Константин Батюшков ~ Мои Пенаты (+ Анализ)

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855)
Стихи Батюшкова олицетворяют собой совершенство рифмы и чистоту слога, каждое слово поэт мучительно обдумывал и огранял. Он нашел «клад» прелести русского языка.
Батюшков Константин Николаевич (1787-1855)

Константин Батюшков

«Мои пенаты»
Константин Батюшков

Послание к Жуковскому и Вяземскому

Отечески Пенаты,
О пестуны мои!
Вы златом не богаты,
Но любите свои
Норы и темны кельи,
Где вас на новосельи,
Смиренно здесь и там
Расставил по углам;
Где странник я бездомный,
Всегда в желаньях скромный,
Сыскал себе приют.
О боги! будьте тут
Доступны, благосклонны!
Не вина благовонны,
Не тучный фимиам
Поэт приносит вам;
Но слезы умиленья,
Но сердца тихий жар,
И сладки песнопенья,
Богинь Пермесских дар!
О Лары! уживитесь
В обители моей,
Поэту улыбнитесь –
И будет счастлив в ней!..
В сей хижине убогой
Стоит перед окном
Стол ветхой и треногой
С изорванным сукном.
В углу, свидетель славы
И суеты мирской,
Висит полузаржавый
Меч прадедов тупой;
Здесь книги выписные,
Там жесткая постель –
Всё утвари простые,
Всё рухлая скудель!
Скудель!.. но мне дороже,
Чем бархатное ложе
И вазы богачей!.

Отеческие боги!
Да к хижине моей
Не сыщет ввек дороги
Богатство с суетой;
С наемною душой
Развратные счастливцы,
Придворные друзья
И бледны горделивцы,
Надутые Князья!
Но ты, о мой убогой
Калека и слепой,
Идя путем-дорогой
С смиренною клюкой,
Ты смело постучися,
О воин, у меня;
Войди и обсушися
У яркого огня.
О старец, убеленный
Годами и трудом,
Трикраты уязвленный
На приступе штыком!
Двуструнной балалайкой
Походы прозвени
Про витязя с нагайкой,
Что в жупел и в огни
Летал перед полками,
Как вихорь на полях,
И вкруг его рядами
Враги ложились в прах!..
И ты, моя Лилета,
В смиренной уголок
Приди под вечерок
Тайком переодета!
Под шляпою мужской
И кудри золотые
И очи голубые
Прелестница, сокрой!
Накинь мой плащ широкой,
Мечем вооружись
И в полночи глубокой
Внезапно постучись..
Вошла – наряд военный
Упал к ее ногам,
И кудри распущенны
Взвевают по плечам,
И грудь ее открылась
С лилейной белизной:
Волшебница явилась
Пастушкой предо мной!
И вот с улыбкой нежной
Садится у огня;
Рукою белоснежной
Склонившись на меня,
И алыми устами,
Как ветер меж листами,
Мне шепчет: «я твоя,
Твоя, мой друг сердечной!..»
Блажен, в сени беспечной,
Кто милою своей,
Под кровом от ненастья,
На ложе сладострастья,
До утренних лучей
Спокойно обладает,
Спокойно засыпает
Близь друга сладким сном!..

Уже потухли звезды
В сиянии дневном,
И пташки теплы гнезды,
Что свиты под окном,
Щебеча покидают
И негу отрясают
Со крылышек своих;
Зефир листы колышет,
И всё любовью дышет
Среди полей моих;
Всё с утром оживает,
А Лила почивает
На ложе из цветов…
И ветер тиховейной
С груди её лилейной
Сдул дымчатый покров…
И в локоны златые
Две розы молодые
С нарциссами вплелись;
Сквозь тонкие преграды
Нога ища прохлады,
Скользит по ложу вниз…
Я Лилы пью дыханье
На пламенных устах,
Как роз благоуханье,
Как нектар на пирах!..
Покойся, друг прелестной,
В объятиях моих!
Пускай в стране безвестной,
В тени лесов густых,
Богинею слепою
Забыт я от пелен:
Но дружбой и тобою
С избытком награжден!
Мой век спокоен, ясен;
В убожестве с тобой
Мне мил шалаш простой;
Без злата мил и красен
Лишь прелестью твоей!

Ещё по теме:  Константин Батюшков ~ Мечта (Подруга нежных муз, посланница небес…) (Элегия) (+ Анализ)

Без злата и честей
Доступен добрый Гений
Поэзии святой,
И часто, в мирной сени,
Беседует со мной.
Небесно вдохновенье;
Порыв крылатых дум!
(Когда страстей волненье
Уснет… и светлый ум,
Летая в поднебесной,
Земных свободен уз,
В Аонии прелестной
Сретает хоры Муз!)
Небесно вдохновенье,
За чем летишь стрелой,
И сердца упоенье
Уносишь за собой? –
До розовой денницы
В отрадной тишине,
Парнасские царицы,
Подруги будьте мне!
Пускай веселы тени
Любимых мне певцов,
Оставя тайны сени
Стигийских берегов,
Иль области эфирны,
Воздушною толпой
Слетят на голос лирный
Беседовать со мной!..
И мертвые с живыми
Вступили в хор един!…
Что вижу? ты пред ними,
Парнасский исполин,
Певец Героев, славы,
В след вихрям и громам,
Наш лебедь величавый,
Плывешь по небесам.
В толпе и Муз и Граций,
То с лирой, то с трубой,
Наш Пиндар, наш Гораций,
Сливает голос свой.
Он громок, быстр и силен,
Как Суна средь степей,
И нежен, тих, умилен,
Как вешний соловей.
Фантазии небесной
Давно любимый сын,
То повестью прелестной
Пленяет Карамзин;
То мудрого Платона
Описывает нам,
И ужин Агатона,
И наслажденья храм;
То древню Русь и нравы
Владимира времян,
И в колыбели Славы
Рождение Славян.
За ними Сильф прекрасной,
Воспитанник Харит,
На цитре сладкогласной
О Душеньке бренчит;
Мелецкого с собою
Улыбкою зовет,
И с ним, рука с рукою,
Гимн радости поет!..
С Эротами играя
Философ и Пиит,
Близь Федра и Пильпая
Там Дмитриев сидит;
Беседуя с зверями
Как счастливый дитя,
Парнасскими цветами
Скрыл истинну шутя.
За ним в часы свободы
Поют среди певцов
Два баловня природы,
Хемницер и Крылов.
Наставники-Пииты,
О Фебовы жрецы!
Вам, вам плетут Хариты
Бессмертные венцы!
Я вами здесь вкушаю
Восторги Пиерид,
И в радости взываю:
О музы! я Пиит!

А вы, смиренной хаты
О Лары и Пенаты!
От зависти людской
Мое сокройте счастье,
Сердечно сладострастье
И негу и покой!
Фортуна! прочь с дарами
Блистательных сует!
Спокойными очами
Смотрю на твой полет:
Я в пристань от ненастья
Челнок мой проводил,
И вас, любимцы счастья,
На веки позабыл…
Но вы, любимцы славы,
Наперсники забавы,
Любви и важных Муз,
Беспечные счастливцы,
Философы-ленинцы,
Враги придворных уз,
Друзья мои сердечны!
Придите в час беспечный
Мой домик навестить –
Поспорить и попить!
Сложи печалей бремя,
Ж<уковский> добрый мой!
Стрелою мчится время,
Веселие стрелой!
Позволь же дружбе слёзы
И горесть усладить,
И счастья блеклы розы
Эротам оживить.
О В<яземский>! цветами
Друзей твоих венчай,
Дар Вакха перед нами:
Вот кубок – наливай!
Питомец Муз надежный,
О Аристиппов внук!
Ты любишь песни нежны
И рюмок звон и стук!
В час неги и прохлады
На ужинах твоих
Ты любишь томны взгляды
Прелестниц записных:
И все заботы славы,
Сует и шум и блажь,
За быстрый миг забавы
С поклонами отдашь.
О! дай же ты мне руку,
Товарищ в лени мой,
И мы… потопим скуку
В сей чаше золотой!
Пока бежит за нами
Бог времени седой
И губит луг с цветами
Безжалостной косой,
Мой друг! скорей за счастьем
В путь жизни полетим;
Упьемся сладострастьем,
И смерть опередим;
Сорвем цветы украдкой
Под лезвием косы,
И ленью жизни краткой
Продлим, продлим часы!
Когда же Парки тощи
Нить жизни допрядут,
И нас в обитель нощи
Ко прадедам снесут –
Товарищи любезны!
Не сетуйте о нас.
К чему рыданья слезны,
Наемных ликов глас?
К чему сии куренья
И колокола вой,
И томны псалмопенья
Над хладною доской?
К чему?.. Но вы толпами
При месячных лучах
Сберитесь, и цветами
Усейте мирный прах;
Иль бросьте на гробницы
Богов домашних лик,
Две чаши, две цевницы,
С листами повилик:
И путник угадает
Без надписей златых,
Что прах тут почивает
Счастливцев молодых!

Ещё по теме:  Константин Батюшков ~ Пробуждение (Элегия) (+ Анализ)

Дата создания: вторая половина 1811 г. – первая половина 1812 г.

Анализ стихотворения Батюшкова «Мои пенаты» (1 вариант)

Хрестоматийные строки поэтического послания были написаны в 1811–12 г.г., когда автор жил в Хантаново, пошехонском имении своих сестер.

«Мои пенаты» определили особенности развития жанра стихотворного послания в русской традиции: ответные отклики батюшковских адресатов, Жуковского и Вяземского, также написаны трехстопным ямбом, воссоздающим атмосферу непринужденного дружеского общения. Аллюзиями на строки анализируемого произведения насыщены опыты Пушкина-лицеиста. Не только французская поэзия, но творчество старшего соотечественника и коллеги обусловили обращение юного автора к антологическим темам.

В первых строфах моделируется основная антитеза текста: незатейливый, скромный быт и спокойный образ жизни героя-поэта противопоставлен пышному интерьеру владений царедворцев, их бесконечным хлопотам о богатстве и карьере.

Особое внимание уделяется описанию темного и тесного, но уютного «приюта» эпикурейца, для характеристики которого используются лексические средства с семантикой небогатой, скудной домашней обстановки. Лирический герой доволен своим положением: находясь в идеализированном пространстве, он энергичен, радостен, любим, полон творческих сил.

Смешение реалистических деталей и атрибутов античной мифологии является существенной приметой художественного мира «Пенатов». Явные и противоречивые стилевые контаминации – объект критических замечаний, сформулированных зрелым Пушкиным. В интерьере античного жилища появляется стол, покрытый рваной скатертью, а хозяина хижины навещает старый солдат, играющий на балалайке, – столкновение разнородных деталей производит нежелательный комический эффект.

За любовными сценами, в которых возникает условный женский образ Лилы, следуют строфы, посвященные божествам, покровительствующим земным талантам. Галерея портретов поэтов-современников открывается обращением к Державину, охарактеризованному перифразом «парнасский исполин» и сравнением с лебедем. В многообразии интонаций и стилевых решений субъект речи видит основное достоинство державинских творений. Участниками поэтического хора становятся еще восемь авторов, каждому из которых воздаются похвалы.

Герой призывает лирических адресатов, добрых товарищей, единомышленников и «философов-ленивцев», к наслаждению земными радостями. Эпикурейца не тревожит мысль о конечности человеческого бытия: не стоит скорбеть о безвременном уходе тех, кто был счастлив при жизни.

Ещё по теме:  Константин Батюшков ~ Числа по совести не знаю… (Мелкие сатирические и шуточные стихотворения)

Анализ стихотворения «Мои пенаты» Батюшкова (2 вариант)

Восхищение жизнью и молодостью вносит Батюшкин в русскую поэзию. Это и проявляется в стихотворении «Мои пенаты» написанное автором в период 1811-1812 годов. Вдали от Петербурга у Константина Николаевича появляется ностальгия по жизни, которая была в большом городе, и он начинает писать стихотворение с обращением к литераторам того времени — Карамзину, Жуковскому, Вяземскому, Дмитриеву. В произведении есть и другие имена, но Батюшков обращается к этим авторам. Это стихотворение он приложил к письмам, которые отправил всем 4.

«Мои пенаты» — проявило значимую роль в развитии жанра «дружеского послания». В произведении большое количество отсылок к древнегреческой культуре, философские мотивы и древнегреческие мифологические образы. Создается некое «двоемирие», где воплощаются античные образы и детали, показывающие настоящую жизнь в деревне. Для создания деталей античного мира используется мифологемы, которые начинаются уже с названия: Пенаты — в мифологии Древнего Рима боги-хранители домашнего очага.

Автор использует вольную рифмовку, т.е. смешение различных схем рифмовки, стихотворение не делится на строфы. По структуре оно подразделяется на 5 разных частей. В первой части поэт говорит о неприятии к роскоши, акцентирует внимание на том, что ценности не в комфорте и лоске. Лирическим героем, который живёт в бедности и аскетизме, автор отображает своё сознание. Вторая часть, это противопоставление деревенского мира и мира людей, которые привыкли к богатству. В третей части появляется мир самого поэта, его представления. В четвёртой части вновь возникает противоречие светской жизни и духовного мира поэта. Душа лирического героя освободилась от противоречий и в ней царит любовь, дружба и счастье. В последней пятой части Батюшков обращается к Жуковскому и Вяземскому, к тем кому и было адресовано само стихотворение.

Переходя к основной мысли произведения, важно отметить, что автор доказывает истинную радость жизни в обыденных вещах. Главной ценностью Батюшков считает любовь и творчество. Счастье поэт находит только там, где есть покой и мир. Именно в этой среде настоящий поэт сможет найти свое вдохновение.

Ранняя лирика Константина Батюшкова — образец художественного мастерства. Она наполнена гармоничным языком и внутренней гармонией. Поэт создал идеальный образ жизни.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа