Сергей Есенин ~ Край ты мой заброшенный… (+ Анализ)

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Выдающийся русский поэт XX века. Знаток народного языка и народной души. В своих стихах Сергей Есенин предстает тонким лириком, мастером пейзажа и человеком, глубоко понимающим и любящим свою страну - Русь. Сергей Есенин - уникальная фигура XX века. Его стихи читают и любят уже на протяжении двух столетий.
Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

Сергей Есенин

«Край ты мой заброшенный…»
Сергей Есенин

* * *
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?

Сборник «Радуница», цикл «Маковые побаски», 1914 г.

Край ты мой заброшенный
Константиново: на родине Сергея Есенина
Чудесный уголок земли русской

Анализ стихотворения «Край ты мой заброшенный» Есенина
1 вариант

В стихотворении “Край ты мой заброшенный” Сергей Есенин с печалью размышляет о процессе исчезновения деревенского уклада, описывает пейзаж заброшенной деревни, которую покидают люди.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1914 году, опубликовано несколькими годами позже. Оно разнится со стихами этого периода, тревога за судьбу села стала главной проблематикой произведения.
Тема стихотворения – тема малой родины, деревни, её запустения, заброшенности и разрушения.
Композиция – состоит из пяти строф (четверостиший). В первых четырёх присутствует описание заброшенного деревенского пейзажа, в последнем риторический вопрос, философский взгляд на будущее деревни.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – стихотворение написано хореем, поэтому звучит мягко и напевно. Рифмовка перекрёстная.
Метафоры“солома-риза”, “рукав черёмухи”, “избы забоченились”, “ветер…плесень окропил”.
Эпитеты “край заброшенный”, “сизая плесень”.
Литота“Избы забоченились, а и всех-то пять”. Село из пяти домов – не село, а нечто вымирающее, поэтому автор сознательно использует преуменьшение, чтобы создать правдивую картину обречённости.
Сравнение –“как метель, черёмуха машет рукавом”
Поэтический синтаксис – обращение (“Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь”.), риторический вопрос (уж не сказ ли в прутнике жисть твоя и быль, что под вечер путнику нашептал ковыль?).

Ещё по теме:  Сергей Есенин ~ Письмо от матери (Чего же мне Ещё теперь…)

История создания

Написанное в 1914 году стихотворение отличается от других, относящихся к этому периоду. Прекрасные светлые стихи о красоте деревенской природы и быта, ни с чем не сравнимые пейзажи, колоритная лексика, радостные, яркие мотивы. Это стихотворение проникнуто грустью, чувством безысходности, беспокойством за будущее деревни. После войны, без мужской руки деревня ослабла и обветшала, чувствуется отсутствие хозяина. Есенин, выросший в деревне, долго верил в её расцвет и надеялся, что новая власть будет способствовать этому. Но письма родных говорили об обратном, жизнь в деревне становилась сложнее с каждым годом.

Тема

Тема стихотворения – тревога о судьбе деревни, страх за её будущее. Проблема – плачевное состояние русских деревень. Тема деревни – основная в ранней лирике Есенина, эти стихи уникальны и неповторимы. Есенин искренне тосковал по своей малой родине, всё его существо тянулось к простой, понятной, родной деревенской жизни. Городская реальность разительно отличалась от искренности и простоты села, ужиться в чуждом для него окружении поэт пытался всю жизнь. Тоской и унынием проникнуто стихотворение, особенно жутко и безысходно звучат строки:

“В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом”.

Перед глазами встают печальные картины: заброшенные дома, нескошенные поля, безлюдные, покинутые места. В последней строфе звучат слова сомнения, была ли она когда-то живой или это просто сон, потерянный, забытый, нереальный. Образ избы – это философский символ определённого уклада, быта, образа мыслей, мировоззрения. Изба – отдельная жизнь, правильная, мудрая, настоящая, – этот образ у Есенина параллелен образу русской женщины, хозяйки, труженицы. Традиционно черёмуха у Есенина – красавица-невеста, молодая девушка, нарядная и весёлая. В стихотворении “Край ты мой заброшенный” черёмуха – “холодный” образ, автор сравнивает её с метелью, лепестки цветов – со снегом. Эта картина скорее унылая, чем радостная, дополняет общее настроение стихотворения. Оно оказалось пророческим, как и многие другие. Родное село Константиново изменилось за годы разлуки настолько, что поэт при встрече с ним потерял ощущение родины, уюта и гармонии.

Ещё по теме:  Сергей Есенин ~ Жизнь — обман с чарующей тоскою…(+ Анализ)

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф (четверостиший). В первых четырёх присутствует описание заброшенного деревенского пейзажа, в последнем риторический вопрос, философский взгляд на будущее деревни. Стихотворение написано в форме обращения лирического героя к своей родной деревне. Он смотрит на неё хозяйским глазом, подмечая все детали, говорящие о “беспризорности” села.
Написано хореем с перекрёстной рифмовкой. Для есенинского стиха характерны различные стихотворные размеры, рифма богата и разнообразна, звучание искусно проработано и отточено.

Жанр

Это лирическое стихотворение. В произведении мы видим мысли, чувства и переживания лирического героя, его боль и печаль по поводу состояния родной деревни. Традиции устного народного творчества оказали огромное влияние на формирование стиля “последнего поэта деревни”. Его деревенские корни, привязанность к земле, свой особый взгляд на мир обозначили индивидуальность автора, стали визитной карточкой.

Средства выразительности

Об увлечении автора церковной тематикой свидетельствует лексика третьей строфы (риза, окропил). Очень гармонично сочетается в стихотворении просторечная лексика(сказ, жисть, забоченились) и возвышенная (окропил, заревая).

Есенин больше склонен к метафорам, хотя и эпитеты (“край заброшенный”, “сизая плесень”) в его стихотворении занимают значимую роль. Интересны и необычны метафоры “солома-риза”, “рукав черёмухи”, “ветер окропил мох”. Они оживляют пейзаж и придают ему таинственность и загадочность.
Ассонанс в первой строфе – звук “ы” придаёт строкам настроение пустынное и печальное. В третьей строфе – аллитерация со звуком “с” также создаёт эффект шелеста, пустынности, гуляющего ветра.

Страницы ( 1 из 2 ): 1 2
Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа