Сергей Есенин ~ Топи да болота, Синий плат небес… (+ Анализ)

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Выдающийся русский поэт XX века. Знаток народного языка и народной души. В своих стихах Сергей Есенин предстает тонким лириком, мастером пейзажа и человеком, глубоко понимающим и любящим свою страну - Русь. Сергей Есенин - уникальная фигура XX века. Его стихи читают и любят уже на протяжении двух столетий.
Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

Топи да болота, Синий плат небес…

Сергей Есенин
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..

Год создания: 1914 г.

Сборник «Радуница» (1916). Раздел «Русь».
Сборник «О России и революции» (1925).

Сергей Есенин - русский поэт

Анализ стихотворения Есенина «Топи да болота»

Пейзажную лирику Сергея Есенина можно разделить на два этапа. Первый из них приходится на 1914 – 1920 годы, когда молодой поэт пытается найти свой стиль изложения и понимает, что источником его вдохновения является родная природа. Однако в более поздних стихах Есенин все чаще и чаще критикует село, которое после жизни в столице кажется ему грязным, унылым, безрадостным и лишенным былого очарования. Поэтому неудивительно, что самые проникновенные, чистые и волнующие стихи, посвященные родным местам, Есенин пишет именно в первые годы пребывания в Москве. Он тоскует по селу Константиново, в котором прошло его детство, и с нежностью вспоминает все те мелочи, которые согревают его душу на чужбине.

К раннему периоду творчества поэта также относится стихотворение «Топи да болота», написанное в 1914 году и посвященное осени в родном селе, которую автор изображает очень ярко, красочно и непредвзято. «Синий пласт небес» в этом идиллическом пейзаже соседствует с «хвойной позолотой» осеннего леса, «теньканьем синиц» и «гомоном косарей». Это – период спокойствия и умиротворения, когда в селах уже завершены полевые работы, и «по лугу со скрипом тянется обоз», который везет на гумно последний урожай.

Ещё по теме:  Сергей Есенин ~ Я спросил сегодня у менялы… (Персидские мотивы) (+ Анализ)

Есенину удается передать не только скрип липовых колес телеги, но и запахи, витающие в прохладном осеннем воздухе, когда сырость смешивается с ароматом скошенных лугов, выжженных знойным летним солнцем, поспевающей в лесу брусники и первых грибов. Все эти запахи настолько дороги и близки поэту, что ему достаточно лишь закрыть глаза, чтобы мысленно перенестись в мир, который так дорог, близок и понятен ему с самого детства. Однако Есенин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, в которой нет места сельским забавам и развлечениям. Поэтому с некоторой грустью и тоской автор восклицает: «Край ты мой забытый, край ты мой родной».

Став горожанином, в душе Есенин по-прежнему остается сельским парнем, для которого нет более увлекательного занятия, чем пройтись по лесной тропинке или же вдохнуть аромат полевых цветов. Но поэт понимает, что к прошлой жизни вернуться ему уже вряд ли удастся, так как он сделал свой жизненный выбор. Но, прощаясь в стихах с родными местами и сохраняя в памяти их удивительную красоту, Есенин до конца не уверен в том, действительно ли правильно он поступил, променяв сельскую глушь, где навсегда оставил свое сердце, на блеск и суету шумной Москвы, в которой он чувствует себя чужим и неприкаянным.

лес, болото, сосны

Анализ и полный разбор стихотворения «Топи да болота» Есенина

Стихотворение Есенина “Топи да болота”, написанное простым языком, очень трогает душу. Оно наполнено искренней любовью и нежностью к родным местам. Краткий анализ “Топи да болота” по плану поможет ученикам 5 класса понять его смысл и почувствовать эмоции, которыми автор наполнил поэтические строки. Его можно использовать на уроке литературы и как основной, и как дополнительный материал.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в первый год пребывания поэта в Москве, в 1914-м. Опубликовано оно в первой книге Есенина – “Радуница”.
Тема – любовь к малой Родине.
Композиция – одночастная, на протяжении четырех строф автор рисует идиллическую картину осени в своем родном крае.
Жанр – пейзажная лирика.
Стихотворный размер – трехстопный хорей.
Эпитеты “синий плат”, “лесные кудри”, “темные ели”, “суховатая липа”, “ветряной посвист”, родной край”, “забытый край”.
Метафоры“хвойной позолотой взвенивает лес”, “плат небес”.
Олицетворение“елям снится”, “ракиты слухают“.

История создания

Ещё по теме:  Сергей Есенин ~ Весна (Припадок кончен. Грусть в опале..) (+ Анализ)

В отличие от поздней лирики, в которой деревня предстает в самом неприглядном виде, ранние стихотворения Есенина показывают ее идиллическую сторону. К таким относится и “Топи да болота”, написанное в 1914 году. Автор наполнил поэтические строки произведения искренней любовью к своему краю.

Впервые оно было напечатано в “Радунице” – первом сборнике есенинских стихотворений, который вышел в 1916 году.

Тема

Стихотворение посвящено любви к своей Родине, причем не большой Родине, России, а малой. В первые годы жизни в Москве поэт сильно тосковал по своему селу, и чувство ностальгии стало частью его ранней поэзии. Он рассказывает о местах, где родился и вырос, с особенной нежностью. На чужбине, какой сначала была для него столица, он тоскует о Константиново, и посвящает ему лучшие свои строки.

Композиция

Автор не использует сложные композиционные приемы, просто рисуя картину осени в деревне. Первые две строфы кажутся немного мрачными, в них описываются болота и густой хвойный лес, темный даже в разгар дня. Но последние – это яркая и счастливая картинка. Стих Есенина рассказывает и о бескрайних просторах леса, и о луге, где работают косари.

Последние две строчки показывают, почему поэт так проникновенно описывает самый обычный осенний день в деревне: это его родина, по которой он сильно скучает. Он вспоминает о тихом осеннем умиротворении, которое приходит на смену тяжелой работе, с особенным чувством.

Жанр

Это пейзажное стихотворение, в котором Есенин до малейших деталей передает не единожды виденную им картину осенней деревни. Он описывает даже запахи, так что читатель как будто окунается в осень, чувствует ее сам.

Трехстопный хорей с перекрестной рифмой способствует передаче эмоционального состояния и как нельзя лучше подходит для поэтического описания природы.

Средства выразительности

В ранний период своего творчества Есенин его находился в поиске метода, но у него уже образовался набор любимых художественных средств. В стихотворении “Топи да болота” он использует их все:

Эпитеты – “синий плат”, “лесные кудри”, “темные ели”, “суховатая липа”, “ветряной посвист”, родной край”, “забытый край”.
Метафоры“хвойной позолотой взвенивает лес”, “плат небес”.
Олицетворение“елям снится”, “ракиты слухают“.

Нельзя не отметить максимально простой язык, который делает произведение еще более живым и проникновенным. Будучи настоящим мастером пейзажной лирики, автор располагает каждый троп на своем месте, делая его частью общей картины и передавая с их помощью красоту родной природы.

Ещё по теме:  Сергей Есенин ~ Месяц рожу полощет в луже...

лес, болото, сосны, пейзаж

Рецензия на стихотворение «Топи да болота» Есенина

Ранняя лирика Есенина отличается особой искренностью и чистотой. Первое время после переезда в Москву он продолжал считать себя простым деревенским поэтом, испытывающим огромную тоску по родному селу. При этом Есенин видел, что его «деревенская лирика» находит множество поклонников среди уставшего от жизни городского общества. Печаль от разлуки с родиной и желание рассказать о ее красоте окружающим рождали в душе поэта очень чистые произведения. Одним из них является стихотворение «Топи да болота» (1914 г.).

Есенин не идеализирует родную землю. Бескрайние «топи да болота» составляют большую часть ее территории. Просто в бесхитростной русской природе нужно уметь разглядеть особое очарование и привлекательность. Ранние стихотворения поэта сами по себе напоминают родную землю. Они написаны в предельно сжатой форме, но с использованием очень метких и выразительных слов и эпитетов. Есенин словно разбрасывает по простым и наивным строчкам настоящие жемчужины: «хвойная позолота», «лесные кудри», «посвист ветряной».

Еще одним приемом поэта является олицетворение родной природы. В любом описании пейзажа чувствуется особенная, не зависящая от человека жизнь («елям снится», «слухают ракиты»). Человеческая деятельность становится не определяющей, а всего лишь дополняющей природу, подстраивающейся под ее законы. «Гомон косарей» — это просто сон деревьев. Тянущийся по лугу обоз органично вписывается в окружающую природу, становится ее неотъемлемой частью («суховатой липой пахнет от колес»).

В последней строфе появляется печальный мотив. Есенин обращается к родной земле: «Край ты мой забытый». В этом выражается личная тоска поэта, который предчувствует, что с годами ему будет сложнее приезжать погостить в родное Константиново. В более широком смысле Есенин понимает, что патриархальный образ жизни постепенно изживает себя. Ему самому первое время было очень нелегко вжиться в бурный поток городской жизни. Жители больших городов утратили связь с родными корнями. Крестьянская одежда и простонародный говор Есенина делали его иностранцем в глазах городского общества. Для вхождение в это общество поэту невольно придется изменится. Но, как покажет время, самым дорогим и близким к сердцу обращением к с. Константиново для него останется: «Край ты мой родной».

Топи да болота, Синий плат небес…

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа