- Эдуард Асадов ~ Ты меня не любишь! - 25.10.2024
- Эдуард Асадов ~ Перекройка / Переоценка - 12.09.2024
- Эдуард Асадов ~ Улетают птицы 🍁 - 07.09.2024
МЕДВЕЖОНОК
Беспощадный выстрел был и меткий.
Мать осела, зарычав негромко,
Боль, веревки, скрип телеги, клетка…
Все как страшный сон для медвежонка…
Город суетливый, непонятный,
Зоопарк — зеленая тюрьма,
Публика снует туда-обратно,
За оградой высятся дома…
Солнца блеск, смеющиеся губы,
Возгласы, катанье на лошадке,
Сбросить бы свою медвежью шубу
И бежать в тайгу во все лопатки!
Вспомнил мать и сладкий мед пчелы,
И заныло сердце медвежонка,
Носом, словно мокрая клеенка,
Он, сопя, обнюхивал углы.
Если в клетку из тайги попасть,
Как тесна и как противна клетка!
Медвежонок грыз стальную сетку
И до крови расцарапал пасть.
Боль, обида — все смешалось в сердце.
Он, рыча, корябал доски пола,
Бил с размаху лапой в стены, дверцу
Под нестройный гул толпы веселой.
Кто-то произнес: — Глядите в оба!
Надо стать подальше, полукругом.
Невелик еще, а сколько злобы!
Ишь, какая лютая зверюга!
Силищи да ярости в нем сколько,
Попадись-ка в лапы — разорвет! —
А «зверюге» надо было только
С плачем ткнуться матери в живот.
Дата создания: 1948 г.
Анализ стихотворения Асадова «Медвежонок»
Для чего нужна поэзия? Судя по произведениям Эдуарда Аркадьевича Асадова (1923–2004), не только для выражения собственных чувств и впечатлений, но и для воспитания читателя, внушения ему хороших мыслей и подталкивания к правильным поступкам. В своих стихотворениях автор деликатно поднимает очень важные вопросы. При этом он использует такие художественные средства и приемы, что читатель не может не проникнуться сочувствием к героям стихотворений.
«Медвежонок», написанный в 1948 году, – как раз такое произведение. Его главный герой – попавший в зоопарк детеныш лесной медведицы. Мать застрелили охотники, и теперь малыш мерит тяжелыми шагами пол клетки. Вокруг толпятся посетители зоопарка, шумят голоса, а медвежонок, тоскуя по дому и матери, мечется по клетке и пробует то сломать ее прутья, то раскопать пол, то разбить дверцу.
Поэт присутствует в стихотворении в качестве рассказчика. Он наблюдает за злоключениями персонажа с самого момента гибели медведицы. Чтобы заставить читателя сильнее сопереживать герою, автор прибегает к олицетворению. Животное наделяется человеческими качествами, оно начинает испытывать душевную боль, обиду, видеть сны, мечтать и страдать от несправедливости:
Вспомнил мать и сладкий мед пчелы,
И заныло сердце медвежонка…
Эмоциональные восклицания, оформленные в виде мыслей животного, добавляют ему сходства с человеком:
Как тесна и как противна клетка!
Поэт стремится вызвать симпатию к герою. Для этого используются сравнения, например, нос медвежонка похож на мокрую клеенку. Читателю, который немного знаком с советским бытом, это напомнит о том, как подкладывали клеенку младенцам в кроватку, чтобы сохранить матрас сухим. Таким образом, между человеческим и медвежьим детенышем становится все меньше различий.
Напряжение в стихотворении усиливается за счет наслоения образов. Автор просто через запятую перечисляет детали, но с их помощью воображение рисует ясную картину страданий бедного животного:
Боль, веревки, скрип телеги, клетка…
Солнца блеск, смеющиеся губы,
Возгласы, катанье на лошадке…
Показательна фраза «Зоопарк – зеленая тюрьма». Она как нельзя лучше отражает отношение самого автора к этому явлению. Можно долго рассуждать о том, что без матери одинокий медвежонок погиб бы в лесу. Но поэт дает понять с помощью прямой речи посетителей, что большинству людей безразличны чувства того, кто находится в клетке. Животное служит только для развлечения, хотя, как и эти люди, имеет сердце и душу. Ясно, что Эдуард Аркадьевич не одобряет подобного отношения, призывая читателей с помощью этого произведения задуматься о судьбе диких животных.
Краткий анализ стихотворения «Медвежонок» Асадова
В лирике Эдуарда Асадова особое место занимает цикл стихов о человечности животных, сострадании к ним.
Стихотворение относится к 1948 году. Поэту 25 лет. Сразу после школы он добровольцем ушел на фронт. Был ранен, ослеп. Но нашел и любимую, и силы следовать призванию: писал стихи, перенес строгую, но все-таки ободряющую критику Чуковского, стал студентом Литературного института, его лирика появляется на страницах журнала «Огонек». Поэт сострадает каждому живому существу, попавшему в беду. В годы, когда в мире еще не обсуждалась тема этичности содержания животных в неволе на потеху публики, поэт называет зоопарк «зеленой тюрьмой». Кроме того, в послевоенном Московском зоопарке (а речь, вероятно, о нем) животные жили скученно, плохо питались, территория не чистилась, рук не хватало.
Интонация стихотворения взволнованная, построено оно на противопоставлении: свободы и клетки, города и тайги, людей и животных, отчаяния и веселья. У главного героя, медвежонка, охотники убили мать, а сам он попал в клетку. Поэт очеловечивает зверя («боль, обида в сердце»). Посетители зоопарка не желают ставить себя на место другого. Нет взаимопонимания. Перед ними испуганный дикий малыш, сирота. Но люди видят в нем «лютую зверюгу». Право на жизнь и свободу есть и у животных. Есть у них и чувства. Достаточно вспомнить «Стихи о рыжей дворняге» того же Эдуарда Асадова, «Песнь о собаке» Сергея Есенина, «Ворону» и «Медведя» Николая Рубцова, «Слона» Саши Черного.
Среди выразительных средств стиха есть эпитеты: беспощадный выстрел, город непонятный, нестройный гул.
Фразеологизмы: во все лопатки, глядите в оба.
Сравнение: словно клеенка.
Грубые просторечные слова с увеличительными суффиксами: зверюга, силища.
Тревожные перечислительные градации, повторы, внутренний монолог медвежонка, прямая речь людей, умолчание, риторические восклицания, живая, колоритная лексика.