Иван Бунин ~ Ночь (Ищу я в этом мире сочетанья…) (+ Анализ)

Лес, лесные цветы, травы, пейзаж

«Ночь (Ищу я в этом мире сочетанья…)»
Иван Бунин

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звездный час над сумраком земли.

Как письмена, мерцают в тверди синей
Плеяды, Вега, Марс и Орион.
Люблю я их теченье над пустыней
И тайный смысл их царственных имен!

Как ныне я, мирьяды глаз следили
Их древний путь. И в глубине веков
Все, для кого они во тьме светили,
Исчезли в ней, как след среди песков:

Их было много, нежных и любивших,
И девушек, и юношей, и жен,
Ночей и звезд, прозрачно-серебривших
Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!

Вот снова ночь. Над бледной сталью Понта
Юпитер озаряет небеса,
И в зеркале воды, до горизонта,
Столпом стеклянным светит полоса.

Прибрежья, где бродили тавро-скифы,
Уже не те, – лишь море в летний штиль
Все так же сыплет ласково на рифы
Лазурно-фосфорическую пыль.

Но есть одно, что вечной красотою
Связует нас с отжившими. Была
Такая ж ночь – и к тихому прибою…
Со мной на берег девушка пришла.

И не забыть мне этой ночи звездной,
Когда печь мир любил и для одной!
Пусть я живу мечтою бесполезной,
Туманной и обманчивой мечтой, –

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и тайного, как сон.
Люблю ее за счастие слиянья
В одной любви с любовью всех времен!

1901 г.

Море, лодка, парусник, волна, морской берег

Анализ стихотворения Бунина «Ночь»
1 вариант

Стихотворение «Ночь», написанное в 1901 году, – великолепный образец философской лирики Бунина. В нем Иван Алексеевич рассуждает о бесконечности бытия и человеческой смертности. Размышления рождаются на фоне ночного пейзажа – удивительного, загадочного, завораживающего. И это отсылает читателей к лучшим образцам лирики Тютчева. Именно его считают главным в русской поэзии певцом ночи, умевшим тонко чувствовать ее. Бунин, хоть и писал в основном в двадцатом столетии, всегда оставался ближе к веку девятнадцатому. Ивана Алексеевича мало волновали модернистские направления. Им он предпочитал классические традиции.

Лирический герой «Ночи» – человек, ощущающий свою индивидуальность, но в то же время понимающий принадлежность к течению мировой истории и макрокосмосу. Сочетание прекрасного и вечного для него заключается в звездах, планетах. Бунин упоминает Орион и Плеяды, Марс, Венеру и Юпитер. Их путь начинается во тьме веков. Сменялись многие поколения людей, небесные тела оставались. Множеству «и девушек, и юношей, и жен» освещали они дорогу. Иван Алексеевич обращается к давно прекратившим существование цивилизациям. В тексте встречаются «Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон», Понт. Получается, в стихотворении нашлось место ключевым для европейской культуры древним цивилизациям – Египту, Греции, Месопотамии. Кроме того, упоминаются тавро-скифы – племя, когда-то обитавшее на территории нынешнего полуострова Крым. Бунин стремился понять, что остается от людей, их деяний, мыслей, чувств по прошествии тысячелетий. В некоторой степени этим объясняются его путешествия в страны, где сохранилось дыхание истории, на землях которых создавались величайшие памятники искусства. В частности, речь идет о посещении Сирии, Палестины, Египта в апреле-мае 1907 года.

Ещё по теме:  Иван Бунин ~ В Сицилии

Лирический герой ищет смысл бытия. Он обращает взор в ночное небо, видевшее взлеты и падения легендарных государств и народов. Во второй части стихотворения план сменяется. Перед читателями предстает переход от общечеловеческого к интимному. Ради чего люди появляются на земле? Зачем проживают короткие по меркам вечности жизни? Ответ оказывается простым – главным образом, чтобы любить. Любовь связывает давно умерших людей с теми, кто еще жив. Лирический герой вспоминает дорогую его сердцу девушку. Чувства к ней он характеризует следующим образом:

Люблю ее за счастие слиянья
В одной любви с любовью всех времен!

Любовь вечна, как вечна природа, что отражено и в более позднем стихотворении Бунина «Надпись на чаше» (1903):

Вечно лишь море, безбрежное море и небо,
Вечно лишь солнце, земля и её красота,
Вечно лишь то, что связует незримою связью
Душу и сердце живых с темной душою могил.

Для «Ночи» Иван Алексеевич избрал шестистопный ямб, который также называется русским александрийским стихом. Этот размер, нечасто встречающийся в лирике двадцатого века, придает поэтическому высказыванию торжественность, возвышенность. Усиливается эффект при помощи лексики. Обратите внимание на то, какие слова употребляет Бунин, – «письмена», «твердь», «мирьяды» и так далее. Неслучайна здесь и кольцевая композиция. Она символизирует бесконечность жизни природы, космоса, включенность в это вечное движение человека.

К сожалению, лирика Ивана Алексеевича до сих пор остается в России несколько недооцененной. Ей катастрофически мало уделяют внимания как в школьной, так и в вузовской программе. При этом по глубине, философской наполненности, точности в выражении мыслей и чувств она ничуть не уступает лучшим образцам классической русской поэзии.

Анализ стихотворения «Ночь» Бунина
2 вариант

Философская лирика Ивана Бунина – это всегда неповторимые настроения и идеи, но даже в ряду других его произведений “Ночь” (1901 г.) занимает особенное место.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в самом начале 20 века, в 1901 году, и приближено к классической традиции века девятнадцатого.
Тема стихотворения – вечная связь между всеми временами, странами и событиями.
Композиция – кольцевая, такая форма закрепляет философскую идею произведения.
Жанр – лирическое стихотворение, которое тематически следует отнести к философской лирике.
Стихотворный размер – шестистопный ямб.
Эпитеты “звёздный час”, “тайный смысл”, “царственные имена”, “древний путь”, “бледная стать”, “стеклянный столп”, “лазурно-фосфорическая пыль”, “туманная и обманчивая мечта”, “бесполезная мечта”, “тихий прибой”.
Метафоры“звёздный час над сумраком земли”, “в глубине веков”, “зеркало воды”, “море сыплет лазурно-фосфорическую пыль”.
Сравнения“как письмена, мерцают Плеяды”, “исчезли, как след среди песков”, “столпом стеклянным светит полоса”, “ищу сочетанья прекрасного и тайного, как сон”.
Метонимия: “мильярды глаз следили”.
Перифраз: “в тверди синей” (в небе), “над бледной сталью Понта” (над поверхностью моря).

Ещё по теме:  Иван Бунин ~ Мать (+ Анализ стихотворения)

История создания

Ивана Алексеевича Бунина считают главным певцом ночи в русской поэзии, что только подтверждает написанное в 1901 году стихотворение “Ночь”. Это произведение создано в полном соответствии с русской классической традицией, так как поэт всегда был далёк от модернистских тенденций.
Тоскуя по суровым и прекрасным пространствам, автор произведения воплощал свои романтические мечтания в поэтической форме.

Тема

Основная тема, которую раскрывает Иван Алексеевич, – это круговорот жизни, который никогда не останавливается. При этом между временами и событиями существует непрерывная связь. Это произведение является одним из тех, которые раскрывают глубоко волновавшую поэта тему “вечной красоты”, к которой он не раз обращался.

Композиция

Для того чтобы воплотить идею неизменного хода жизни и бесконечности истории не только в содержании, но и в форме, Бунин использовал кольцевую композицию.
Лирический герой произведения – это глубоко чувствующий человек, для которого принадлежность к макрокосму не просто красивые слова, но часть его индивидуальности. Он наблюдает за звёздным небом, ощущая связь с прошлым, ведь за теми же созвездиями люди наблюдали и тысячелетия назад. Поколения сменялись, но звёзды оставались, на них смотрели новые поколения – и этот круговорот вечен, пока жив человек.

Важное место поэт отводит древним цивилизациям, причем не европейским, а восточным – жившим на берегах Понт Эвксинского моря таврам и скифам, а также Египту и Вавилону. Это подталкивает его размышления в философском направлении: остаётся ли что-то от людей и их дел, когда с момента их смерти прошли тысячелетия? Вообще, идея полноты бытия у поэта традиционно связывается со смертью, это типичная для бунинских произведений мысль.
Стих “Ночь” – это произведение, где лирический герой ищет смысл бытия, но при этом не забывает и об интимных переживаниях. И ответ на вопрос о том, зачем существует каждая конкретная личность, оказывается в его устах предельно простым – чтобы любить. Именно любовь как цель жизни связывает тех, кто живёт сейчас, с тем, кто уже никогда не испытает это чувство, но точно испытывал. Вспоминая девушку, которая когда-то была дорога его сердцу, Иван Алексеевич подчёркивает, что именно нежные чувства к ней позволили ему ощутить связь с прошедшими веками.

Ещё по теме:  Иван Бунин ~ В пустом, сквозном чертоге сада…

Жанр

Это философское произведение, в котором поэт воплотил важные для себя мысли и идеи. В частности, он много размышлял о том, какое место отведено человеку в макрокосме и зачем он вообще живет. Попытка поделиться с другими своими выводами на этот счёт – вот что такое “Ночь”.

Бунин использовал для него довольно редкий стихотворный размер – шестистопный ямб. Такой размер называют русским александрийским стихом; в лирике того времени он уже встречался довольно редко, поэтому возвышенность и торжественность произведения благодаря этому стала еще очевиднее. Поэтическая, высокая лексика, а также перекрёстная рифма усиливают этот эффект.
Особый синтаксис (использование переносов) воплощает ещё одну идею поэта – то, что конец строки и конец предложения не совпадают, показывает, что человек одновременно открыт миру и замкнут на самом себе.

Средства выразительности

Философскую идею Бунина поддерживают различные тропы.

Эпитеты“звёздный час”, “тайный смысл”, “царственные имена”, “древний путь”, “бледная стать”, “стеклянный столп”, “лазурно-фосфорическая пыль”, “туманная и обманчивая мечта”, “бесполезная мечта”, “тихий прибой” .
Метафоры“звёздный час над сумраком земли”, “в глубине веков”, “зеркало воды”, “море сыплет лазурно-фосфорическую пыль” .
Сравнения“как письмена, мерцают Плеяды”, “исчезли, как след среди песков”, “столпом стеклянным светит полоса”, “ищу сочетанья прекрасного и тайного, как сон”.
Метонимия“мильярды глаз следили”.
Перифраз“в тверди синей” (в небе), “над бледной сталью Понта” (над поверхностью моря).

Благодаря им также можно увидеть классическую школу, традиций которой придерживался поэт при создании произведения. Все вместе они создают цельную картину и помогают читателю не только понять, но и прочувствовать всё то, о чём говорит автор.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа