Эдуард Асадов ~ Трусиха (+ Анализ)

Асадов Эдуард Аркадьевич (1923-2004)
Эдуард Аркадьевич Асадов (7 сентября 1923, Мерв, Туркестанская АССР, РСФСР, СССР — 21 апреля 2004, Одинцово, Московская область, Россия) — русский советский поэт и прозаик, написавший в восемь лет своё первое стихотворение. Все его творчество пропитано искренностью и добротой. Стихи Эдуарда Асадова посвящены различным темам: войне и миру, вере и безверию, благородству и подлости. Но, как считал сам Асадов, в первую очередь он писал стихи о любви, которая была для него главной ценностью жизни. Поэт был ранен на войне, после чего ослеп. Эдуард Асадов был сильным и добрым человеком. Его стихи наполнены оптимизмом и любовью.
Асадов Эдуард Аркадьевич (1923-2004)

Трусиха

ТРУСИХА
Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — хрупкий стебелек.

Видно, распалясь от разговора,
Парень, между прочим, рассказал,
Как однажды в бурю ради спора
Он морской залив переплывал,

Как боролся с дьявольским теченьем,
Как швыряла молнии гроза.
И она смотрела с восхищеньем
В смелые, горячие глаза…

А потом, вздохнув, сказала тихо:
— Я бы там от страха умерла.
Знаешь, я ужасная трусиха,
Ни за что б в грозу не поплыла!

Парень улыбнулся снисходительно,
Притянул девчонку не спеша
И сказал:- Ты просто восхитительна,
Ах ты, воробьиная душа!

Подбородок пальцем ей приподнял
И поцеловал. Качался мост,
Ветер пел… И для нее сегодня
Мир был сплошь из музыки и звезд!

Ещё по теме:  Эдуард Асадов ~ Златоуст (О, как же я счастлив с тобой, родная!)

Так в ночи по набережной хмурой
Шли вдвоем сквозь спящий городок
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — хрупкий стебелек.

А когда, пройдя полоску света,
В тень акаций дремлющих вошли,
Два плечистых темных силуэта
Выросли вдруг как из-под земли.

Первый хрипло буркнул:- Стоп, цыпленки!
Путь закрыт, и никаких гвоздей!
Кольца, серьги, часики, деньжонки —
Все, что есть,- на бочку, и живей!

А второй, пуская дым в усы,
Наблюдал, как, от волненья бурый,
Парень со спортивною фигурой
Стал спеша отстегивать часы.

И, довольный, видимо, успехом,
Рыжеусый хмыкнул:- Эй, коза!
Что надулась?! — И берет со смехом
Натянул девчонке на глаза.

Дальше было все как взрыв гранаты:
Девушка беретик сорвала
И словами:- Мразь! Фашист проклятый!-
Как огнем детину обожгла.

— Комсомол пугаешь? Врешь, подонок!
Ты же враг! Ты жизнь людскую пьешь!-
Голос рвется, яростен и звонок:
— Нож в кармане? Мне плевать на нож!

За убийство — стенка ожидает.
Ну, а коль от раны упаду,
То запомни: выживу, узнаю!
Где б ты ни был, все равно найду!

И глаза в глаза взглянула твердо.
Тот смешался:- Ладно… тише, гром…-
А второй промямлил:- Ну их к черту! —
И фигуры скрылись за углом.

Лунный диск, на млечную дорогу
Выбравшись, шагал наискосок
И смотрел задумчиво и строго
Сверху вниз на спящий городок,

Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша,
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — слабая натура,
«Трус» и «воробьиная душа».

Дата создания: 1963 г.

«Эдуард Асадов — стихи»
«Стихи о любви и стихи про любовь»
«Стихи о любви Эдуарда Асадова»

трусиха

Анализ стихотворения Асадова «Трусиха» 1 вариант

Эдуард Аркадьевич Асадов – любимый поэт целого поколения, к сожалению, незаслуженно забытый. Его творческая жизнь не отмечена никакими скандалами, он никогда не рассчитывал на публицистический эффект, не эпатировал читателей, не делал карьеры и не покидал Родины, как множество его собратьев по перу, относившихся к нему с оттенком презрительного превосходства.

Прошедший войну поэт имел твердые идеологические установки, но его поэзия лишена скучной назидательности – она в основном описывает реальные жизненные ситуации и находит отзвук в душе любого человека, чем и обусловлена ее широкая популярность. Стихотворение «Трусиха» относится как раз к такой категории. Особенность его жанра – гражданская лирика.

Ещё по теме:  Эдуард Асадов ~ Не уходи из сна моего!

Произведение содержит такие средства художественной выразительности:

  • метафоры – «шар луны», «девчонка-стебелек», «полоска света», «бурый от волненья», «жизнь… пьешь» – позволяют лаконично создать яркие зримые образы;
  • эпитеты – «звездный абажур», «дьявольское теченье», «смелые горячие глаза», «ужасная трусиха», «воробьиная душа», «спортивная фигура», «темные плечистые силуэты», «лунный диск», «млечная дорога», «слабая натура»;
  • олицетворения – «фигуры скрылись», «уснувший городок», «швыряла молнии гроза», «ветер пел», «спящий городок», «хмурая набережная», «дремлющие акации», «голос рвется», «лунный диск шагал и смотрел» – позволяют автору создать поэтический антураж, ярче отразить их чувства и характеры;
  • синонимы – «уснувший» «спящий» – рисуют картину опустевшего городка, подчеркивают отсутствие свидетелей происшествия;
  • синтаксический параллелизм – «как переплывал, как боролся, как швыряла» – подчеркивает множественность действий, выделяя каждое придаточное предложение;
  • умолчания – «она смотрела в глаза…», «Ладно… тише…» – употреблены в местах, когда персонажей переполняют чувства, и они не находят слов для их выражения;
  • обращения – «воробьиная душа», «цыпленки», «подонок», «гром», «коза» – фиксируют внимание на персонажах и характеризуют их отношение – то снисходительность, то крайнее пренебрежение;
  • пространные ряды однородных членов предложения – «улыбнулся, притянул, сказал, приподнял, поцеловал», «кольца, серьги, часики, деньжонки (одновременно пример бессоюзия)», «упаду, выживу, узнаю, найду» – скрупулезно описывают действия персонажей;
  • риторические восклицания – «Ни за что б … не поплыла!» , «Мир был из … звезд!», «Стоп!..», «Эй, коза!», «Что надулась?!», «Мразь! Фашист проклятый!», «Врешь!..», «Ты враг!» – отражают накал чувств, захватывающий читателя;
  • риторические вопросы – «Комсомол пугаешь?», «Нож в кармане?»;
  • фразеологизмы – «выросли как из-под земли», «все на бочку», «глаза в глаза»;
  • парцелляцию – «…хмыкнул. И берет … натянул…» – создает акцент на каждом действии персонажа;
    кольцо – «Нож в кармане? … плевать на нож!» – выделяет ключевое слово «нож» как главную угрозу;
  • сравнения – «было … как взрыв…», «как огнем … обожгла»;
  • аллюзию – «стенка ожидает» – намек на высшую меру наказания;
  • эллипсис – «за убийство (тебя) стенка ожидает»;
  • иронию – «девчонка – слабая натура»;
  • простонародную лексику – «детина».

Краткие прилагательные «яростен и звонок» автор употребляет в кульминационный момент – они будто режут слух, придают речи книжный, даже где-то официальный оттенок и подчеркивают важность всей сцены.

Ещё по теме:  Эдуард Асадов ~ Сатана (+ Анализ)

Основные образы стихотворения – не только люди: явления природы и предметы – луна, набережная – являются безмолвными свидетелями разыгравшейся сцены. В лице хрупкой девочки автор создал героиню, которая посрамила дюжего кавалера, смелого лишь на словах. Она может послужить примером современным молодым людям.

Анализ стихотворения «Трусиха» Асадова 2 вариант

Эдуард Аркадьевич Асадов, по пушкинскому завету, своей лирой поистине пробуждал добрые чувства.

Стихотворение написано в 1963 году. К его автору уже пришла известность, книги печатают большими тиражами, литературные вечера проходят с аншлагом. Жанр – поэтический рассказ с типичной для поэта рифмовкой, где есть место и перекрестной, и охватной. Композиция сюжетная, кольцевая, в финале возвращается к началу. Стихотворение, как часто у Э. Асадова, длинное, состоит из 17 строф. Главные действующие лица – «парень со спортивною фигурой» и его девушка. Уже поздно, он провожает девушку домой. И «между прочим» рассказывает, как однажды на спор в грозу переплыл залив. Девчонка восхищена и считает его героем. «Мир был сплошь из музыки и звезд». Идиллию нарушает появление грабителей. Они и возрастом старше, и фигурой мощнее парня, и голоса у них такие угрожающие, хриплые. «Кольца, серьги, часики, деньжонки»: в этой издевательской перечислительной градации – причина их ночной вылазки. Герой, «от волненья бурый», отдал часы. Детина смеется над девушкой и натягивает ей берет на глаза. Реакция была мгновенной: мразь! Фашист проклятый! (в те годы – особенно оскорбительное ругательство, еще жива память о войне). «Как огнем детину обожгла». Не страшны ей ни его угрозы, ни «нож в кармане»: выживу, узнаю! Невероятно, но ей удается пристыдить воров. Действительно, у кого правда, тот и сильней. Пара продолжает свой путь по набережной: она – взволнованная, он – смущенный. Права ли героиня? Ведь драться-то не ей. Подумаешь, часы, мамино колечко. Зато не тронули бы. Но Э. Асадов о другом: плыть в бурю на спор – это не подвиг, а бравада, развлечение, а не воспитание души. Девушки удалось усовестить негодяев, потому что она не приняла их правила игры, отказалась от роли жертвы. Ей не часы жалко, она не выносит кривды, отказалась согласиться со злом. Лексика разговорная, эмоциональная, просторечная, местами бранная (подонок, ну их к черту).

В стихотворении «Трусиха» Эдуард Асадов поднимает темы бахвальства, мужества и границ терпимости к злу.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа