Евгений Баратынский ~ Где сладкий шепот (+ Анализ)

Баратынский Евгений Абрамович (1800-1844)
Знаменитый русский поэт-мыслитель, прозаик, офицер 19 века, обладающий пророческим даром, современник и друг Александра Сергеевича Пушкина.
Баратынский Евгений Абрамович (1800-1844)

Морозная зима в деревне, зимний пейзаж

«Где сладкий шёпот…»
Евгений Баратынский

Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Все цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.

Зачем, тоскуя,
В окно слежу я
Метели лет?
Любимцу счастья
Кров от ненастья
Оно дает.
Огонь трескучий
В моей печи;
Его лучи
И пыл летучий
Мне веселят
Беспечный взгляд.
В тиши мечтаю
Перед живой
Его игрой,
И забываю
Я бури вой.

О провиденье,
Благодаренье!
Забуду я
И дуновенье
Бурь бытия.
Скорбя душою,
В тоске моей,
Склонюсь главою
На сердце к ней,
И под мятежной
Метелью бед,
Любовью нежной
Ее согрет,
Забуду вскоре
Крутое горе,
Как в этот миг
Забыл природы
Гробовый лик
И непогоды
Мятежный крик.

Дата создания: октябрь — декабрь 1831 г.

Зимний пейзаж, зимняя природа, зима, зимний лес, сосны в снегу

Анализ стихотворения Баратынского «Где сладкий шепот…»

Произведение, датированное 1831 г., предвосхищает появление русской усадебной лирики, развитие которой началось спустя 10–15 лет. Тематическая принадлежность текста подтверждается его идейно-художественной структурой. Одна из ведущих ролей возложена автором на образ дома, надежного прибежища, оберегающего своих хозяев от холода и непогоды. Подобная трактовка образа встречается в знаменитом Фетовском творении «Кот поет, глаза прищуря…», где домашний уют противопоставлен бушующей «на дворе» буре.

Поэтический текст открывается риторическим вопросом, в который включена метафорическая конструкция «сладкий шепот», обозначающая шелест листвы. Лирическое «я» фиксирует изменения, вызванные приходом холодов: голые деревья, замерзший ручей, «метели лёт», долины, покрытые «ковром зимы». Изображая детали природы, поэт часто обращается к олицетворениям. Деревья наделяются способностью шептаться, а речная вода, к «ропоту» которой привык герой, «немеет» подо льдом.

Пейзажная картина, в которой господствуют оцепенение и «седая мгла», безотрадна. Лирический субъект отрывается от печального зрелища и обращает взгляд на «трескучий» огонь, пылающий в печи. Пристально вглядываясь в языки живого пламени, окруженный комфортом «любимец счастья» забывает о непогоде. Меняется и его настроение: тоску сменяет спокойная радость, порождающая желание помечтать «в тиши».

Ещё по теме:  Евгений Баратынский ~ Молитва

Бытовая ситуация служит поводом для философских обобщений. Ободренный герой спешит поблагодарить божественные силы, указавшие ему пути преодоления жизненного кризиса. От «бурь бытия», «метели бед» и душевной скорби спасет «любовь нежная». Главный секрет ее исцеляющей силы – способность даровать забвение тревожному сердцу.

В финальной части автор сближает комплексы образов разных тематических групп: горькие испытания, уготованные судьбой, уподобляются погодным приметам зимнего ненастья. Эта тенденция проявляется при помощи ряда метафорических конструкций, передающих противоречивую суть безрадостного земного пути героя. Стихотворение завершается двумя яркими примерами, в которых семантика дисгармоничности усиливается негативными коннотациями: «гробовый лик» и «мятежный крик».

Для изображения личных переживаний поэт избирает редкую вариацию стихотворного размера – двухстопный ямб. Короткая легкая строка также встречается в произведении «Догадка», посвященном «языку любови тайной».

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа