажная зарисовка «Весна в лесу» Бориса Леонидовича Пастернака – пример зрелой лирики поэта.

Ещё по теме:  Борис Пастернак ~ Во всём мне хочется дойти до самой сути (+ Анализ)

Стихотворение написано в 1956 году. Его автору в этот момент 66 лет, он, понадеявшись на перемену идеологического курса в стране, отдал итальянскому издателю рукопись «Доктора Живаго». Позади первый инфаркт, жизнь под угрозой ареста, мучительная тайная любовь, когда ему пришлось разрываться между семьей и самоотверженной возлюбленной, много пострадавшей из-за него от властей. По жанру – пейзажная лирика, по размеру — ямб с перекрестной рифмовкой, 5 строф. Рифмы, закрытые, открытые. Лирический герой – рассказчик. Композиция одночастная. Поэт повествует о подсмотренном в Переделкине, где он жил, приходе весны. Стихотворение построено на контрасте холодов и жары. Зима была настолько суровой, что «кора почернелая» льда отказывается таять. Странное соседство зимы и весны. «Петух амурится»: то есть, ухаживает за курицей, любезничает. В городе зима уже сдала свои права, но в лесу отступать не хочет: снегом все завалено. Если раньше снег лежал, искрился, покрывал землю, то теперь свален в кучу. Сверкающая на солнце вода затопила проталины. «Тучи как в пуху»: при ясной жаркой погоде облака особенно белы и пушисты. «Вешняя»: весенняя. Интересное просторечное словечко: жижица. Все остановилось в этом межсезонье. «Парит и печет»: все почти потеет, тужится, но сдерживает первую зелень, не дает просохнуть земле. Похоже, смена времени года придет внезапно (нечаянней), возможно, за одну ночь.

Эпитеты: грязной жижицей, отчаянные холода.
Олицетворения: сосна жмурится (здесь двойное олицетворение, раз уж у сосны есть еще и «лицо»), небо застряло в сучьях. Кстати говоря, не удивительно, что в плену природного конфликта находится земля, но, похоже, страдает и небо. Метафора: водою с солнцем.
Сравнение: как в пуху. Поэт широко использует прием инверсии: затоплены проталины, недели целые, сковывает лед. Просторечная лексика: хлам, амурится. В сущности, Борис Пастернак описывает типичную, почти банальную картину. Однако вряд ли найдется человек, который не разделил бы его чувств и веселого любопытства, наблюдая эту старую, но вечно новую смену времен года.

Тема природы отражена в творчестве Бориса Пастернака порой с фотографической точностью. Жизнь в поселке Переделкино подарила поэту эту возможность, обогатила его поэзию наблюдениями с натуры.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа