Сергей Есенин ~ Наступление весны (+ Анализ)

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Выдающийся русский поэт XX века. Знаток народного языка и народной души. В своих стихах Сергей Есенин предстает тонким лириком, мастером пейзажа и человеком, глубоко понимающим и любящим свою страну - Русь. Сергей Есенин - уникальная фигура XX века. Его стихи читают и любят уже на протяжении двух столетий.
Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

Сергей Есенин

«Наступление весны»
Сергей Есенин
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Весна наступает,
Снег быстро тает,
И все оживает
С приходом ея!

Деревья оделись
Зеленой листвою,
Луг зеленеет,
Покрытый травою.

Поля зазеленели,
Ароматом дыша.
Цветы запестрели,
Птицы прилетели.

Лес оживился
Щебетанием,
Воздух наполнился
Благоуханием.

Год написания: 1 декабря 1910

ранняя весна

Анализ стихотворения Есенина «Наступление весны»

Начинающий поэт быстро осознал ученический характер произведения, появившегося в 1910 г. Спустя пару лет в письме другу он признается, что уничтожил этот стихотворный текст. Тем не менее «Наступление весны» вошло в корпус есенинской лирики как один из ранних опытов, относящихся ко времени учебы юноши в учительской школе.

Заглавие задает основную тему произведения. Лирический герой, очарованный сезонной метаморфозой, с удовольствием фиксирует уверенные проявления весеннего тепла. В центре внимания — динамичные изменения природы, для описания которых привлекаются глаголы. Молодой автор предпочитает энергичные короткие фразы, не пренебрегая и нераспространенными предложениями.

Суммируя первые впечатления, лирическое «я» приходит к лаконичному выводу: «Всё оживает». Собственное резюме он иллюстрирует отдельными эпизодами, отражающими результаты наблюдений. Во втором катрене господствует «зеленая» тема. Внимание созерцателя привлекают первая нежная листва и свежая трава. Переходя к обобщенному обонятельному образу луговых ароматов, поэт прибегает к олицетворению «дыша». Субъект речи продолжает фиксировать детали трансформации, замечая и пестрый цветочный убор, и стаи перелетных птиц, вернувшихся с зимовки.

Ещё по теме:  Сергей Есенин ~ Письмо от матери (Чего же мне Ещё теперь…)

Финальный эпизод открывается анафорой «оживился», актуализирующей мотив возрождения природных сил. За акустическим образом птичьего пения следует завершающая доминанта — благоухание весны, вызывающее восторг лирического субъекта.

Следы ученичества, присутствующие в стихотворении, очевидны: недостаточная проработка образов, скудость художественных приемов, однотипная лексика, наивный тон, шероховатости ритма, преобладание глагольных рифм. Вместе с тем художественный текст не лишен достоинств, первое из которых — искренность лирического переживания. Субъект речи, захваченный вихрем весенней трансформации, выступает как заинтересованный и активный участник общего процесса. Он стремится представить целостную картину возрождающейся природы, передать ее разнообразие в красках, звуках, запахах. Атмосфера оживления приносит радость в сердце героя, который спешит поделиться воодушевляющими вестями с окружающими.

Тем же периодом датировано еще одно творение юного поэта — «Осень». Идейное и стилистическое сходство двух текстов столь близко, что можно рассматривать их как своеобразный диптих. Его тема — впечатления лирического «я», вызванные сезонными изменениями природы.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа