
Рассвет
Александр Блок
Я встал и трижды поднял руки.
Ко мне по воздуху неслись
Зари торжественные звуки,
Багрянцем одевая высь.
Казалось, женщина вставала,
Молилась, отходя во храм,
И розовой рукой бросала
Зерно послушным голубям.
Они белели где-то выше,
Белея, вытянулись в нить
И скоро пасмурные крыши
Крылами стали золотить.
Над позолотой их заемной,
Высоко стоя на окне,
Я вдруг увидел шар огромный,
Плывущий в красной тишине.
18 ноября 1903 г.

Анализ стихотворения Блока «Рассвет»
Произведение 1903 г. вошло в число юношеских творений, которые были отредактированы автором в 1919 г. и напечатаны отдельной книгой «За гранью прошлых дней».
В зачине стихотворения обозначены движения лирического субъекта, своей неторопливостью и величавостью напоминающие молитвенный ритуал. Серьезность момента обусловлена событием, которое с восхищением встречает герой-романтик, — восходом солнца. Сначала он слышит «торжественные звуки», и лишь потом видит «багрянцем» одетое небо.
Центральную часть произведения занимает развернутое сравнение. Колористические и световые метаморфозы рождают в сознании героя динамическую зарисовку: женщина, направляющаяся в храм, кормит «послушных» голубей. Имеют важное значение детали, задействованные в опоэтизированной сцене — цветовой акцент «розовый» и колористические коннотации золотисто-желтого, присущие лексеме «зерно».
Образ голубей, «позаимствованный» из сравнения, плавно перетекает в пейзажную зарисовку. Герою важен цвет оперения птиц — белый. Именно такой оттенок появляется на небе, постепенно трансформируясь, вытягиваясь в «нить». Светлеющая высь наступает на «пасмурные крыши». Появляется следующая колористическая доминанта — «золотить», в контексте которой последний раз актуализируется деталь, связанная с образом голубей, — лексема «крылами».
Лирический герой отмечает преображение земного мира, которое вызвано влиянием небесных сил. Крыши домов кажутся необычно нарядными, позолоченными.
В финале еще раз обозначается позиция героя: он возвышается в высоком окне. Завершает картину рассвета великолепное явление солнца, метафорически уподобленного «шару огромному», который медленно движется в «красной тишине». Финальная катахреза, один из излюбленных приемов Блока, подчеркивает величественное звучание торжественного момента.
В художественном пространстве «Рассвета» опоэтизированное изображение начала дня сочетается с философско-мистическим планом. Последний организован под влиянием мировоззренческих установок Вл. Соловьева, оказавших сильное воздействие на раннюю блоковскую лирику. Приветствуя восходящее солнце, герой слагает восторженный гимн небесной возлюбленной, которая высвободилась из ночного плена. Ожидание долгожданной встречи придает стихотворному тексту «Рассвета» позитивные интонации и гармоничный колорит.

Краткий Анализ стихотворения «Рассвет» Блока
Произведение «Рассвет» Александра Александровича Блока впервые было опубликовано спустя 16 лет после создания.
Стихотворение написано в ноябре 1903 года. Его автору исполнилось 23 года, он уже пережил увлечение театром, подготовил к печати дебютную книгу стихов, женился на Л. Менделеевой.
По жанру – видение, фантазия, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Рифмы открытые и закрытые, мужская чередуется с женской. Лирический герой – сам автор в образе демиурга. Композиция дана в развитии, по фазам. Стихотворение вошло в сборник «За гранью прошлых дней» 1919 года, в предисловии к которому поэт писал о переделке большинства стихов. В какой мере она коснулась «Рассвета» — неизвестно. Интонация напряженная. Из местоимений — «я» и «они».
«Трижды поднял руки»: жест прошения к божеству. Лирического героя охватывает «багрянец зари», приобретший собственное звучание. Во 2 четверостишии метафора продолжает развиваться. Герою кажется, что все происходящее – действия некой таинственной женщины, возможно, неземного происхождения. Перемены цвета небес он связывает с ее шагами, молитвами, кормлением голубей. «Зерно голубям»: разумеется, поэт имеет в виду не птиц, а всполохи набирающего силу солнца. Краски уходят («розовая рука»), бледнеют, и на смену им заступает новый день. «Белели выше»: первые признаки были неясными. «Крылами стали золотить»: солнечный свет падает на «пасмурные крыши», улицы, мостовые.
В финале выясняется, что лирический герой «высоко стоит на окне» и наблюдает величественное зрелище. Кажется, вся природа участвует в действе. «Я вдруг увидел»: хоть и ежедневное, но всегда чудо, нечто неожиданное. «Шар огромный»: солнце, плывущее в «красной тишине» (метафора). Опять смешение цветописи (белый, красный, золотой, розовый) и звукописи в одно целое. Герой чувствует себя соучастником.
Эпитеты: торжественные, послушным, огромный. Довольно много глаголов, призванных передать динамизм наблюдаемых героем изменений. Инверсия: позолотой заемной. Образ женщины, птиц, музыки сфер – основные в этом стихотворении. Целью поэта было вернуть свежесть восприятия явлений и моментов жизни. Городской пейзаж является частью стихотворения. Импрессионизм строк слит в единую реальность с повседневностью.
«Рассвет» — раннее стихотворение Александра Блока со всеми характерными признаками принадлежности к символизму.
![]()








